Обычно христианство провозглашает Библию единственным авторитетным писанием. Но во втором послании к Тимофею от апостола Павла сказано, что все писания даны по Божьему вдохновению и благоприятны для изучения. То есть это широко мыслящему христианину дает шанс допустить, что в других писаниях тоже может проявиться воля Бога, его какие-то мысли и пожелания нам.
«Все писания даны по Божьему вдохновению и благоприятны для изучения»
2-е послание к Тимофею от Апостола Павла
А в апокрифическом Евангелие «Книга ангела Мормона» Бог говорит: «Разве ты не знаешь, что существует больше чем одна нация? Разве ты не знаешь, что я, твой Господь, создал всех людей и помню даже о тех, кто живет на островах? Разве ты не знаешь, что я правлю и на небесах и под землей и несу свое слово всем чадам человеческим и всем нациям земным? Я говорю всем нациями одно слово, однако, это не должно думать, что если я произнесу одно слово, я не могу произнести другого, ибо дело мое еще не закончено и не закончится оно до скончания человечества, а потому про Библию ты не можешь думать, что она содержит все мои слова. Также ты не можешь думать, что я не вдохновен писать ещё сверх того. Я повелеваю всеми людьми и на Востоке и на Западе, и на Севере и на Юге, и на островах в море. Я повелеваю им написать слова, которые я диктую им. И по написанным книгам я буду судить мир.»
Подобные цитаты дают шанс допустить авторитетность других священных писаний, тем более, что сам Иисус Христос признавал неполноту своего учения. Например, такая известная фраза: «Много имею еще что сказать, но не вместите, ибо черствы сердца ваши» – Евангелие от Иоанна 16.12. То есть отсюда однозначно следует, что есть еще какое-то сокровенное знание, которое Христос не открыл по причине неготовности своих учеников. Он сокрушался, на самом деле, об их неготовности в таких словах, он говорил: «Если о земном говорю и не верите, что ж тогда будет… Как же вы поверите мне, когда я скажу о небесном?» (Иоанн,3,12).
Таким образом, из этого следует вывод, что существует единый мир с единым Богом, с едиными законами, и существуют различные духовные традиции, и, соответственно, различные священные писания. И представителям различных традиций следует вести не религиозные споры, основанные на «ревности веры», а межконфессиональные диалоги.
Какая из религий истинная? – Ответ заключается в том, что все религии ложны и все религии истинны. Любой религией можно воспользоваться как истинной, а можно сделать из нее что-то ложное. Потому что религия проявляется в поведении людей. Если религиозные люди начинают взрывать дома, то мы начинаем бояться такой религии. Но сама религия – это милосердие, чистота, аскетизм и правдивость. Именно этого мы ожидаем от истинной религии. Сначала милосердия, любви, понимания, а потом уже какого-то закона. (Е.М. Чайтанья Чандра Чаран)
Истинная религия – это то, что дает человеку шанс развить свои отношения с Богом, восстановить свою духовную сущность и вернуться к вечной деятельности в духовном мире.
Итак, сравним некоторые общие моменты двух духовных традиций – Вед и Христианства. И в частности, их взгляд на 10 заповедей.
Отрывок из интервью Его Божественной Милости
А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.
30 декабря 1968 года, Лос-Анджелес.
Журналист:
«Не убий» — это, бесспорно, одна из этических норм. Это великая заповедь, и она всегда актуальна… Но люди не очень интересуются…
Бхактиведанта Свами:
Верно. Они не слишком-то интересуются религией, а если и проявляют интерес, то чисто показной. Если вы не придерживаетесь никаких принципов, то в чем, скажите, состоит ваша религия?
Журналист:
Я не спорю с Вами. Более того, я полностью согласен с Вами. Полностью. Это не имеет никакого смысла. «Не убий». «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим». «Не желай дома ближнего твоего». «Почитай отца твоего и мать твою»… Это все прекрасные…
Бхактиведанта Свами:
«Не желай жены ближнего твоего…» Но кто следует этой заповеди?
Журналист:
Очень немногие.
Бхактиведанта Свами:
Какое же они имеют право называть себя религиозными людьми? А лишенное религии человеческое общество мало чем отличается от стада животных.
Журналист:
Хорошо. Но позвольте мне спросить вас вот о чем: есть ли разница между вашим пониманием десяти заповедей и общепринятой их трактовкой в иудео-христианской этике?
Бхактиведанта Свами:
Разницы никакой, но, как я уже сказал, никто не соблюдает строго эти десять заповедей. Я же просто говорю: «Пожалуйста, соблюдайте заповеди Господа». Вот к чему я призываю.
Журналист:
Другими словами, вы просите людей придерживаться этих принципов?
Бхактиведанта Свами:
Да. Я не призываю христиан обратиться в индусов, а просто говорю: «Пожалуйста, соблюдайте ваши заповеди». Я сделаю вас лучшим христианином, чем вы были. Это моя миссия. Я не говорю: «В вашей традиционной религии нет Бога, Он есть только здесь, в нашей». Я просто говорю: «Повинуйтесь Богу». Я не говорю: «Вы должны признать, что имя Бога — Кришна, и у Него нет других имен». Нет, я говорю: «Пожалуйста, повинуйтесь Богу. Постарайтесь полюбить Бога».
Журналист:
Позвольте мне иначе сформулировать свою мысль. Если вы призываете к тому же, к чему призывает иудео-христианская этика, то почему же молодые, да и не только молодые, люди разочарованы, почему они тянутся к восточным религиям? Почему именно к восточным, если они не отличаются от западных?
Бхактиведанта Свами:
Потому что иудаизм и христианство не учат, как следовать заповедям на практике. Я же учу именно этому.
Журналист:
Иначе говоря, вы учите тому, что, как вы полагаете, поможет людям на практике, в повседневной жизни, достичь полного самовыражения человеческого духа.
Бхактиведанта Свами:
Любви к Богу учит и Библия, и Бхагавад-гита. Но сегодняшние проповедники не учат, как любить Бога. А я учу людей, как любить Бога, — в этом вся разница. Это и привлекает молодых людей.
Журналист:
Хорошо. Стало быть, цель одна, и все отличие в методе ее достижения?
Бхактиведанта Свами:
Нет, и цель, и метод одинаковые. Но так называемые религиозные лидеры не учат, как применять этот метод на практике, а я учу.