Месяц Картика – время обетов

Автор: | 22.10.2015
291020090441Месяц Картика, пожалуй, самый почитаемый и уважаемый месяц в году!

Картик – самый лучший и славный месяц, чистейший из чистых. Он особо дорог Господу Кришне. Этот месяц полон Бхакта-ватсалйи. Любой обет в этот месяц, даже небольшой, принесёт огромные результаты. Влияние совершённой Картика-враты продолжается сто жизней, в то время как влияние обычных врат продолжается только на эту жизнь. Суть Картик-враты – стараться совершать больше преданного Служения Господу.
Упрощенно говоря, бхаджана, которую совершают преданные (то есть деятельность, направленную на удовлетворение потребностей духа) бывает двух типов: ништхита-бхаджана-крия и аништхита-бхаджана-крия, или, по-русски говоря, преданное служение устойчивое и неустойчивое. Большинство практикующих еще не доросло до уровня, когда духовная деятельность для них все равно, что дыхание, – равномерная и непрерывная, совершаемая естественно, как что-то жизненно необходимое. Большинство из нас находятся именно на стадии, когда любая духовная практика для нас по сути не несет какого-то живого смысла и больше похожа на добровольно взваленную обузу. Вернее, она постепенно становится чем-то “апатично-выполняемым” с редкими всплесками вдохновения. И это понятно: садхаки (практикующие) начального уровня не могут реально воспринимать то, что не относится к сфере тела (грубого и тонкого). Они с радостью и энтузиазмом будут заниматься чем-то, приносящим деньги или положение, какие-то осязаемые плоды в сферах материи или ума, но то, что направлено на пробуждение нашей духовной сущности кажется пресным и безвкусным. Ведь только когда проснется душа, деятельность, направленная на ее удовлетворение, будет приносить настоящий вкус, а деятельность, направленная на удовлетворение тела и ума, наоборот, покажется бессмысленной обузой.
Но сейчас наша душа спит, и нам, чтоб совершать бхаджану, необходимо постоянное вдохновение извне. Каждый замечал, как легко практиковать в присутствии “тех, кто не угас”. Но помимо самого главного и сильнодействующего средства – общения с Вайшнавами, Господь дал нам еще одно средство борьбы с аништхитой, неустойчивостью. Он дал нам особые периоды времени в году, когда даже наши жалкие попытки духовной жизни усиливаются и превращаются из неуверенных шажков в огромные шаги!
И сейчас начинается удивительное время – КАРТТИКА!
Месяц Картика - время обетов.
Воспользуемся подборкой цитат из Хари-бхакти-виласы, Сканда- и Падма-пуран. Цитаты собрал очень знающий вайшнав Бхакти Виджай Нарасимха Махарадж (предлагаю ему свои поклоны), на основе письма которого и составлено почти все нижеследующее.
В Хари-бхакти-виласе (15.266) говорится: обет, врата, считается совершенным (парам), если о не можно сказать, что, во-первых, он приносит удовлетворение Господу, во-вторых, что он предписан и одобрен Писаниями и, в третьих, неисполнение такого обета приводит к негативным последствиям.
Данные слова приложимы и к Картике. Разумеется, для того, чтобы чтить месяц Карттика, вайшнавам вполне достаточно первой причины. В Сканда-пуране говорится:
kArtikaH pravaro mAso vaiShNavAnAM priyaH sadA
kArtikaM sakalaM vastu bhaktyA seveta vaiShNavaH
“Картика – величайший из месяцев года, вечно дорогой вайшнавам, которые с преданностью почитают и принимают все, что с ним связано”.
Также Нарада Муни в Падма-пуране, беседуя с Шаунака-риши, говорит:
dvAdashasv api mAseShu kArtikaH kRRiShNa-vallabhaH (…)
tasmin sampUjito viShNur alpakair apy upAyanaiH
adAti vaiShNavaM lokAm ity evaM nishchitaM mayA
“Среди двенадцати месяцев именно Картик любим Кришной, (…) и если поклоняться Вишну даже малыми делами в этот месяц, то Господь воздаст за это, забрав в Свой мир. Я установил это со всей точностью”.
Картика – это месяц не просто месяц Вишну, это месяц Дамодары. И природа Картика такая же, как и его Господа:
yathA dAmodaro bhakta-vatsalo vidito janaiH
tAdRRisho mAsaH svalpam apy urukArakaH
“Дамодар принимает, как великое, даже самое ничтожное служение!”
Например:
dIpenApi hi yatrAsau prIyate harirIshvaraH
sugati~n cha dadAty eva paradIpa-prabodhanAt
“Господь доволен даже простой лампадкой, поднесенной Ему в месяц Картика. Более того, даже зажегшему чужую погасшую лампадку, Господь дарует лучшее и прекрасное будущее” (Падма-пурана).
Но для тех, кто только встал на путь бхакти, одной лишь первой причины соблюдать обеты (для удовольствия Господа) часто недостаточно. Они пока не готовы совершать что-то ТОЛЬКО ради ахаитуки бхагавата-севы, бескорыстного служения. Служения ради самого служения. “Доставить удовольствие Господу” для них слишком теоретический аргумент, поэтому писания говорят, что для того, чтобы врата считалась совершенной, она должна давать какие-то плоды. И к соблюдению Картика-враты это условие также подходит. Приведем только две цитаты, подтверждающих благотворное влияние Картика-враты:
aparAdhasahasrANi pAtakAni mahAnty api
kShamate.asya harirdevaH pUjitaH kArtike prabhuH
“Тому, кто в Картику поклоняется Господу, Он прощает тысячи совершенных до этого проступков и преступлений (апарадх)”. (Падма-пурана)
kArtike munishArdUla svashaktyA vaiShNavaM vratam
yaH karoti yathoktan tu muktis tasya kare sthitA
“О великий муни! Мукти, освобождение, в руках у того, кто в меру своих сил исполняет в Картику обеты ради Вишну в соответствие с Писаниями”. (Сканда-пурана)
Но есть категория людей, которым даже первых двух условий недостаточно для того, чтобы соблюдать врату! Бхагаватам говорит, что в Кали-югу люди слабовольны, ленивы и слабы разумом. Из-за своей беспримерной лени они готовы пренебречь не только удовлетворением Господа, но и своим собственным благом! Для таких шастры говорят о третьем условии совершенной враты – ее несоблюдение приводит к негативным последствием. В отношении Картики это условие тоже до какой-то степени справедливо. Есть довольно много цитат, которые нелицеприятно отзываются о тех, кто мог бы, но не соблюдает Картика-врату. Я приведу только парочку самых мягких:
niyamena vinA viprAH kArtikaM yaH kShipen naraH
kRRiShNaH parA~Nmukhas tasya yasmAd Urjo.asya vallabhaH
“Кришна отворачивается от того мудреца, который проводит Картику без обетов, ибо Урджа – возлюбленный месяц Кришны” (Урджа – одно из имен Картики, означающее “дарующий силу и жизнь”. Поэтому обеты на Картику также называют Урджа-вратой).
viShNoH pUjA kаthA viShNor vaiShNavAnA~n cha darshanam
na bhavet kArtike yasya hanti puNyaM dashAbdikam
“Кто не совершал в Картику поклонения Вишну, кто не слушал Вишну-катхи, не получал даршана вайшнавов, тот потеряет всю благочестивую карму, накопленную за десять лет”.
ОБЕТЫ КАРТИКИ:
Итак, надеюсь, все вышеизложенные аргументы и цитаты вдохновили вас соблюдать Картика-врату, обеты этого месяца. Сейчас мы разберем, какие же обеты вы можете принять. Один из вариантов подхода к обетам: выбрать что-то, с чем у вас проблемы, и пользуясь могуществом Картики и решимостью выполнить что-то в этот месяц, попытаться “восполнить пробелы”. Но это немножко популистический подход, ориентированный на начинающих. Сейчас же я хочу привести цитаты из писаний, на основе которых опытные преданные смогут составить для себя перечень обетов, которые они бы могли соблюдать на Картику для удовлетворения Шри Дамодара.
Падма-пурана перечисляет пять важнейших врат. Тот, кто сможет исполнить их, считается исполнившим Картика-врату в полной мере.
hari-jAgaraNaM prAtas-snAnaM tulasisevanam
udyApanaM dIpadAnaM vratAny etAni kArtike
1) Хари-джагаранам (бдение ради Хари), 2) утреннее омовение в святом месте, 3) служение Туласи, 4) праздник по завершении враты и 5) поднесение Дамодаре дипов (лампадок).
Сейчас мы рассмотрим эти обеты и некоторые другие подробнее.
1) Хари-джагаранам.
Хари-джагаранам означает бдение во время арунодайи (примерно за полтора часа до восхода солнца), либо в последнюю четверть ночи. Хари-джагаранам надо совершать либо в храме Вишну, либо в храме Шивы, либо у подножия дерева Ашваттхи, либо рядом с Туласи.
2) Пратас-снанам, утреннее омовение.
Следующий обет – это утреннее омовение в святом месте. У большинства из нас с этим могут быть вполне очевидные проблемы, поэтому, согласно Вишну-пуране, если нет возможности принять омовение в святой реке или озере, можно омыться в обычной реке, если нет реки, то в озере или пруде, если и их нет, то в ручье или роднике. Если и этого нет, то пойдет вода из колодца. А если дела совсем плохи: колодца нет, ближайшие озера и реки покрылись льдом и так далее, то на худой конец пойдет и вода из душа. Желательно холодная, но если есть уважительные причины (например, болезнь), то можно и нагретой на огне. Если дела совсем плохи и вы в какой-то день Картики не можете принять омовение, то чтобы не нарушить обет, можно “омыться” Вишну-чаринамритой. Только, пожалуйста, не в буквальном смысле. Для омовения чаринамритой, ее надо отпить, а ПОТОМ принять ее немного себе на голову. Но даже если не получилось ничего из вышеперечисленного, то обет омовения будет исполненным, если вы сбрызните себя водой, которой касалась Туласи или омоетесь памятованием Имен Вишну.
3) Туласи-cеванам, служение Туласи
Без служения Туласи Картика-врата не будет полной, но если по какой-то причине у вас нет такой возможности, то вместо Туласи-севы можно провести поклонение ваишнаву или достойному брахману, если же и таковых не найдется, то можно служить коровам. Тогда врата будет также считаться исполненной.
4) Махотсова (праздник) в конце Картики.
Праздник по окончании – обязательно составляющая всех обетов, постов, аскез и так далее. Обычно, почему-то именно этот обет садхаки готовы выполнять, хоть каждый день…
5) Дипа-данам, поднесение лампадок.
Поднесение огня, горящих лампадок, – одно из важнейших составляющих арчаны (внешнего поклонения) на Картику: “Если человек не способен купить масло с ватой для лампадки, то он должен быть готов продать себя в рабство, но вплоть до полнолуния подносить Господу дипам. Деньги для того, чтобы выкупить себя обратно, придут после соблюдения враты. Придут вместе со славой, почетом и хорошим потомством. Тот бедолага, что в Картику не подносит дипам в храме Кришны, не может называться Ваишнавом”. (Источник цитаты не указан. Видимо, либо Сканда-, либо Падма-пурана)
Сканда-пурана добавляет:
yathA cha mathanAd vahniH sarvakAShTheShu dRRishyate
tathA cha dRRishyate dharmo dIpadAne na sa.nshaya
“Как огонь, хоть и содержащийся в любом древе, проявляется лишь после трения, так, без сомнения, и дхарма, хоть и содержащаяся в кажд
Еще цитаты, вдохновляющие нас принять обет Дипа-данам:
“Даже если дипам потухнет через полмгновения, зажегший обретет столько, сколько не обрел за сотни жертвоприношений или омовений. Даже не произносивший мантр, немытый бездельник может доставить радость Джанардане (Кришне), если в Картику поднесет Ему дипам”.
“Даже тот, кто зажег в храме Кешавы (Кришны) дипам, чтобы перекинуться в карты (в месяц Картика), спасает семь поколений предков!”
Теперь немного о том, какой должен быть дипам:
“…Дипам (лампадка) может быть из камфары, с агуру, если есть. Он может быть на гхи (топленом масле) или на таилам (кунжутовом масле). Дипам может быть поставлен перед Господом и/или помещен на самом пике храма Кришны, может быть поставлен перед Туласи или же, ради Господа, на воздухе: на перекрестке дорог, на дороге, в доме брахмана, у подножия дерева, на пастбище, в лесу”.
Для предложения лампадки в Падма-пуране есть мантра:
dAmodarAya nabhasi tulAyAM lolayA saha
pradIpan te prayachchhAmi namo ‘nantAya vedhase
Выше мы перечислили основные с точки зрения Падма-пураны обеты Картика-враты. Теперь упомяну еще несколько, на мой взгляд не менее, а то и более, важных. Полный список смотрите в письме Нарасимхи Махараджа, ссылку на которое я дам в конце. Итак:
6) Са-Радха-Дамодара-арчанам (поклонение Радха-Дамодаре).
Падма-пурана говорит о славе поклонения Шри Дамодаре со Шри Радхой в месяц Картика. Это поклонение проводится Божествам (Шри Мурти) Радха-Кришны, или же в виде поклонения подношениями одежд, украшений и еды истинному брахману, как форме Дамодары, а его целомудренной супруге – как Радхике. Но самая важная форма поклонения Радха-Дамодаре – это пение Дамодараштаки, произнесенной впервые Сатйавратой Муни. Как правило, именно этот обет считается основным (по крайней мере в Исккон), и все, кто хотя бы пытается серьезно относиться к Картика-врате, должны непременно повторять Дамодараштаку каждый день на протяжении всего месяца Картика.
7) Гита-ставади (пение став, бхаджанов, молитв и так далее)
Также, помимо обязательного пения Дамодараштаки, рекомендуется петь, играть на музыкальных инструментах и танцевать для удовольствия Господа. В особенности для исполнения рекомендуются (помимо Дамодараштаки) Сахасра-нама-стотрам и Гаджендра-мокшанам из Бхагаватам (глава о спасении слона Гад
Это всегда благоприятно, но в Картику благо от любого действия усиливается, так что и общение с вайшнавами на основе обсуждения Писаний даст особый эффект:
na tathA tuShyate dAnair na yaj~nair go-gajAdikaiH
yathA shAstra-kathAlApaiH kArtike madhusUdanaH
“Ни принесение пожертвований, ни Ведические жертвоприношения, ни дарение коров или слонов не приносят такого удовлетворения Господу, как беседы по Писания в Картику”.Более того! –
sarvadharmAn parityajya kArtike keShavAgrataH
shAstrAvataraNaM puNyaM shrotavya~n cha mahAmune
“Отбрось все обязанности в Картику! Слушай перед Господом обсуждение Шастр (Писаний)!”.
Сканда-пурана добавляет: “Даже полстиха в день, прочитанные в Картику по обету и с преданностью дадут удивительный эффект!”
9) Джапам (повторения Святых Имен)
Читать дополнительное количество джапы – очень хороший обет для Картики.
10) Пост и ограничения в пище.
shilayA bhidyamAne tu dvidalaM yatra dRRishyate
dvidalaM taddhi vig~neyaM (перечисление продуктов, в основном бобовых)…
nUtanAny atha jIrNAni sarvANy etAni varjayet
“Зерна или плоды, которые от удара камнем распадаются на две части, называются двидалам… (далее перечисляются многие из двидалов: маш, мунг, фасоль, нут и другие) свежие они или сухие – ото всех них следует отказаться во время Картики”.
Проще говоря, на время Картики следует воздерживаться от бобовых.
Радханатх Свами о Картике:
Месяц картики – необыкновенный месяц в году, который особенно благословлен Шримати Радхарани, энергией наслаждения Верховной Личности Бога. Шримати Радхарани – совершенный полный резервуар всей любви и преданности к Господу Кришне. Шрила Прабхупада однажды сказал, что если кто-то обретет благосклонность Шримати Радхарани, Она Сама подойдет к Кришне со словами: “Пожалуйста, прими этого преданного, он – лучше, чем Я.” Слыша такие слова от Той, Кого Он любит больше всех на свете, разве Кришна может Ей отказать и не принять нас…
Как удовлетворить Шримати Радхарани? – с искренним и благодарным сердцем принять на себя роль слуги слуги слуги слуги и воспевать святые имена Господа.
Этот месяц картики особенно благословлен, потому что Шримати Радхарани обращает Свое особое внимание на любое служение, совершаемое в этот месяц, Она награждает такого преданного Своей беспричинной милостью. Этот месяц – самый дорогой и самый священный для всех вайшнавов.
В этот месяц Господь совершает некоторые из Своих блистательных игр во Вриндаване. В шарад-пурниму Он совершает танец раса, также Он поднимает холм Говардхан – как Гириварадхари Он выражает Свою безграничную любовь к Своим преданным, во всей полноте отвечая всем и каждому, стоя под холмом семь дней и семь ночей. В день дипавали Он совершает игру Дамодары, давая связать Себя веревкой матушке Яшоде.
Наш возлюбленный гуру-махарадж Шрила Прабхупада, выбирая место, где он будет жить во Вриндаване, выбрал храм Шри Шри Радха-Дамодары. Он учил нас, что одно из самых эффективных и приятных средств продвижения в сознании Кришны – каждый день в месяц картики петь Дамодараштаку, молитву, которая прославляет Бала-Гопала, покоренного любовью Своих преданных. (2001-11-04)

  • – дата указана для Беларуси.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.