У Абсолютной Истины есть одновременно и личностный, и безличный аспекты. Безличное космическое мироздание – тоже Господь, потому что оно является проявлением изошедшей из Него энергии.
Так, к примеру, дерево представляет собой единое целое, а листья и ветви – его неотъемлемые части, изошедшие из него. Листья и ветви тоже являются деревом, но само дерево – не листья и не ветви. Положение Вед, гласящее, что все космическое творение есть не что иное, как Брахман, означает, что, поскольку все исходит из Верховного Господа, нет ничего отдельного от Него. Руки и ноги – неотъемлемые части тела – считают телом, хотя тело как единое целое – это не руки и не ноги.
Господь – сат-чит-ананда, то есть Он вечен, исполнен знания и блаженства. Брахман воплощает в себе аспект сат – вечное бытие, лежащее за пределами этого временного материального мира.
В «Бхагавад-гите» (14.27) Кришна так описывает Брахман:
«Я – основа безличного Брахмана, бессмертного, неуничтожимого и вечного, который есть средоточие высшего, изначального блаженства».
«Бхагавад-гита» (14.27)
Все слова, которыми Кришна определяет Брахман – бессмертный, вечный, исполненный блаженства, говорят о том, что Брахман – полная противоположность материи. Кроме того, в Ведах природа Брахмана описывается как недвойственная (лишенная мирского многообразия), неизменная и всепроникающая.
Ослепительное сияние тела Господа
Слово Брахман означает духовный. От тела Господа исходит сияние. И так как Господь духовен по природе, лучи, исходящие от Его тела, называют брахмаджйоти, Его духовным светом.
Сияние брахмаджйоти подробно описано в нескольких мантрах «Мундака-упанишад» (2.2.10–12):
«В духовном царстве, лежащем за пределами оболочек материального мира, разлито безграничное сияние Брахмана, не затронутое материальной скверной. Трансценденталисты считают этот ослепительный белый свет источником всякого света. В том царстве нет нужды в солнечном и лунном свете, огне или электричестве. Воистину, всякий свет, воспринимаемый в материальном мире, представляет собой всего лишь отблеск этого высшего света. Этот Брахман находится спереди и сзади, на севере, на юге, на востоке и на западе, а также сверху и снизу. Иначе говоря, высшее сияние Брахмана заливает и материальное, и духовное небо».
«Мундака-упанишад» (2.2.10–12)
Это сияние безличного Брахмана – всего лишь часть Абсолютной Истины, и оно разлито по всему духовному небу.
В определенном уголке всепроникающего брахмаджйоти время от времени появляется облако. Это облако представляет собой совокупность материальных элементов и носит название махат-таттвы. Часть огромного, безграничного духовного неба, которая оказывается покрытой махат-таттвой, называется материальным миром.
В материальном мире бесчисленное множество вселенных, подобных той, где находимся мы, и в каждой из них – сотни и тысячи планет, похожих на нашу.
Об этом сказано в «Брахма-самхите» (5.40):
«Я поклоняюсь Говинде, предвечному всемогущему Господу. Ослепительное сияние Его трансцендентного тела – это безличный Брахман, абсолютный, всеобъемлющий и беспредельный; в нем проявлены миллионы вселенных с бесчисленными планетами, каждая из которых наделена уникальными богатствами».
«Брахма-самхита» (5.40)
В «Бхагавад-гите» (13.18, комм.) говорится, что в материальном мире духовное сияние Господа, брахмаджйоти, покрыто материальными элементами (махат-таттвой), поэтому здесь нужны источники света – солнце, луна, электричество. Но в духовном мире в них нет необходимости. В Ведах ясно сказано, что там все озарено ярким сиянием, исходящим от Господа.
Бесконечное блаженство
Человек, постигший Брахман, обретает блаженство от осознания того, что природа его «Я» едина с природой Брахмана. Это блаженство описывается словом брахмананда от слова брахма (Брахман) и ананда (блаженство).
Блаженство погружения в сияние Брахмана приходит к человеку, когда он избавляется от влияния материальной иллюзии, ложного самоотождествления с телом, привязанности, отрешенности и сосредоточенности на материи. Такой человек исполняется счастья. Строго говоря, при этом имеется в виду не истинное счастье, а, скорее, ощущение свободы от беспокойств. Отсутствие беспокойств, может быть и необходимо для того, чтобы почувствовать счастье, но еще не является счастьем как таковым. Те, кто таким образом осознал себя, только готовятся к тому, чтобы ощутить счастье. Подлинное счастье может испытать только тот, кто непосредственно соприкасается с Кришной, источником Брахмана.
Источники:
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Бхагавад-гита» (4.24 комм., 14.27, 13.18 комм.);
- «Брахма-самхита» (5.40).