День явления Господа Нрисимхадева – Нрисимха Чатурдаши

Автор: | 02.05.2015

nrisimha_01Я приношу свои поклоны Господу Нрисимхадеву, который всегда даёт наставления Своему преданному Прахладу в его сердце. Он побеждает все виды анартх, которые нападают на преданных. Его милость освежает и распространяется подобно свету луны. (Шрипад Шридхара Свами)

Я в глубоком почтении склоняюсь перед Господом Нрисимхадевой, источником всей силы. О мой Господь, Твои ногти и клыки подобны молниям, так истреби же демона наших желаний, связанных с кармической деятельностью в этом материальном мире. Появись в нашем сердце и изгони оттуда невежество, чтобы по Твоей милости мы могли стать бесстрашными в борьбе за существование в этом материальном мире.

Этот праздник считается вселенским «Днем победы Добра над Злом». «Нарасимха» означает на санскрите буквально «человеколев». Такой невероятный образ Кришна принял еще на заре творения, чтобы защитить мальчика-праведника Прахладу и покарать его отца-злодея, царя Хираньякашипу.

Свирепый демон Хираньякашипу, державший в страхе весь мир, в свое время получил от Брахмы благословение, по которому его нельзя было убить ни человеку, ни животному, ни днем, ни ночью, ни на земле, ни в воздухе, ни в воде и никаким оружием. Но Кришна явился в сумерки в удивительном образе человекольва и разодрал демона на части обычными ногтями, держа того на Своих коленях. Тем самым Господь доказал, что Его невозможно обвести вокруг пальца. Но этой драматической историей Он, прежде всего, доказал то, что Он защищает Своих преданных слуг. Говорится, что тому, кто добр, Нарасимха не страшен. Более того, Его изображение служит надежным талисманом, оберегающим от напастей.

Явление Господа Нрисимхадева (ШБ 7.8.2-40)

Когда Шанда и Амарка, сыновья Шукрачарьи, увидели, что из-за общения с Махараджей Прахладой все их ученики стали развивать в себе сознание Кришны, их охватил страх. Они пришли к царю демонов и рассказали ему всё как есть. Осознав, что происходит, Хираньякашипу затрясся от ярости. Он окончательно решил убить своего сына Прахладу.

Хираньякашипу от природы был очень жесток, и теперь, почувствовав себя оскорбленным, он зашипел, словно змея, на которую наступили. Его сын Прахлада, всегда спокойный, кроткий и благонравный, держащий свои чувства под контролем, стоял перед Хираньякашипу, почтительно сложив ладони. Принимая во внимание возраст Прахлада и его поведение, его не следовало ругать. Но Хираньякашипу, вперив в Прахладу злобный взгляд, стал извергать на него потоки брани. «О дерзкий и бестолковый разрушитель нашей семьи, худший из людей, ты не желаешь мне подчиняться. Так я сегодня же отправлю тебя, упрямого глупца, в обитель Ямараджи. Ты ведь знаешь, негодяй, что когда я прихожу в гнев, во всех трех мирах содрогаются планеты и их правители начинают трепетать от страха. Кто же дал тебе такую силу, что ты, ничего не боясь, дерзаешь нарушать мою волю?»

Прахлада сказал: «О царь, источник моей силы, о котором ты спрашиваешь, — это источник и твоей силы. Любая сила исходит от Него. Он один наделяет силой не только тебя или меня, но и всех остальных. Без Него никто не имел бы силы. Движущимися и неподвижными, высшими и низшими живыми существами — в том числе и Господом Брахмой — управляет сила Верховной Личности Бога. Он – это верховный повелитель и само время, Он сила всех чувств, сила ума и физическая сила, Он – жизненная сила чувств. Его могущество безгранично. Он – лучшее из всех живых существ, и Он управляет тремя гунами материальной природы. Своей силой Он создаёт, поддерживает и разрушает это космическое проявление. Отец мой, откажись, пожалуйста, от своего демонического умонастроения. Не дели в своём сердце окружающих на врагов и друзей; научись одинаково относиться ко всем. Кроме необузданного ума, который ведёт душу по ложному пути, у нас нет в этом мире иных врагов. Когда человек начинает видеть равенство всех живых существ, он достигает совершенства в поклонении Господу. На свете было много глупцов вроде тебя, кто не стал бороться с шестью врагами, которые крадут все достояния тела. Эти глупцы гордо думали: «Я победил своих врагов на всех десяти направлениях». Но на самом деле, если человек одолел шесть врагов и научился одинаково относиться ко всем живым существам, ему не с кем больше враждовать. Враги – это всего лишь плод воображения человека в невежестве».

Хираньякашипу ответил: «Мерзавец, ты пытаешься преуменьшить моё величие, как будто ты лучше меня владеешь своими чувствами. Много же ты о себе мнишь. Как видно, тебе не терпится принять смерть от моей руки: такой вздор обычно несут те, кто вот-вот расстанется с жизнью. О несчастный Прахлада, ты всё говорил мне о каком-то высшем существе, отличном от меня; о неком верховном повелителе, что стоит над каждым и пребывает повсюду. Где же Он? Если Он вездесущ, то почему я не вижу Его в этой колонне? За то что ты болтаешь всякий вздор, я сейчас снесу тебе голову. И посмотрим, как Бог, которому ты так поклоняешься, придёт защитить тебя. Хотел бы я это увидеть».

Так разгневанный Хираньякашипу, обладавший огромной силой, ругал своего сына – возвышенного преданного Прахладу. Извергая непрерывные потоки брани, Хираньякашипу взял свой меч, вскочил с царского трона и яростно ударил кулаком по колонне. В этот момент из колонны раздался ужасающей силы гром, от которого, казалось, лопнула оболочка вселенной. Этот поразительный гулкий раскат грома, которого никто раньше не слышал, прогремел в зале собраний в тот момент, когда Хираньякашипу, желавший убить собственного сына, стал демонстрировать свою необычайную силу. Услышав небывалый гром, предводители демонов испугались. Никто из них не мог понять, откуда он донесся. Чтобы подтвердить слова Своего слуги, Махараджи Прахлады, и доказать, что Верховная Личность Бога пребывает везде — даже в колонне зала собраний, Верховный Господь, Хари, явил миру удивительный, невиданный облик. Это был наполовину лев, наполовину — человек. В таком необычном образе Господь предстал перед Хираньякашипу.

день явления Господа Нрисимхадева

Пока Хираньякашипу озирался, пытаясь понять, откуда исходит зловещий гром, Господь в образе удивительного существа — то ли льва, то ли человека — вышел из колонны. Хираньякашипу изумился: «Кто это? Получеловек — полуле

Хираньякашипу стал внимательно разглядывать стоявшего перед ним Нрисимхадеву, пытаясь понять, кто же это такой. Господь в этом облике был поистине страшен: Его гневные глаза цветом были похожи на расплавленное золото; огромный и ужасный лик казался еще больше от окружавшей его сияющей гривы; оскаленные зубы внушали смертельный страх, а язык, словно острый меч в руках воина, непрестанно двигался из стороны в сторону. Его неподвижные уши стояли торчком, ноздри и отверстый зев напоминали горные пещеры, а разомкнутые челюсти вызывали ужас. Тело Нрисимхадевы касалось небосвода. У Него была очень короткая и толстая шея, широкая грудь и тонкая талия, а тело покрывали белые, как лунный свет, волоски. Его руки, напоминавшие армию отважных воинов, простирались во всех направлениях, ибо Он Своим оружием – диском, булавой, раковиной, лотосом и прочим – уничтожал всех демонов, негодяев и атеистов.

Хираньякашипу пробормотал: «Судя по всему, Господь Вишну, обладающий огромным мистическим могуществом, задумал это, чтобы убить меня, но какой смысл в Его попытке? Кто может противостоять мне в бою?». Уверенный в себе, Хираньякашипу схватил палицу и напал на Господа, как дикий слон. Подобно крошечному насекомому, которое, упав в огонь, становится невидимым, Хираньякашипу, ринувшись на лучезарного Господа, тут же потерялся из виду. Этому не стоит удивляться, ибо Господь всегда пребывает в чистой благости. Прежде, во время творения, Он вошёл в тёмную вселенную и озарил её Своим духовным сиянием.

Затем великий демон Хираньякашипу яростно набросился на Нрисимхадеву и стал наносить Ему удары своей палицей. Господь Нрисимхадева, словно Гаруда, поймавший огромную змею, тут же схватил вооруженного палицей грозного демона. В какой-то миг Господь Нрисимхадева позволил Хираньякашипу выскользнуть из Его рук, подобно тому как Гаруда, играя со змеей, иногда позволяет ей выскользнуть из его клюва. Однако полубоги, которые лишились своих обителей и в страхе перед Хираньякашипу прятались за тучами, вовсе не были рады случившемуся. Наоборот, они очень встревожились.

день явления Господа Нрисимхадева

Вырвавшись из рук Нрисимхадевы, Хираньякашипу по ошибке решил, что Господь испугался его доблести. Поэтому он слегка перевёл дыхание и потом, взяв свой меч и щит, снова с огромной силой ринулся на Господа. Быстрый как ястреб, Хираньякашипу носился то по небу, то по земле и, умело действуя мечом и щитом, защищал себя от ударов. Но Верховный Господь Нараяна, обладающий неимоверной силой, громко рассмеялся и схватил Хираньякашипу, который в испуге от пронзительного смеха Нрисимхадевы зажмурил глаза.

Подобно тому, как змея ловит мышь или Гаруда – очень ядовитую змею, Господь Нрисимхадева снова схватил Хираньякашипу, неуязвимого даже для громовой стрелы царя Индры. Страдая оттого, что его поймали, Хираньякашипу дергался во все стороны, но Господь Нрисимхадева положил его к Себе на бёдра и в дверях зала собраний Своими ногтями играючи разорвал демона на части. Рот и грива Господа Нрисимхадевы были забрызганы кровью, а глаза сверкали таким гневом, что в них невозможно было взглянуть. Верховный Господь Нрисимхадева, облизывающийся, украшенный гирляндой из внутренностей Хираньякашипу, был похож на льва, который только что убил слона.

Забрызганные кровью волоски на лице Господа Нрисимхадевы приобрели красноватый оттенок и потому выглядели очень живописно. Господь Нрисимхадева вспорол ногтями живот Хираньякашипу, вытащил все внутренности и надел их на Себя, как гирлянду, отчего стал еще прекраснее. В то же время Господь внушал Своим видом и ужас, ибо походил на льва, сражающегося со слоном. Верховный Господь, обладающий великим множеством рук, вырвал сердце Хираньякашипу и отбросил его тело в сторону, а потом повернулся к воинам этого демона. Тысячи вооруженных воинов, беззаветно преданных Хираньякашипу, кинулись сражаться с Господом, но Он убил их всех кончиками Своих ногтей.

Тряся Своей гривой, Нрисимхадева разметал в стороны все облака; Его сверкающие глаза затмили сияние небесных светил, а дыхание взволновало моря и океаны. Услышав Его рык, все слоны в мире взревели от страха. От движения волос Нрисимхадевы воздушные корабли забросило в космическое пространство и на высшие планеты. Под невыносимой тяжестью Его лотосных стоп Земля, казалось, сошла с орбиты, и на её поверхности возникло много новых гор и холмов. Из-за сияния, которое исходило от тела Господа, померк свет, озарявший небо во всех направлениях.

На гневный лик Господа Нрисимхи страшно было смотреть; Господь излучал яркое сияние и, не видя в зале собраний никого, кто мог бы сравниться с Ним в силе и великолепии, Он сел на превосходный царский трон. Все присутствовавшие были охвачены благоговейным страхом перед Господом и не осмеливались приблизиться к Нему, чтобы выразить почтение.

день явления Господа Нрисимхадева

Когда Господь сел на трон Хираньякашипу, никто не стал возражать против этого; не нашлось ни одного сторонника Хираньякашипу, который вступил бы с Господом в бой. Это означает, что все демоны тут же признали превосходство Нрисимхадевы. Кроме того, хотя Хираньякашипу считал Господа своим заклятым врагом, раньше он верой и правдой служил Господу на Вайкунтхе, поэтому теперь Господь охотно сел на трон, для создания которого Хираньякашипу приложил так много усилий.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур отмечает в этой связи, что иногда великие святые и риши заботливо и благоговейно предлагают Господу драгоценные троны, освященные ведическими мантрами и тантрами, однако Господь не садится на эти троны. Но Хираньякашипу раньше был Джаей, привратником на Вайкунтхе, и, хотя из-за брахманского проклятия он пал и, родившись демоном, уже никогда не делал Господу никаких подношений, Господь из любви к Своему преданному слуге с удовольствием восседал на троне, созданном усилиями Хираньякашипу. Этот пример показывает, что, в каком бы состоянии ни находился преданный, удача никогда не покидает его. (ШБ 7.8.34)

Хираньякашипу был подобен страшной головной боли, от которой голова всех трех миров пылала жаром. Поэтому, когда жены полубогов, обитателей райских планет, увидели, что Верховный Господь собственными руками убил этого великого демона, их лица засияли радостью. Они стали осыпать Господа Нрисимху цветами, которые дождем сыпались на Него с небес.

К тому времени воздушные корабли дэвов, желавших увидеть деяния Верховного Господа, Нараяны, заполнили всё небо. Полубоги ударили в барабаны и литавры; небожительницы, услышав эти звуки, начали танцевать, а главные гандхарвы запели сладостными голосами.

После этого, дорогой царь Юдхиштхира, к Господу стали подходить дэвы (полубоги). Возглавляли их Господь Брахма, царь Индра и Господь Шива; среди них были великие святые, жители Питрилоки, Сиддхалоки, Видьядхара-локи и планеты змей. К Господу подошли Ману и правители самых разных планет. За ними последовали ангельской красоты танцовщицы, гандхарвы, чараны, якши, обитатели Киннаралоки, веталы, обитатели Кимпуруша-локи, а также личные слуги Вишну, в числе которых были Сунанда и Кумуда. Все они по одному подходили к лучезарному Господу и, поднеся сложенные ладони ко лбу, кланялись и возносили Ему молитвы.

Молитва Господу Нрисимхе “Шри Нрисимха Пранама”:

намас те нарасимхайа
прахладахлада-дайине
хираннйакашипор вакшак
шила-танка-накхалайе

“Я склоняюсь перед Господом Нрисимхой, который приносит радость Прахладе Махараджу и чьи когти вонзаются, словно бритвы, в каменую грудь демона Хираньякашипу”.

ито нрсимхах парато нрисимхо
йато йато йами тато нрсимхах
бахир нрсимхо хрдайе нрсимхо
нрсимхам адим шаранам прападйе

“Господь Нрисимха и здесь, и там. Куда бы я ни пошел, – везде Господь Нрисимха. Он и в сердце и вовне. Я предаюсь Господу Нрисимхе, источнику всего сущего и наивысшему прибежищу для всех”.

Молитва Господу Нрисимхе (из “Шри Дашаватара-стотры”):

тава кара-камала-варе накхам адбхута-шрнгам
далита-хиранйакашипу-тану-бхрнгам
кешава дхрта-нарахари-рупа джайа джагадиша харе

“О Кешава! О Владыка вселенной! О Господь Хари, принявший образ человекольва! Слава Тебе! С такой же легкостью, с какой человек может раздавить пальцами осу, Ты своими чудесными острыми когтями разорвал на части тело демона Хираньякашипу, схожего с осой”.

В день явления Господа Нрисимхи благоприятно соблюдать пост до наступления сумерек, а затем устраивается пир. В этот день вы можете предложить Господу Нрисимхе Его любимый напиток, приготовленный из холодной воды, пальмового сахара-сырца, лимонного сока и имбиря.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.