Будучи племянником Шри Рупы Госвами и Санатаны Госвами, Шри Джива Госвами явил все чарующие качества махапуруши (божественной личности). У него были напоминавшие лепестки лотоса глаза, прямой нос, высокий лоб, широкая грудь, длинные руки и излучающее сияние тело золотистого цвета.
В детстве он изготовил Божество Кришна-Баларамы. Выражая свою чистую преданность, он часто плакал, поклоняясь Им. Предложив Кришне-Балараме одежду, чандану, цветы, украшения и вкусные сладости, он немного брал себе, а все остальное отдавал своим друзьям. С самого раннего детства Джива проявлял доброту по отношению к другим живым существам. Джива был настолько привязан к Кришна-Балараме, что даже перед сном он обнимал Их и засыпал с Ними в обнимку. Его родители думали, что он просто играет, но деревенские жители очень радовались, когда видели привязанность Дживы к Кришна-Балараме.
В школе он быстро освоил санскритскую грамматику, поэзию, логику и философию. «Шримад-Бхагаватам» вдохнул в него жизнь. Кришна-катха наполнила его счастьем. Никто не смел говорить с ним о чем-либо, кроме Кришны. Он странствовал по Навадвипа-дхаме вместе со Шри Нитьянандой Прабху, изучал санскрит в Бенаресе, после чего поселился во Вриндаване. Он смиренно служил Шри Рупе Госвами, омывая его стопы, подготавливая все необходимое для литературной работы, редактировал его книги и через некоторое время получил дикшу.
Однажды пожилой вайшнав, Валлабхачарья, критически отозвался о литературной работе Шри Рупы Госвами. Несмотря на свой юный возраст, Шри Джива, не задумываясь, встал на защиту своего гуру. Шри Рупа Госвами отчитал Шри Дживу и приказал ему покинуть Вриндаван. Поселившись в пещере, где прежде жил крокодил и которая была расположена в Нанда Гхате (в 45 минутах от бхаджана-кутира Шри Рупы), Шри Джива начал поститься. Он поддерживал свое существование, принимая в пищу белую муку разведенную водой из Ямуны. Увидев, что он практически перестал заботиться о своем существовании, Санатана Госвами привел его обратно к Шри Рупе Госвами.
После ухода Шри Рупы и Шри Санатаны Госвами, Шри Джива Госвами стал гаудия-сампрадайячарьей, наставляя всех вайшнавов Навадвипы, Вриндавана и Джаганнатха Пури. Несмотря на свое очевидное лидерство, он всегда оставался смиренным слугой всех живых существ. Всякий раз, когда во Вриндаван приходили преданные из Бенгалии, он с любовью принимал их, угощал прасадом и предоставлял комфортные комнаты для отдыха и даже отправлялся с ними во Враджа-мандала парикраму.
Великий ученый-санскритолог, Шри Джива Госвами в уме составлял стихи на санскрите и записывал их, ничего не меняя в конструкции предложения. Слово «записывал» означает, что он использовал металлический стержень, с помощью которого символы наносились на пальмовые листья. Этот метод письма не оставлял возможности исправлять, редактировать, переписывать или корректировать записанный таким образом текст. Каждый его стих был бесценным бриллиантом совершенного размера, ритма, поэтики и смысла. Он был величайшим философом за всю историю Индии. Современные санскритологи считают его величайшим ученым.