В соответствии с Ведами Бог может проявляться в трех аспектах, о которых говорится в Шримад-Бхагаватам (1.2.11):
ваданти тат таттва-видас
таттвам йадж джнанам адвайам
брахмети параматмети
бхагаван ити шабдйате
«Абсолютную Истину постигают в трёх аспектах, которые неотличны друг от друга. Их называют Брахманом, Параматмой и Бхагаваном».
Итак, между этими тремя аспектами Абсолютной Истины нет разницы в качественном отношении, ибо все они являются духовными проявлениями единого Бога. В этом заключается их единство. Однако существует и некоторая духовная разница, иначе не было бы никакой необходимости в существовании этих трех категорий. По сути дела, в этих трех аспектах единый Господь раскрывает Себя в разной степени. Давайте же проанализируем, на какой из этих трех ступеней, истинная сущность Господа раскрывается полнее всего:
- Брахман – это безличное проявление Бога, — аспект Его вечного бытия, на который указывает санскритское слово сат – «вечность». Постижение Брахмана является начальной ступенью постижения Абсолюта. Те, кто постиг Брахман, достигают состояния освобождения от материального сознания. К этому уровню совершенства стремятся люди, занятые гьяна-йогой, суть практики которой состоит в размышлении над природой Абсолютного путем отрицания временных объектов этого материального мира. Такие люди пытаются понять, чем Абсолютная Истина не является: Он не то и не это, Он не ходит и не лежит, Его нельзя познать и нельзя почувствовать и т.п. Так, размышляя над тем, что является духом, а что материей, такие люди постепенно начинают различать проявления духа и познают Брахман — ослепительное сияние, исходящее от тела Бога, по-другому называемое брахмаджьоти. И хотя они достигают состояния осознания своего вечного существования, такое совершенство — лишь первая ступень постижения Абсолютной Истины.
- Параматма (парама – «Высшая», и атма – «Душа») – это локализованное проявление Бога, присутствующее в каждом атоме творения и в сердце каждого живого существа. Как Параматма Господь пронизывает Собой все творение и поддерживает его. При этом Сам лично Он не вмешивается в дела этого материального мира. Он просто наблюдает за желаниями живых существ и дозволяет их удовлетворить, если позволяет их карма (результаты деятельности). Если безличный Брахман по определению непознаваем, то трансцендентную форму Сверхдуши уже могут созерцать достигшие совершенства йоги-мистики, практикующие аштанга-йогу (восьми-ступенную мистическую йогу). Достигнув этого уровня осознания, человек познает аспекты вечности, сат, и знания, чит Господа. Это вторая ступень постижения Абсолютной Истины.
- Бхагаван – полное проявление Абсолютной Истины, последний шаг постижения запредельного. В этом аспекте Абсолютная Истина является источником всего сущего. Если Брахман лишь просто существует где-то за пределами материального творения, а Параматма пассивно поддерживает все в материальном мире, то Бхагаван, будучи причиной всех причин и источником всего сущего, играет активную творческую роль. Такая индивидуальная творческая активность личностна по своей природе и исполнена блаженства -— ананда. Поэтому только тот, кто постиг полное проявление Бога как Бхагавана, достигает состояния безграничного счастья, осознав все три аспекта Абсолюта: сат – «вечность», чит – «знание» и ананда – «блаженство». Практика, позволяющая постичь Верховную Личность Бога, называется бхакти-йогой – чистым преданным служением Ему.
Итак, мы можем видеть, что больше всего качеств Бога проявлено на ступени реализации Бхагавана, а именно — сат, чит и ананда (вечность, знание и блаженство). Поэтому, Бхагаван является высшим проявлением Бога. Реализация безличного Брахмана и локализованной Параматмы – является лишь частичным осознанием Бога и позволяет воспринять Его лишь ограниченно. Примечательно, что постижение более высшего аспекта Абсолюта включает в себя и реализацию низшего. Поэтому, постижение Параматмы включает реализацию Брахмана, а постижение Верховной Личности Бога, Бхагавана, включает реализацию и Брахмана и Параматмы. Другими словами, тому, кто постиг Бога в Его личностном аспекте, по Его милости открывается все знание. Господь подтверждает это в Бхагавад-гите (15.19):
йо мам эвам асаммудхо
джанати пурушоттамам
са сарва-вид бхаджати мам
сарва-бхавена бхарата
«Всякий, знающий Меня как Верховную Божественную Личность, и не сомневающийся в этом, знает всё, и потому полностью отдаёт себя преданному служению Мне, о сын Бхараты».
Поскольку именно практика чистого преданного служения, или бхакти-йога, позволяет достичь совершенства реализации Бхагавана, такая практика является самой совершенной деятельностью живого существа.
Что происходит с человеком, который достиг лишь частичной реализации Абсолюта, — реализации Брахмана или Параматмы? Удовлетворён ли он достигнутым совершенством и заканчиваются ли на этом его духовные устремления?
Реализация безличного Брахмана.
Человек, постигший Брахман, обретает блаженство от осознания того, что его природа едина с природой Брахмана, т.е. того, что он и Брахман вечны. Это блаженство описывается словом брахмананда, происходящим от слов брахма (Брахман) и ананда (блаженство). Обретя его, человек уже не воспринимает окружающее как нечто существенное. Все стремления и желания, понятия и убеждения вытесняются из сознания такого человека. Он перестает что-либо говорить, что-либо делать, и даже мышление его, помимо осознания своей вечности, прекращается. Он не видит никакой разницы между собой и другими живыми существами. Так, находясь на уровне осознания Брахмана, человек обретает истинное знание об окружающем материальном мире и естественную отрешенность, порожденную таким знанием. Природа недвойственного Брахмана полностью проявляется в его сознании.
Такой человек, прекращающий свою деятельность (карму) в результате самоосознания, черпает радость в собственном сердце (сознании). Тем не менее, у него появляется очень тонкое, духовное чувство незавершенности. Оно вызвано тем, что душа активна по своей природе и не может бездействовать. Это чувство может явиться причиной последующих действий двух видов:
- Благотворительность и желание нести послание истины другим людям.
- Поиск причины неудовлетворенности в себе.
Если человек принимает первое, то, действуя в материальном мире, пусть даже с такими благородными целями как благотворительность и очищение общества, он начинает обуславливаться материальной энергией, что приводит его к постепенной деградации.
Второе вводит человека в состояние йогического транса, в котором постигается Высшая Душа — Параматма. Так человек может прийти к реализации более высокого аспекта Бога.
Реализация Параматмы (Сверхдуши).
В отличии от Брахмана, со Сверхдушой (Параматмой) могут устанавливаться взаимоотношения. На этом уровне человек видит во всем присутствие Сверхдуши. Отличие его осознания от предыдущего уровня состоит в том, что теперь постигается Абсолютная форма. Параматма является кульминацией всего мистицизма, т.к. все мистические совершенства в этом мире берут свое начало в Ней. Человек черпает в созерцании образа Сверхдуши безграничное блаженство. Погружаясь в такое созерцание он входит в единение со Сверхдушой, что позволяет ему проявлять, до какой-то степени, мистические способности (сиддхи), присущие Ей.
И хотя человек, постигший Сверхдушу в процессе йогической практики, удовлетворен в себе, тем не менее, в глубине сознания, как и в первом случае, приходит духовное чувство незавершенности. Это чувство побуждает йога к последующим действиям 2 видов:
- Использование обретенных мистических сил для удовлетворения собственных желаний.
- Стремление к дальнейшему совершенству.
Если человек принимает первое, то, поражая обычных людей своими мистическими способностями, он привязывается к славе и чувству превосходства над другими. Это быстро оскверняет его разум, и он объявляет себя богом. Так он деградирует вместе со своими последователями, поймавшимися на приманку его фокусов. Это последняя ловушка майи – энергии иллюзии, в которую попадают такие неудачливые йоги.
Если же йог-мистик, преодолевает соблазн наслаждаться мистическими способностями, и стремится постичь Истину, оставив все желания, порожденные предыдущей деятельностью, то к нему приходит понимание, выраженное в Шримад Бхагаватам 2.2.6: «Человек должен служить Сверхдуше, пребывающей в его сердце. Она – Всемогущая Личность Бога, вечная и безграничная, поэтому Она является высшей целью жизни, и, поклоняясь Ей, можно устранить причину обусловленности своего существования».
Так, постепенно, медитация йога на Сверхдушу, превращается в преданное служение, приводящее его к осознанию Бхагавана.
Осознание Бхагавана — Верховной Личности Бога.
Благодаря преданному служению, йогу в сердце является изначальная Личность Бога – Бхагаван, источник безграничного блаженства, которое в Ведах описывается словом ананда. Так, соприкасаясь с источником ананды, Верховной Личностью Бога, через процесс чистого преданного служения, живое существо, приобщившись к этому блаженству, погружается в состояние неописуемого счастья.
Подводя итог урока, следует отметить, что до тех пор, пока человек, стремящийся к совершенству, не достигнет реализации Бхагавана, он будет ощущать незавершенность и продолжать поиск счастья (ананды). Поэтому чистое преданное служение Верховной Личности Бога, Бхагавану, является высшей формой деятельности, приносящее живому существу полное удовлетворение и счастье.
Это подтверждается в Шримад-Бхагаватам (1.2.6):
са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже
ахаитукй апратихата йайатма супрасидати
«Высшим делом для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению запредельному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным».
Что означает санскритское слово «Бхагаван» и какое имя лучше всего описывает Его? Почему существует много имен Бога?
Такое толкование писаний вывело меня из чащи сансары на залитую сияющим светом поляну и оставило сгореть в лучах вечного блаженства в ограниченном пространстве. Из сказанного следует: Осознав три аспекта безличного Бога стремящаяся к освобождению живая душа выбралась на поляну преданного служения. Служение выражается в достижении переживания блаженства, и заключается в оказании наслаждения высшему существу которого, если и могут предчувствовать продвинутые адепты и то в единичном случае. Однако Я-“я” с этими мыслями согласится не могу по многим причинам. К тому, недосказанность и простота вопроса по моему мнению обуславливает само учение превращая ЕГО в комикс эпохи Кали юга.
” Да! Ты верно узрел зерно распада человеческой души.
В коей неудержимы страсть и сладострастие влекущие к познанию бытия Солнца и Луны.
Проросшие из одного зерна чувств, не стремящихся смерится и принять а жаждущих страдать и наслаждаться, дабы впасть в зависимость тепла и холода.
И как бы, не были глубоки познания за черпанные из чужого колодца они на веки веков останутся мудрёной водицей которую испив не утолишь жажды”.
Кому что,кому то вода нужна для утоления жажды,а кто то жаждет изобрести воду,всех благ 🙏