Бхагават-Гита-Джайанти празднуется в одиннадцатый день яркой половины месяца Маргаширши (ноябрь – декабрь) – это день – Мокшада Экадаши.
Считается, что в этот день в самом начале нынешнего века, около 5000 лет назад Господь Кришна дал Арджуне священное духовное знание Гиты на поле битвы Курукшетра, и, таким образом, сделал доступной “Песнь Бога” всему человеческому роду. Их диалог – одна из величайших философских и религиозных бесед в истории человечества, состоялся перед самым началом битвы, которой суждено было вылиться в великую братоубийственную войну.
Поле битвы Курукшетра очень необыкновенное поле, знаменитейшее место паломничества. Есть поверие – если человек вдыхает пыль с этого поля, то его жизнь становится успешной. Мудрецы говорят, что «Бхагавад-гита» несёт в себе пыль этого места. Поэтому, если кто-то прикасается к «Бхагавад-гите», уже становится успешным. На востоке есть традиция – ко лбу прикасаться священным трактатом прежде, чем читать, чтобы пыль этого трактата попала на нашу голову и наша жизнь стала успешной.
Но прежде чем приступать к изучению “Бхагавад-гиты”, одно маленькое наставление или просьба, которое нам даёт Шрила Прабхупада: “…изучать “Бхагавад-гиту” следует с преданностью и смирением… Господь Шри Кришна – это Верховная Личность Бога, поэтому для начала нужно принять на веру слова “Бхагавад-гиты”, … и хотя бы теоретически признать Шри Кришну Верховной Личностью Бога. Только в таком смиренном состоянии ума мы сможем постичь “Бхагавад-гиту”. Человеку, лишённому смирения, очень трудно понять “Бхагавад-гиту”, ибо смысл “Бхагавад-гиты” – великая тайна.” Необходимые качества для изучения “Бхагавад-гиты”, такие как уважение, смирение и благодарность, помогут нам постичь Господа Шри Кришну. Шрила Прабхупада говорил, что “Бхагавад-гита” – это букварь духовной жизни. “Бхагавад-гита” транцендентальна. Она не зависит от квалификации ученика. Любой может понять её при условии, что согласен изучать её, придерживаясь при этом принципов. Этого достаточно.
Кришна же во многих местах “Бхагавад-гиты” упоминает, что это сокровенное знание не следует объяснять тем, кто недостаточно аскетичен, кто не обладает преданностью, кто не занят в преданном служении, и, конечно же, тем, кто завидует Ему.
“Бхагавад-гиту” по-другому называют “Гитапанишад”. Она не отлична от Веды, является квинтэссенцией ведической мудрости и одной из наиболее важных Упанишад в ведической литературе. В “Бхагавад-гите” излагаются основы вселенских правил в самой доступной и сжатой форме. В “Шримат Бхагаватам” (2.2.30) в комментарии говорится, что “Бхагавад-гита” – ведический разум.
Стоит сказать несколько слов о настоящем переводе и комментариях «Бхагавад-гиты». До сих пор все переводчики “Бхагавад-Гиты” на английский язык действовали по одной схеме. Они отбрасывали в сторону Личность Кришны, оставляя место для изложения собственных взглядов и философских позиций. Содержание “Махабхараты” они считали набором увлекательных мифов, а Кришна становился для них литературным приемом при изложении идей и взглядов некоего безымянного гения или, в лучшем случае, второстепенным историческим лицом. В связи с этим хочется сказать о ценности комментариев Шрилы Прабхупады. “Бхагавад-гита” – это йога, что значит связь с Богом. Но благодаря комментариям Шрилы Прабхупады, “Бхагавад-гита” становится бхакти-йогой, то есть преданным служением Господу.
«Почему вы не читаете мои книги? Даже я читаю их, когда у меня появляется свободное время. Как вы думаете, почему я читаю их? Вы думаете, что эти книги написаны мной? Нет! Они написаны Кришной. Вот почему я их читаю. Каждый раз, когда я начинаю писать, Кришна приходит и садится рядом со мной. Он вдыхает в меня каждое слово. Мои книги не являются заурядными сочинениями. Это трансцендентная литература».
Шрила Прабхупада
В чём же суть “Бхагавад-гиты”?
Её цель – вызволить человечество из плена невежественного материального существования. Каждый из нас в своей жизни постоянно сталкивается с многочисленными трудностями, подобно Арджуне, которому предстояло сражаться в битве на Курукшетре. Из миллионов страдающих людей лишь немногие по-настоящему задумываются о том, кто они, почему попали в такое тяжёлое положение, почему они страдают. По-настоящему понять «Бхагавад-гиту» может лишь тот, кто начал задумываться над причиной своих страданий, над тем, откуда он пришёл и куда попадёт после смерти.
О духе “Бхагавад-гиты” говорит сама “Бхагавад-гита”- принимая лекарство, мы должны следовать указаниям на упаковке. То есть, “Бхагавад-гиту” следует принимать такой, какой её преподносит тот, кто её рассказал. В самой “Бхагавад-гите” есть знание, но это не главное. В этом состоит секрет “Бхагавад-гиты”. Знание немного ослепляет, как бы отводит в сторону (это как раз и явилось главной ошибкой многих комментаторов “Бхагавад-гиты”). Самое важное – это источник знания – рассказчик – Кришна. Само же знание, которое описано в “Бхагавад-гите”, вечно даже без Кришны. Но пока там нет Кришны, там нет “Бхагавад-гиты”. Это не будет Божественной песнью. Без Него это будет лишь область анализа. Важно понять, что в “Бхагавад-гите” Кришна рассказывает не только о материальном творении, о каких-то фундаментальных ценностях, Он рассказывает о Себе.
“Бхагавад-гита” – это Я Сам. Первые пять глав – это Моя голова, следующие десять глав – Мои руки, а шестнадцатая глава – Мой живот. Последние две главы – Мои стопы. (Гита-Махатмья Прославление первой главы “Бхагавад-гиты”).
И так как “Бхагавад-гита” рассказана Самим Верховным Господом, знание, заключённое в ней, является апаурушеей, “сверхчеловеческим”. Вот в чём важность и секрет “Бхагавад-гиты”. “Бхагавад-гита”- это Сам Кришна. Это единственное произведение, где Бог рассказывает Сам о Себе.
“Бхагавад-гита” является звуковым воплощением Господа, поскольку исходит из уст Верховного Господа, а “Шримад Бхагаватам” представляет Господа в звуке, так как рассказан воплощением Господа и повествует о Его деяниях. (“Шримад Бхагаватам”1.1.9 комментарий).
В чём необычность этой книги?
Так как духовные трактаты имеют личностную природу, то и подходить к их изучению надо по всем правилам взаимоотношений.
- “Бхагавад-гита” вступает в контакт с читателем, реагирует на уровень его сознания, на его мысли, желания и цели.
- У “Бхагавад-гиты” есть свобода воли. Если мы ей не понравимся, она имеет право не захотеть с нами общаться и так и останется для нас непонятным и запутанным произведением древнего востока.
- “Бхагавад-гита” – это не мёртвые буквы, состоящие из типографской краски, нанесенные на обыкновенную бумагу. Это та самая живая книга, о которой ходят легенды. Частенько учёные, занимавшиеся её изучением в течение многих лет, приходили к выводу, что это просто сборник изречений, собранный из индийской истории, не согласованных между собой и имеющих разных авторов. В действительности они просто так и не установили с “Бхагавад-гитой” дружеских отношений. Они пытались её покорить, а это не тот метод, который подходит для общения с этой книгой.
Что это за личность, которая скрывается за её обложкой?
Об этом говорится в ней самой. Эта книга – царь и не просто царь, а царь всех царей, царь всего знания и при уважительном к ней отношении она как царь может исполнить любые желания человека.
“Бхагавад-гита” – это Абсолютная Истина, принявшая форму книги, и несущая в себе все качества Абсолютной Истины.
И самое главное её качество – личностность. Она смотрит на нас, читателей, и делает свои выводы, решая открываться ли нам, а если открываться, то насколько. Поэтому и изучение подобных трактатов больше похоже на преданность, дружбу или любовь.
Если мы друзья “Бхагавад-гиты”, значит наши встречи с ней должны носить регулярный характер. Постоянство – вот секрет взаимодействия со священными трактатами. Ежедневные встречи будут лучшим доказательством нашей дружбы. Встречаясь со своим товарищем, мы каждый день спрашиваем у него: “что новенького?”, так и при встрече с “Бхагавад-гитой” мы уже заранее знаем – новенького будет много! И мы должны быть настроены на этот трансцендентный обмен.
Если мы будем изучать «Гиту» постоянно, снова и снова, тогда мы, в конце концов, вернемся в царство Кришны. (“Бхагавад-гита” текст 2.25 комментарий:”Всякую мысль необходимо несколько раз повторить, чтобы как следует усвоить её и избежать ошибок…”).
Е.М.Чайтанья Чандра Чаран прабху уже больше 20 лет читает “Бхагавад-гиту” и постоянно носит её с собой. Он рекомендует читать её регулярно, чтобы обрести видение, а не информацию. То есть увидеть жизнь такой, какая она есть на самом деле. Увидеть себя, увидеть Бога в своём сердце и в творении, Его разум и окружающий мир. Потому что «Бхагавад-гита» – живое знание, окружающее нас. Она как солнце – всходит – и всё становится видно. Было темно, и в темноте мы воображали что-то: “я так думаю”, ” по всей видимости”, “может быть”. Вся наука так говорит.
Помните, мы не читаем эту книгу, мы хотим с ней познакомиться. А когда она увидит в нас своих друзей, она расскажет нам то, что хотела сказать последние 5000 лет. Сама книга – это просто двери в храм знаний. Великие мудрецы утверждают, что между этими двумя обложками скрывается полный набор всего знания, которое может быть понято на этой планете.
В «Бхагавад-гите» преданный читатель найдет всё, что можно найти во всех других писаниях, а также то, чего нет ни в одной другой книге этого мира. Фактически – “Бхагавад-гита” – это тайный вход в другой мир, который эзотерики ищут в Гималаях, учёные в атоме, астрономы в других галактиках, поэты в рифме, музыканты в мелодии, танцоры в ритме, а философы в своём уме…
“Бхагавад-Гита” – поистине уникальное явление в истории мировой культуры. Ценность «Бхагавад-гиты» состоит в ее исключительной способности воздействовать на духовное развитие человека, которое проявляется в этическом, социальном и психологическом аспектах. Через решение проблемы «Кто я?» «Бхагавад-гита» дает правильный ответ на вопрос «Что делать?» и открывает способы достижения особого внутреннего состояния, в котором можно не только постичь непреходящие духовные ценности, но и претворить их в жизнь. В “Бхагавад-гите” дается разрешение проблем смысла человеческого существования, столкновения личных и общечеловеческих представлений о морали. Учение “Бхагавад-гиты” затрагивает самые разные стороны бытия, начиная с обыденной, житейской, и до метафизической, духовной.
Е.М.Чайтанья Чандра Чаран прабху в своих лекциях говорит, что “Бхагавад-гита”- является руководством к действию. Это не настольная книга для времяпрепровождения у камина, а практическое руководство в жизни. Знание “Бхагавад-гиты” нужно практиковать, и опыт, приобретаемый в результате практики и есть доказательством того, что написано в “Бхагавад-гите”. Особенность “Бхагавад-гиты” как она есть” в том, что читая её, мы начинаем практиковать. Именно это издание “Бхагавад-гиты” как она есть” породило много последователей, хотя до этого было много изданий “Бхагавад-гиты”. Но они не применяли это знание в жизнь. (Чайтанья Чандра Чаран прабху , Кришнаиты 64. Что такое “Бхагавад-гита”).
“Бхагавад-гита” во все времена вызывала восхищение у мыслителей, поэтов, учёных и общественных деятелей. Всего в мире известно более 600 переводов “Бхагавад-гиты”. Её толковали представители многих философских школ Индии – Шанкара, Рамануджа, Ямуначарья, Мадхавачарья, Вишванатх Чакраварти Тхакур, Баладева Видьябхушана и многие другие.
Однако самым читаемым в мире стал перевод этой великой книги, сделанный Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Именно благодаря ему с “Бхагавад-гитой” познакомились простые люди во всех странах мира. Изданная общим тиражом более пяти миллионов экземпляров, на более чем 20 языках мира, “Бхагавад-гита как она есть” с комментариями Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады стала настоящим бестселлером и самым авторитетным переводом этого классического произведения мировой литературы.
Того, кто не читал «Бхагавад-гиту» нельзя назвать знающим, образованным человеком. Многие великие люди восхищались «Бхагавад-гитой».
«Я твердо верю в основной принцип «Бхагавад-гиты», всегда стараюсь помнить его и руководствоваться им в своих действиях, а также говорить о нем тем, кто спрашивает мое мнение, и отражать его в своих сочинениях».
«Если бы не было Кришны, не было бы нашего понятия о Боге».
«Все учение и вся жизнь Кришны есть только любовь. Кришна не принимает ничего, кроме любви, действует только любовью, дышит только ею и говорит только ею».
«Метафизическая религиозная идея Кришны есть вечная и универсальная основа всех истинных философских систем и всех религий».
Лев Толстой (1828 – 1910)
“Памятником учения Кришны является “Бхагавад-гита”, то есть “Песнь Господня” – одно из величайших произведений религиозной поэзии всех времён и народов. Прошёл длинный ряд столетий, а эта книга продолжает захватывать и волновать человеческие сердца… Когда читаешь “Гиту” после Упанишад – ощущаешь тепло и интимность живой встречи души с высшим. И хотя философски “Гита” тесно связана с “тайным учением” брахманов, Бог для неё не только абстрактное понятие или безличный Абсолют, для достижения которого нужно утратить своё “я”: Он – личностный Бог, выступивший из глубины священного Мрака навстречу людям. Поистине среди древних прообразов Христа одним из первых может считаться Кришна”.
Наш современник Протоиерей Александр Мень (1935 – 1990)
«Я был обязан «Бхагавад-гите» замечательным днем. Это — первая из книг; такое впечатление, что целая империя говорит с нами: в ней нет ничего мелкого, незначительного, все крупное, последовательное, безмятежное; это голос древнего разума, размышлявшего в другую эпоху и в другой обстановке, но над теми же вопросами, что беспокоят нас».
Американский эссеист, поэт, философ, пастор Ральф Уолдо Эмерсон (1803 – 1882)
«Бхагавад-гита — наиболее полная энциклопедия духовного развития, совершенное выражение ценностей, без которых немыслимо существование человечества. Это одно из наиболее ясных и всесторонних философских учений. Оно дает поразительную панораму духовных и интеллектуальных поисков, поэтому всегда будет иметь величайшую ценность не только для Индии, но и для всего человечества».
Английский писатель Олдос Хаксли (1894 – 1963)
Шрила Прабхурада называл “Бхагавад-гиту” – точная наука о духовных ценностях. Он утверждал, что в “Бхагавад-гите” нет места субъективной вере. Это не вопрос – верю-не верю. Эта точная наука универсальна, не зависит от наших пристрастий и верований. ШрилаПрабхупада очень часто подчёркивал надконфессиональную природу “Бхагавад-гиты”.
“Наука о душе является первой ступенью духовного осознания и называется сокровенным знанием. Следующая ступень – это осознание Бога, которое считают ещё более сокровенным знанием. Осознание Бога – является венцом изложенного в “Бхагавад-гите” знания, и когда человек достигает стадии осознания Бога, в нём пробуждается желание стать преданным Господа и заниматься транцендентным любовным служением Ему.” (“Шримад Бхагаватам” 2.4.16 комментарий).
Транцендентные деяния Господа описываются в “Шримад Бхагаватам”. Не все могут слушать “Бхагаватам” каждый день, для того чтобы очиститься. “Бхагавад-гита” даёт фундамент для слушания. Если мы не знаем “Бхагавад-гиту”, тогда мы не сможем долго слушать “Бхагаватам”. “Бхагавад-гита” – это основополагающая истина, на которой строятся уже все остальные. Как торт – “Бхагавад-гита” – “Шримад Бхагаватам” – а сверху украшает торт “Чайтанья Чаритамрита”. Но если фундамента нет, то всё может рассыпаться. Поэтому “Бхагавад-гиту” нужно изучать постоянно.
Те, кто достаточно умны, должны использовать человеческую форму тела
с самого начала жизни – другими словами, с раннего возраста –
для деятельности в преданном служении
Если мы постоянно помним и изучаем «Бхагавад-гиту», значит, мы любим её. В нашем сознании раскрывается то, о чём мы помним.
Памятование – это способ доставить информацию из ума в сердце. И то, что попадает в наше сердце, уже так просто из него не уходит, а значит, постоянно его видоизменяет. Так и несколько слов «Бхагавад-гиты», попав в наше сердце, обязательно сделают его тёплым, мягким, добрым, благодарным, смиренным и счастливым. В нашу задачу входит просто доставить её слова по назначению. Поэтому в “Гитамахатмье” (Прославление 1-ой главы “Бхагавад-гиты”) говорится: “Сосредоточь внутренний взор на этом божественном образе “Гиты”, ибо “Гита” способна избавить человека от любого греха. Всякий разумный человек, который каждый день читает одну главу, одну шлоку, половину шлоки или хотя бы четверть шлоки из “Бхагавад-гиты”, может очистить сердце и достичь Вайкунтхи”.
Благословения «Бхагавад-гиты»:
«Бхагавад гита» была рассказана как раз в Мокшада Экадаши (Экадаши, который дарует освобождение). И потому любое слушание «Бхагавад гиты» даёт освобождение.
В “Шримад Бхагаватам” (2.5.9) в комментарии говорится, что беседы о трансцендентных деяниях Господа очищают атмосферу в том месте, где они ведутся. Мы рассказываем, слушаем, задаем вопросы, отвечаем на вопросы. Такие вопросы (беседы) очищают и того, кто задаёт вопросы (слушает), и того, кто отвечает на них и рассказывает.
«Беседы о трансцендентных деяниях Господа очищают атмосферу в том месте, где они ведутся, и потому преданные отвечают на подобные вопросы с огромным воодушевлением. Такие вопросы очищают и того, кто их задает, и того, кто отвечает на них. Чистые преданные не довольствуются тем, что им самим все известно о Господе, они всегда стремятся передать эти знания другим, поскольку им хочется, чтобы все люди узнали о величии Господа».
«Бхагавад-гита» предназначена для тех, кто хочет счастья, для тех, кто не может смириться со своими страданиями. Стать счастливым – значит постичь истину. Истина не может принадлежать какой-то одной группе людей или нации. Истина универсальна. И эту истину несёт в себе «Бхагавад-гита».
“Те, кто желают пересечь вселяющий страх океан Самсары (рождения и смерти), легко достигают другого берега, садясь в лодку Гиты!”
«Бхагавад-гита» провозглашена Гитопанишадой, потому что она выражает квинтэссенцию всех Упанишад. В 6 шлоке “Гита-махатмья” говорится, что все Упанишады подобны стаду коров, а Господь Кришна – сын пастуха доит их. Арджуна – телёнок – люди чистого знания пьют молоко. А молоко – великий нектар бессмертия – это «Гита». И мудрецы, разум которых чист, наслаждаются его неземным вкусом.
«Бхагават-Гита» также провозглашена как Брахма-Видйа (Знание Абсолюта), что является высшем знанием из всех, к которым стремится духовный ищущий человек.
«Бхагават-Гиту» назвают Йога-Шастрой, поскольку она имеет дело с практикой самых высоких идеалов во всех слоях общества (каждая из глав Гиты названа йогой – Бхакти-Йогой, Карма-Йогой, Гйана-Йогой и так далее).
Последняя шлока 18-й главы (которая также называется Экашлоки-Гитой, то есть Бхагават-Гитой в одной шлоке) говорит: “Где бы ни находился Кришна, повелитель всех йогов и мистиков, и где бы ни находился Aрджуна, непревзойденный лучник, там всегда будет изобилие, победа, необычайная сила и нравственная чистота. Таково мое мнение”.
«Бхагавад-гита оказала глубочайшее влияние на жизнь всего человечества, поскольку учит, как предаться Богу и посвятить Ему свою жизнь».
Немецкий и французский теолог, философ, гуманист,
музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира.
Альберт Швейцер (1875-1965г.)
“Бхагавад-гита как она есть” – это глубоко прочувствованное, с мощью и размахом задуманное и прекрасно исполненное произведение… Я никогда не видел другого издания “Гиты”, которое бы несло в себе столь важное содержание, облеченное в соответствующую форму. Это, несомненно, цельное и законченное произведение, которое займет достойное место в интеллектуальной и нравственной жизни современного человека намного лет вперед”.
Доктор С.Шукла,
ассистент преподавателя лингвистики, Джорджтаунский университет