Семья – это место, где отношения не обусловлены какими-то внешними вещами. В том смысле, что, даже если человек ведет себя не очень-то хорошо, у нас нет другого выхода: он наш родственник, мы не можем порвать с ним отношения. У нас нет этой «опции». Это сейчас в современном мире люди очень легко относятся к отношениям, рвут их чуть что не так. Это признак Кали-юги.
Пока он удовлетворяет мои чувства, пока он говорит приятные мне слова, у меня есть с ним отношения. Как только он перестает удовлетворять мои чувства – все, отношений нет. Но ничего не поменяется в других отношениях, потому что… Этим семья отличается от не-семьи. Семья – это совершенно первобытное, неразумное формирование. Сейчас в интеллигентном продвинутом обществе разумные люди думают, что нужно выбирать свои отношения. Но в семье же мы не выбираем. Правильно? В классической индийской семье нет понятия «развод». И даже если у людей не строятся отношения, единственная возможность – это уйти в лес по достижении 50–60-летнего возраста. И вот человек думает: «Ну хорошо, ладно, значит, мне надо как минимум 30 лет жить с этим человеком». И он понимает, он заботится…
Если мы научимся этому, то отношения будут строиться. Надо понимать, что у меня есть отношения с этими людьми по определению. И для того, чтобы построить с ними отношения, я не должен от них ничего особенного ожидать. Тогда отношения будут очень хорошими. Если я ожидаю от них чего-то, наши отношения испортятся, потому что в какой-то момент человек будет делать то, что нам не нравится. Наши ожидания не исполнятся.
И единственным способом решить эту проблему является простая формула – не ожидать ничего особенного. Думать не о том, что он должен мне дать, что он должен делать… Обычно люди хорошо знают, что другой должен делать: жена может давать лекции по обязанностям мужа, а муж дает лекции по обязанностям жены. Хотя на самом деле все должно быть наоборот: жена должна рассказывать об обязанностях жены, а муж должен рассказывать об обязанностях мужа. Это ожидания!
Когда я думаю об обязанностях другого человека, это значит, я сосредоточен на том, что он должен делать: «Это его обязанность! Он должен это делать! Какой же он ведический муж (или жена)! Он обязан!» И получаются ведические разборки между ведическим мужем и ведической женой на основании правил Вед. Это бред!
Единственное, что мы должны хорошо понимать: если я хочу сохранить отношения, я не должен ничего особенного ожидать, я должен служить этому человеку. И когда мы сталкиваемся с этим, то естественным образом проявляется желание сделать что-то в ответ. И даже если оно не проявится, то человек, который ведет себя таким образом по отношению к другим, он счастлив, потому что понимает, что свое дело делает (оценили это или не оценили).
Бхакти Вигьяна Госвами