Почему Гаура Пурнима? Пурнима означает полнолуние, а Гаура (Гауранга) – из-за золотистого цвета кожи так называли аватару (воплощение) Бога, пришедшего в конце пятнадцатого века именно в этот день.
Примерно пятьсот лет назад Верховная Личность Бога появилась как Шри Чайтанья Махапрабху, золотая аватара. Господь Чайтанья – это самое щедрое, самое милостивое воплощение Бога. Он также известен как Патита-павана – спаситель самых падших. Он явился в Бенгалии, в 1486 году, в провинции Надия (Шридам Майяпур, Навадвипа), и там Он положил начало движению санкиртаны – воспеванию Харе Кришна маха-мантры:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе ХареХаре Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Господь Чайтанья проявил удивительные игры, доказав этим, что Он – Личность Бога. Его приход был предсказан в богооткровенных писаниях, наиболее очевидно в Шримад-Бхагаватам (11.5.32). Там утверждается, что Верховная Личность Бога, сопровождаемый Своими спутниками, появится в Своем аспекте преданности, чтобы установить юга-дхарму, воспевание святого имени Господа. Там также говорится, что те, у кого достаточно разума, будут поклоняться Господу в этот грешный век Кали, принимая участие в движении санкиртаны.
То, что Шри Чайтанья Махапрабху являлся воплощением Господа, было ясно многим святым личностям, в особенности Рупе Госвами, который, встретив Господа в Праяге, прочитал Ему следующий стих:
“Мой дорогой Господь, Ты – самое милостивое воплощение Бога. Доказательство этого то, что Ты всем раздаешь нечто, что никто, даже Сам Кришна, никогда не мог распространять, а именно – чистую любовь к Кришне”.
Абсолютная Истина одна, но она стала двумя, Радхой и Кришной, а теперь снова стала одной как Шри Чайтанья Махапрабху. Господь Чайтанья – это Сам Кришна, явившийся в форме, цвет которой тот же, что и цвет тела Его вечной супруги Шримати Радхарани. Господь Чайтанья пришел, чтобы испытать чувства, которые испытывает Радхарани в разлуке с Ним. Это настроение в дальнейшем раскрылось в молитвах Господа Чайтаньи “Шикшаштака”:
“О Говинда, в разлуке с тобой секунда для меня подобна двенадцати годам и даже более, и слезы из глаз моих катятся, словно потоки дождя, Весь мир я вижу пустым, когда Тебя в нем нет”.
Чтобы испытать возрастание любви Его преданных под влиянием разлуки с Ним, Кришна появился как преданный Себя Самого в образе Шри Чайтаньи Махапрабху.
Шри Кришна Чайтанья Махапрабху играл роль великого святого и внес новое направление в традицию вайшнавизма. Философия ачиньтя-бхеда-абхеда таттвы (одновременного единства и различия Бога и живого существа, бога и материального мира) соединила в себе такие противоположные друг другу направления, как двайта и адвайта, персонализм и имперсонализм.
Шри Кришна Чайтанья был непобедим в философских дискуссиях и считался великим ученым. Но сам он делал упор не на философских аспектах учений, а на прямом переживании любви к Богу – бхакти. Бхакти традиционно переводится как преданное служение, но этот термин охватывает большее – это любовная преданность, которая является одновременно и целью, и путем, и средством.
В доме Шри Джаганнатх Мишры не было предела радости. Она царила в комнате Шри Шачидеви. Весь мир был затоплен потоком Харинама, при появлении полной и чистой луны в этот день. И луна в небе закрыла свое лицо из скромности. И как она могла не сделать этого? Луны на пальцах Его ног излучали такой яркий и благодатный свет, что затмевали миллионы лун, ведь сегодня явился Гаурачандра. Повсюду с неба дождем сыпались цветы. Раздались звуки миллионов раковин и барабанов, и начался танец небесных существ. Вся земля воспевала “Джайа, Джайа”, и вся вселенная достигла освобождения. Так повсюду разнеслась весть о явлении Гаура Хари разнеслась. Все преданные немедленно почувствовали глубокое удовлетворение. Сладостные звуки раковины, колоколов, мриданги и караталов стали еще прекраснее, когда к ним присоединился хор голосов, воспевающих “Джая Шачинандана, Джая Гаура Хари!”
В ту ночь все преданные пришли к святой Реке Ганге, чтобы принять омовение и совместно воспевать Святые Имена Господа. Шри Адвайта Ачарья, находящийся в этот момент в Шантипуре, внезапно начал танцевать. Он схватил Харидаса и они вместе начали громко петь и танцевать. В воздухе витает необыкновенное счастье – все чувствовали это.
Несколько Брахманов пришли в дом к Джаганатхе Мишре. Они очень обрадовались, когда увидели младенца, излучающего свет, подобно расплавленному золоту, и немедленно благословили ребёнка. Их дом также посетили жёны Господа Брахмы, Шивы, Нарисимхадева, Индры и других полубогов. Они оделись как жены Брахманов и принесли разные дары для Господа. Джаганатх Мишра и Шачи Деви были очень счастливы: в их доме родился ребёнок, который освободит все три мира.
Вне себя от радости рождением своего дорогого сына, Шри Джаганнатха Мишра провел пышный фестиваль на следующий день после рождения ребенка.
Именно Сита Тхакурани, жена Адвайты Ачарьи, нарекла Господа именем Нимай. Он родился под деревом ним. Говорят, что ним защищает от ведьм и колдунов. Злые духи также не могут находиться рядом с этим деревом. Таким образом, Сита Тхакурани дала Господу имя «Нимай», чтобы ничто не могло причинить ему вреда. Другие стали звать его «Гаурахари», Золотой Господь, потому что выглядел он, как расплавленное золото.
Однажды, когда еще совсем маленький Нимай лежал в кроватке, родители увидели различные знаки на Его ступнях. Они увидели знамя, палицу, раковину и рыбу. Такие знаки могут быть только на теле Аватары (воплощения Господа). Его родители всё время видели эти удивительные отпечатки на полу, и никак не могли понять, откуда они взялись.
Пока его родители обсуждали это, Нимай начал плакать. Тогда Мать Шачи быстро взяла его на руки и с любовью начала кормить грудью. А Джаганатха Мишра решил спросить об этих знаках на ногах своего сына у астролога Ниламбарка Чакроварти. Он просил прийти его и объяснить значение этих знаков. Ниламбарка Чакроварти с нежностью улыбнулся и сказал: «На теле этого ребенка все знаки, отмечающие великую душу. На Его ладонях и подошвах ступней признаки Господа Нараяны. Этот ребёнок способен освободить все три мира».
Удачливые души могут видеть Господа Чайтанью. Всё, связанное с Гаура Хари – вечно. Его имя, форма, игры, спутники, атрибуты, и так далее – всё это вечно. Его явление вечно. Вечный Господь пребывает в душах тех удачливых людей, кто чист сердцем. Такие вещи не понять нашим немощным разумом. Ведь Господь есть ачинтья бхеда абхеда, явившийся в форме Ачарьядева, как высшего проявления этого принципа. По милости садху и Гуру мы можем узнать славу Шри Чайтаньядева, который есть вечно чистая, полностью освобожденная Высшая Реальность. И эти счастливые души, получив милость садху могут понять, что Гаурачандра явился как Шри Кришна в настроении Радхарани. Они чувствуют великий экстаз в своих сердцах, и они способны понять: “Гаурачандра и сегодня ведет Свои божественные лилы, но лишь немногие счастливые души видят это”.
адйапиха сеи лила каре гаурайа
кона кона бхагйаван декхипара пайа
анарпита-чарим чарат карунайаватирнах калау
самарпайитам уннатоджвала расам сва бхакти сриджйам
харих пурата сундара дйути кадамба сандипитах
сада хридайа кандаре спхурату вах шачинандана
Да будет Господь, Сын Шачидеви всегда пребывать в самых глубоких уголках моего сердца. Источающий сияние горячего золота, Он явился в век Кали, чтобы по Своей беспричинной милости распространить то, чего не даровала еще ни одна аватара: тончайший и ярчайшее духовное знание пьянящего вкуса служения Ему.