Закон аскетизма

Автор: | 06.02.2015

 Что такое закон аскетизма?

 Закон аскетизма предполагает добровольное лишение себя комфорта. Из-за незнания этого закона возникают большие проблемы в жизни. Что такое аскеза? Аскеза означает добровольное принятие того, что не очень удобно для тела, но благоприятно для души, для самоосознания.

Например, я решил одеть грязную одежду, чтобы что-то сделать некомфортное для тела. Будет ли это аскезой, которая приведёт меня к счастью? Нет. Почему? Потому что она не способна очистить мой разум, не ведёт к самоосознанию. Грязные вещи через контакт с кожей увеличивают неправильное движение воздушных потоков в организме. Это приводит к тому, что человек становится менее разумным. Если человек просто носит грязные вещи, то это не та аскеза, которая приводит к счастью.

Допустим, человек захотел сделать зарядку. Будет ли он здоровым? Не обязательно. Ничего нельзя делать неразумно, без знаний. Динамическая гимнастика даёт человеку только тонус, а также здоровье одной только оболочки тонкого тела, которая называется прана-майя. То есть она даёт тонус, жизненную энергию для того, чтобы делать какие-то дела. Ни о каком здоровье тела здесь речи быть не может. Обычная двигательная гимнастика не даёт здоровья. Все болезни возникают от отрицательных качеств характера, которые находятся в тонком теле ума. Именно ум, контролируя органы, посылая свои импульсы, создаёт ситуацию болезни в организме. В тонком теле ума накапливается усталость, отрицательные эмоции. Усталость ума выражается в том, что краски жизни блекнут, оптимизм пропадает, человек перестаёт отдыхать. Он чувствует, что не отдыхает. Теряется острота восприятия органов чувств, пища становится безвкусной: “Глаза бы мои не смотрели, уши бы мои не слушали” и т. д. Это признак усталости ума – первая стадия любого заболевания. С помощью динамических упражнений усталость ума не снимается. Она снимается только с помощью статических упражнений, эти упражнения по-другому называются хатха-йогой. Есть ещё плавные динамические упражнения, которые человек делает при очень глубокой концентрации, внутренне связанной с дыханием, эта система называется цигун – дыхательная гимнастика. Она тоже снимает усталость ума. Усталость ума также снимает прохладный душ.

Второе определение аскезы – это добровольное причинение страданий себе ради достижения высшей цели жизни. Есть четыре основных принципа культуры, которая существует во вселенной. Первый принцип культуры человека – это аскетизм, способность идти на какие-то лишения ради достижения своей цели. Второй принцип – чистота. Третий принцип – милосердие. И четвёртый – правдивость. Без этих четырех принципов невозможно жить. Сейчас люди более или менее сохранили правдивость. Остальные три принципа очень мало применяются в нашей жизни из-за того, что мы деградировали.

Аскетизм – это единственный способ увеличить жизненную энергию, потенциал. Люди говорят: “Энергии, силы не хватает”, “Чего-то не хватает мне, чтобы на работу устроиться, замуж выйти за хорошего человека, почти вышла – чего-то не хватило”. Чего-то не хватает: зимою – лета, а осенью – весны. Не хватает силы психической, физической, нравственной красоты – это тоже сила. Есть два способа обрести красоту. Первый вариант – совершать аскезы, человек становиться красивым, совершая аскезы правильно, если делает он это в благости. Второй вариант – напудриться. Но когда напудришься, эта красота привлечет лишь тех, у кого направлено сознание на внешнее, хорошего человека она не привлечет, только с напудренными мозгами привлечет. Пудриться, конечно, можно, но тем не менее надо понять принцип: откуда берется красота.

 Причины неспособности совершать аскезы

 Аскетизм, или способность идти на добровольные лишения, угасает сильнее всего от того, что человек употребляет одурманивающие средства. Будь-то курение, выпивка, наркотики – человек теряет силу совершать аскезы. Следующая причина, по которой человек становится безвольным, становится как бы рабом той ситуации, в которую он попал, состоит в том, что человек не уважает время. Перестал уважать время – воля исчезает сразу. Как можно не уважать время? Первый способ,  самый опасный, неуважения времени – не вставать вовремя и не ложиться вовремя спать. Если человек говорит: “Ничего страшного, что я нарушил режим”,– первое, что он теряет – это волю. Посмотрите: чуть-чуть поспал подольше, хотел куда-то пойти, а после этого уже думает: “В следующий раз. Сегодня  – воскресенье, надо отдыхать. Какой там поход? Куда идти? Может ещё поспать немного? Наверное, я ещё не выспался”. Чем больше спишь, тем больше хочется. Тонус снижается и наступает вялость. Человек думает: “Это я за неделю не выспался”. Проснулся в двенадцать часов дня,  походил час, опять устал очень сильно и спать опять лёг ещё на два часа. Потом встал ещё походил, потом на час ещё прилёг. Уже кости болят, вставать неохота. Воля      теряется – день жизни потерян.

У нас сколько свободного времени в жизни? Очень мало. Мы работаем в основном, всё время ждём, когда же будет время заняться чем-то любимым, заняться детьми своими, почитать, получить знание, без которого жить нельзя. Воскресенье– самый дорогой в жизни день.

Есть два типа людей: одни стремятся жить, а другие – умереть. У тех, кто стремиться умереть, функции тела нарушаются. Есть признаки желания жить, а есть признаки желания умереть. Человек хочет изменить свою жизнь, хочет сам сделать всё как надо – это признак желания жить. Если человек хочет рано вставать – признак желания жить, не хочет рано вставать – признак желания умереть. Организм будет разваливаться, болезни будут накапливаться. Хочет вовремя ложиться спать – признак желания жить. Поздно ложится – признак желания умереть. Хочет есть вовремя то, что нужно – признак желания жить. Хочет есть то, что не нужно, не вовремя – признак желания умереть. Хочет днём спать – признак желания умереть, не хочет днём спать – признак желания жить. Обижается на других – признак желания умереть, хочет простить всем – признак желания жить. Злится – признак желания умереть, по-доброму относится к людям – признак желания жить. Ненависть, лень – признаки желания умереть. Есть нацеленность в жизни – признак желания жить, нет нацеленности – признак желания умереть. Есть любимое дело – признак желания жить, нет любимого дела – признак желания умереть. Есть желание сидеть прямо и ходить выпрямившись – признак желания жить, нет желания прямо сидеть и    ходить – признак желания умереть. Если человек хочет расслабиться, то тело умирает, функции все затормаживаются, способности управлять процессами нарушаются. Хочет объесться – признак желания умереть, хочет есть поменьше – признак желания жить. А теперь подумайте, сколько у вас признаков желания жить из того, что я перечислил? Не спрашивайте меня: “От чего же я такой больной стал?” Тело работает как часы. Есть такие часы со взрывным устройством, заводишь в одну сторону – взрываются, в другую сторону – не взрываются. Как вы обращаетесь со своим телом, так оно и будет работать. Если хотите – нет проблем, пускай оно разваливается. Ведь всё зависит от вашего желания. Чего не хватает, чтобы были признаки желания жить? Силы не хватает. Откуда силу взять? Из аскетизма. Нет иных способов.

Откуда взять чистоту человеку, чтобы на душе было легко и весело. Через пожертвования. Человек жертвует что-то, и у него очищается сердце. У него становиться на душе легко не случайно. Он пожертвованием занимается. Иначе у него на душе будет груз, счастья не будет внутри. Если человек совершает аскезы, то у него появляется сила.

“Неделю не буду есть после лекции! Всё, я сказал!” –  подобные аскезы в страсти не приводят ни к чему хорошему. Болеть человек начинает. Можно практиковать голодные дни – это рекомендуется делать лишь немногим. Человек должен понять, что сила берётся не из глупости. “Какой толк, если я пять минут позанимался гимнастикой, я буду заниматься час, но раз в неделю”. Хорошо, потом свалитесь – признак глупости. Тонус повышать свой надо каждый день, гимнастику делать каждый день по пять или десять минут. Этого достаточно. У вас есть пять минут? На телевизор у вас есть сколько времени?

 Чего можно достичь с помощью аскезы?

 Итак, необходимо изучать эту тему. Чего можно добиться с помощью аскез? В Ведах написано, что то, что кажется невозможным и что находится за пределами достижимого, может быть достигнуто через аскезу. Ничто не может превзойти аскезу. Всего можно достичь, чего вы хотите. В этой вселенной всё возможно. Человек может достать любой предмет на любом расстоянии, если он совершает определенную аскезу в течение нескольких жизней. Он может с другой планеты руку протянуть мистически в своём тонком теле, взять предмет и принести сюда и пользовать им. Через аскезу можно достичь любой цели, какая у вас в жизни есть.

Какие аскезы надо совершать? Аскезы в благости. Аскезы бывают в страсти, благости и невежестве. Человек должен совершать только аскезы в благости.

К чему приводят аскезы человека? Аскезы приводят к свободе от жадности, от стремления использовать в своих целях чужое богатство. У человека, который совершает аскезу, чувства становятся контролируемыми и он может не привязываться к чужим вещам. Ему сопутствует удача. Почему? Потому что он никому не делает плохого подсознательно. Если у человека есть склонность желать чужое и привязываться к нему, то он раздражает подсознательно того человека, кому принадлежит эта вещь. И удача ему не будет сопутствовать, потому что у него будут возникать проблемы с теми людьми, которых он раздражает.

Как можно преодолеть в себе жадность? Только с помощью аскетизма и пожертвования.

Как заполучить уважение? Первое – нужно иметь благородное происхождение. Это значит, что человек рождён в хорошей семье. Второе – аскетизм. Если человек совершает аскезы, просто зарядку делает и омывается каждый день, ест и ложится спать вовремя (больше и не нужно никаких аскез, под прохладной водой постоять, чуть-чуть хатха-йоги по 5-10 минут в день), то его через некоторое время автоматически начинают уважать. Если человек совершает аскезы, у него появляется сила, а силу уважают все. Настоящее образование даёт уважение – это третье. Хорошие манеры – это четвёртое. Духовная чистота – пятое.

Если человек имеет хоть что-то из перечисленного, то его начинают уважать. Если к вам неуважительно относятся, то надо совершать аскезы. Потому что это – единственная быстро достижимая вещь из всех пяти. Если происхождение не благородное, то куда деваться? Или, например, образование. Если нет образования, то, чтобы его получить, надо много времени. Хорошие манеры также просто с потолка не берутся. Можно делать вид, что у тебя хорошие манеры, но всё равно их недостаток проявится. Стать духовно чистым – это очень тяжело.

 Как совершать аскезу женщине?

 Надо понять, что в женском теле совершать аскезу надо очень осторожно. Необходимо следование режиму дня, режиму питания, лёгкая гимнастика. Если женщина начинает много голодать, то она теряет не только красоту, но и здоровье, потому что гормональные функции женщины очень тесно связаны со здоровьем. У женщины нарушаются нормальные гормональные функции из-за чрезмерной физической нагрузки. Если эта нагрузка в напряжении, в страсти, то она ведет к снижению гормональной деятельности. Это автоматически приводит к тому, что женщина перестаёт быть красивой, а красота – это самое главное достояние женщины, самое первое. Всё идёт от красоты, все качества. Поэтому женщины должны знать, что не стоит заниматься чрезмерным голоданием, не стоит чрезмерно заниматься какими-то супергимнастиками, которые требуют много времени. Надо знать во всем меру. Можно заниматься, допустим, хатха-йогой – она дает здоровье. Можно даже 1-2 раза в день делать эти упражнения, но при этом не надо напрягаться. Если упражнения требуют огромных нагрузок, то красоты не будет.

 Как совершать аскезу мужчине?

 Он должен направить аскезу на свою деятельность. Если, допустим, он занимается физическим трудом, надо делать физические упражнения по утрам. Если труд психический, надо заниматься дыхательными упражнениями, которые концентрируют ум. Если работа человека связана с какими-то вредными веществами, нужно заниматься хатха-йогой, которая очищает организм.

Виды аскетизма:

Аскетизм в благости

 Какие существуют виды аскетизма? Аскетизм тела, аскетизм ума и аскетизм языка. Считается, что аскетизм языка – наиболее важен, потому что он приводит автоматически к двум остальным.

Аскезы можно совершать в благости, страсти и невежестве. Аскеза в благости никому не понятна в наше время. Люди не понимают, в чём заключается смысл аскезы.

Аскетизм тела

Почитание старших

Первая аскеза в благости – это уважительное отношение к страшим. Казалось бы, понятная всем аскеза, но  кто ее совершает? Это же аскеза. Трудно уважительно относиться к старшим или не трудно? Трудно. Если старшие, допустим, не заслуживают уважения, надо ли к ним уважительно относиться? Надо. Что будет, если человек неуважительно относится к старшим?. Точно так же, как сын относится к своему отцу, так его сын будет относиться к нему самому. Как дочь относится к своей матери, так её дочь будет относиться к ней. Точно так же, как сын относится к своей матери, так к нему будет относится его жена. Как дочь относится к своему отцу, так к ней будет относиться её муж.

В Ведах сказано, что человек, который не уважает своих родителей, не способен достичь успеха в обществе честных людей. Он может пытаться это сделать, но у него всегда будут какие-то провалы, честные люди его будут недолюбливать. А за что, он и сам не будет знать. Человек, который неуважительно относится к своим родителям, не будет любим в обществе. Если человек неуважительно относится к своей матери, его не будут любить в коллективе. Если человек неуважительно относится к своему отцу, то его будет не любить начальство. Аскетизм в благости что даёт? Хорошее положение человеку. Мы об этом говорили: аскетизм приносит человеку уважение.

 Чистота внешняя и внутренняя

Следующая аскеза в благости – это чистота. Лёгко ли быть чистым? А почему от человека плохо пахнет? Не моется – вот первая причина, мысли плохо пахнут – вторая. Если у человека плохие мысли, то у него железы кожи выделяют плохой секрет. Точно так же, как ядовитые змеи очень плохо пахнут. Яд копится у ядовитой змеи из-за ненависти ко всем окружающим. Ядовитая змея ненавидит всех, поэтому у неё копится яд. Точно так же, если человек ядовитый, то от него пахнет плохо, а от хорошего человека хорошо пахнет. Когда женщина ощущает запах мужчины, и наоборот, чаще всего запах нравится, но я говорю о других вещах.

Чистота должна быть не только снаружи, но и внутри. Допустим, снаружи мы можем как-то поддерживать тело в чистоте, но мысли поддерживать в чистом состоянии очень трудно, потому что хочется выругаться, сказать что-нибудь плохое, но не о себе. Есть несколько способов говорить плохое и оставаться уважаемым человеком. Если человек не хочет снять с себя осквернение с помощью мысли, а он вступил в какой-то контакт с плохими желаниями, плохими поступками, увидел что-то плохое в окружающих, то у него остался плохой осадок. Этот плохой осадок человек превращает в беседу о плохом. Кто выступает “плохим”? Правительство, общественные деятели, соседи, начальники и просто люди вокруг, а также сослуживцы. Допустим, они плохие, но почему именно сейчас тебе хочется говорить об этом, почему не завтра?

Давайте такой эксперимент проведём. Вам захотелось о ком-то сказать что-то плохое. Отложите на завтра. Не хочется, хочется сейчас, почему? Потому что грязь находится внутри. Человек, который плохо говорит о других людях, не соблюдает принцип аскетизма, который называется чистота в мыслях. Если человек не соблюдает принципа чистоты, к чему это приводит? Он теряет уважение в обществе, репутация его ухудшается независимо от того, совершает он дурные поступки по отношению к людям или нет.

Допустим, человек – руководитель, ему нужна хорошая репутация. Кому хорошая репутация не нужна? Где бы мы ни работали, всё равно нас окружают люди. Хорошая репутация всем нужна. Что может испортить больше всего репутацию? То, что мы говорим плохие слова о ком-либо, неважно даже о ком. Допустим, правительство плохое, но что изменится, если мы будем постоянно говорить об этом? Ничего же не изменится. Или изменится? В чём смысл просто кудахтать? Портить себе нервы? Нет смысла. Руководитель государства выбирается в соответствии с ожиданиями всего народа. Не так просто это происходит, как мы думаем. Если люди начинают думать друг о друге хорошо, тогда во всём государстве воцаряется благоденствие. Культура мысли, чистота мысли рождает общественное отношение. Вы говорите: “У нас плохая жизнь, потому что люди плохие вокруг”. Почему я попал в такое общество? Почему я в эту страну попал? Потому что в прошлой жизни вёл себя не лучшим образом и родился как раз в таком месте, где люди себя ведут аналогично – плохо говорят и плохо думают о других. Как избавиться от этой напасти? Надо перестать самому так делать. И вокруг нас через некоторое время появятся люди, которые будут хорошо обо всех говорить и ни о ком за глаза плохо говорить не будут.

Есть ещё один очень интересный эффект. Этот эффект рассматривается сейчас даже в книгах по психологии, но в Ведах он описан давно. Человек, который в присутствии другого человека осуждает кого-нибудь, портит свои отношения даже с тем, кому он это выкладывает. Слушатель при разговоре соглашается, а потом через некоторое время у него появляется отвращение к такому собеседнику. Поэтому чистота в мыслях означает: не сплетничать, не говорить и не думать плохо о других людях. Не думать плохо – это тяжелее. Но необходимо хотя бы не говорить плохо, сдерживать свой язык. С контроля речи начинается аскетизм вообще. Человек не может считать себя аскетом, пока он не начнёт контролировать свою речь. Допустим, человек занимается каким-то аскетизмом: он каждый день делает гимнастику, или голодает, или ещё что-то. Определить, насколько он аскетичен, можно по тому, говорит он глупости или нет. Если человек болтает глупости – значит он не аскетичен. Язык – это самый бесконтрольный орган, который показывает состояние сознания человека. Если человек не болтает глупости, может контролировать язык; шутит, когда надо шутить, не несет вздор, не портит людям настроение, в глупые ситуации себя не ставит – значит человек аскетичный, и его будут за это уважать.  Речь – это показатель аскетизма.

 Чистота бывает внутренней и внешней. Какой самый главный критерий внешней чистоты? Это ношение чистой одежды. Какой второй критерий внешней чистоты? Человек должен мыться, стоять под душем каждое утро. Это второе действие приводит к внутренней и внешней чистоте. Прохладный душ очищает не только тело, но и мысли. Отметьте, что речь идет не о холодном, а о прохладном душе. Если человек очень долго находится в холоде, закаляется, как говорят, то постепенно он истощается. Очень холодный душ могут принимать только те, у кого сильно повышено артериальное давление или постоянное чувство жара в теле. Такое омовение нужно совершать каждый день. Если у вас длинные волосы, надо купить резиновую шапочку и принимать душ в этой шапочке, чтобы волосы не мочить. Но раз в неделю надо обязательно мыть волосы.

 Простота

Простота – это следующее качество аскетизма в благости. Что такое простота? Простота – это когда человек не выставляет напоказ свою мудрость. Он ведёт себя очень смиренно, скромно и доступен для всех. Простота – это доступность для любого человека. Когда человек доступен для любого, у него появляется сила – способность видеть свои недостатки. Если в человеке нет простоты, то он не способен видеть свои недостатки. А тот, кто не видит своих недостатков, становиться подобным двуногому животному. Недостатки постоянно копятся, и человек начинает постепенно деградировать. Самое главное знание – это чистота, простота. Если человек получил много знаний, но не стал простым в жизни, значит все его знания равны нулю. Потому что простота означает уменьшение силы ложного эго. У человека есть две силы разума: разум в благости и разум в невежестве. Разум в невежестве базируется на ложном эго, эгоизме. Эгоизм подразумевает гордость. Если человек, приобретя много знаний, стал гордым и к нему не подойдёшь, не подступишься, не поговоришь; если он ведёт себя очень напыщенно и надменно по отношению к другим людям – это значит, что знания его равны нулю. Потому что подлинное знание приводит к очищению разума. Если разум очищается, эгоизм снижается. Как узнать святого человека? По простоте. Если человек имеет знание и ведёт себя просто, значит он святой. А если он ведёт себя очень надменно, гордо, то он не святой. Его знания бесполезны, потому что они ведут не в ту сторону. Простота даёт возможность видеть свои недостатки через общение с другими людьми. Например, святые цари ведической культуры раз в неделю переодевались в одежды простолюдина и шли на улицу “в люди”. Царь начинал в беседах с людьми ругать правителя. Если при этом его не пытались побить – значит он что-то делает не так в государстве. Если все его недовольные речи встречали сочувствие – значит, он что-то не то делает как царь. И он начинал серьёзно задумываться, как ему дальше быть, что делать. Он узнавал, как люди к нему относятся.

Следует отличать простоту от примитивизма. Когда человек не понимает, как себя вести в той или иной ситуации, в обществе серьёзных людей он ведёт себя несерьёзно, а в обществе несерьёзных людей он ведёт себя напыщенно. Этот тип простоты называется просто глупостью. Глупость может создать очень много проблем людям. Под простотой имеется в виду способность вести себя просто одновременно с пониманием ситуации, в которой человек находится.

 Целомудрие

 Следующий признак аскетизма в благости – целомудрие. Что такое целомудрие? Целомудрие исключает секс вне брака. Внебрачные связи приводят к тому, что человек становится безвольным. В Ведах написано, что если человек имел с кем-то половые сношения хотя бы раз в жизни, то он получает половину судьбы партнера на себя. Связь с этим человеком остаётся на всю жизнь. В Библии описан случай, когда Иисус Христос попросил напиться у одной женщины и она сказала ему: “Извини, путник, мне некогда тебя поить, потому что я несу воду своему мужу. Он испытывает жажду”. Так и в ведической культуре считается, что сначала женщина должна напоить своего мужа, а потом всех остальных. Она вроде бы правильно поступила, но путник ей сказал: “Какому из пяти ты несёшь?” Тогда она поняла, что перед ней стоит святой человек, потому что она-то понимала, о чём речь идёт. В те времена понимали, а сейчас, если женщине современной сказать: “Какому из тридцати ты несёшь”, она не поймёт, о чём идёт речь. Проблема заключается в том, что эти ситуации приводят к родственным отношениям с человеком. Родственные отношения означают очень сильную связь психическую, физическую, интеллектуальную, человек получает чужую судьбу себе в карму.

Какая самая большая сила во всей вселенной? Целомудрие женщины – вот самая большая сила. В Ведах написано, что если жена целомудренна по отношению как к мужу, так и к религиозным принципам, законам жизни, то ее супруг автоматически добивается успеха в обществе, независимо от того, способен ли он на это или нет. В Ведах приводиться потрясающая история. Жил нехороший человек, у которого была очень целомудренная жена, самая целомудренная женщина во вселенной. И его никто не мог победить – он завоевал всю вселенную. Сам он был очень плохим человеком, над всеми издевался, в том числе и над своей женой. Но она все равно была ему настолько верна, что никто не мог его убить. Один хороший человек, применив свою мистическую силу, пришёл к ней в виде её мужа. Эта женщина всего только на секунду подумала, что это её муж, потом она разобралась, что к чему. Этой секунды было достаточно, чтобы мужа, который сражался в это время на поле боя, убили. Способность мужчины иметь успех в обществе зависит от чистоты его жены. Способность женщины сохранить семью зависит от её чистоты и чистоты мужа. Если кто-то из них хотя бы один раз изменил, ровно наполовину сила их семейных отношений уменьшается. Ещё один раз с другим человеком – ещё половина. Остается лишь четверть от близости взаимоотношений. И потом люди не понимают, что происходит: “Почему мы охладели друг к другу? Почему нет тепла в отношениях?” Когда сила человека направлена не на одного человека, а на десятерых, то сила разделяется, и слишком мало остаётся ее, чтобы поддерживать хорошие отношения со своим мужем или со своей женой. Что происходит, если внутри семьи нет тёплых отношений? Эмоциональная теплота не накапливается, дети становятся холодными. Сколько тепла в семье, столько тепла у детей. Дети становятся грубиянами, ненавидят своих родителей. Ячейка общества рушится, человек теряет силу и волю. Он разочаровывается во всём и не способен достигнуть своей цели в жизни. Он думает: “Где же мне взять силы?” Откуда мужчина берёт силу, чтобы добиться успеха в жизни? Одно доброе слово жены даёт ему эту силу. Просто жена одно доброе слово скажет с верностью, и он получает силу и способность добиться успеха. Потому что так устроила природа: женщина может в одно слово безо всякого труда вложить столько внутренней силы, сколько она имеет. И это даст мужчине силу сделать всё, что угодно.

Точно так же чистота мужчины даёт женщине абсолютное умиротворение. Женщина спокойна и умиротворенна, когда у неё муж – честный человек по отношению к ней. Как только его честность нарушается, женщина испытывает беспокойство. Но способность любить своего мужа женщина теряет, если она ему изменяет. Один раз изменила – и уже в два раза меньше способность любить, уже не может она с надлежащей любовью к нему относится. Чувство становится поверхностным, она  уже просто делает вид. Из этого ничего хорошего не получается. Если в действительности нет любви, то хоть что делай, всё равно бесполезно. Поэтому можно улыбаться, сердиться, делать вид, что любишь, но всё равно ничего не получается. Человек приобретает американскую улыбку: глаза плачут, а губы растянуты до ушей. Это становится стилем жизни. К сожалению, мы не знаем, что такое аскетизм, и поэтому теряем способность добиться успеха. Как в семейных отношениях, так и во внешних делах человек добивается успеха с помощью целомудрия. Но если мы не знаем этого, то действуем, исходя из своих представлений. У каждого свой стиль получать счастье. Кто-то хочет хороших друзей, популярности в обществе, хорошую работу, кто-то хочет другого. Думайте и выбирайте. Маленькие по три рубля или большие, но по пять.

Нужно немножко напрячься и понять, как жить правильно. Отчего же пропадает желание бегать к другим женщинам? Это желание пропадает от знания. Может ли человек очиститься от того, что он сделал? Человек всегда может очиститься, вопрос только в том, сколько времени на это понадобится.

 Неприменение насилия

 Один из принципов аскезы в благости – это ненасилие. Существует несколько типов насилия. Насилие действием, насилие словом и насилие в мысли. Все эти типы насилия приводят к одному результату – человек теряет свободу выбора в жизни. Если человек совершает насилие над кем-то, то его жизнь ставит в определённые рамки и он не может вырваться из них. Он как в тисках живёт. Если, например, он совершает насилие над своими детьми, то куда его ведёт судьба, туда он и идёт.

Можно ли бить детей? Можно ли шлепнуть по попе ребенка? Можно, если делается это не со злостью, а с добрыми чувствами. Если человек добрый и просто наказывает ребёнка, но внутри он к нему по-доброму относится, без ненависти, тогда это наказание справедливое. Если человек ненавидит своего ребёнка, то это значит, что он неправильно его наказывает. Если человек совершает насилие, то он теряет свободу выбора. Точно так же, как мы издеваемся над своими детьми, точно так же начальство будет издеваться над нами. Не физически, так психически. Поэтому делайте выводы.

Есть определённые принципы, которые надо знать, иначе невозможно ориентироваться в этой жизни. Если ты совершал насилие, то значит надо научиться давать тому, над кем ты совершал насилие, свободу выбора. Есть два типа предоставления свободы выбора. Первый тип – это давать свободу выбора, зная, что человек совершит ошибку. Такой вариант тоже возможен, если эта ошибка не приведёт его к смерти или к тому, что он станет калекой, несчастным человеком или наркоманом, пьяницей. Если эта ошибка не приведёт к несчастью, то надо обязательно дать человеку возможность ошибиться, даже своему ребёнку. Второй тип свободы выбора – это свобода выбора в суждениях. Свободу выбора в суждениях человеку надо давать всегда. Как он считает нужным, так пусть говорит и думает.

Предоставлять такую свободу может быть трудно, но если делать это с чистым сердцем, с уважением отнесясь к мнению другого, каким бы оно ни было, то человек через некоторое время сам захочет услышать ваше мнение. Если при этом вы выскажетесь просто, честно, с любовью и добротой, без любого вида насилия: без насилия обидой, насилия ненавистью, насилия грубостью, насилия хитростью, насилия политикой, то этот человек естественным образом прислушивается. Это воздействует на его разум и меняет его жизненную позицию. Если он не прислушивается, значит имело место насилие или он уже заранее не хочет слушать, потому что вы уже исчерпали запас его способности слушать вас. Есть определённый запас способности слушать человека. Этот запас находится в нашем сердце, а не в сердце того, кто слушает. Если мы даём определённое количество свободы выбора человеку, то постепенно наше сердце очищается, и в определённый момент другой человек не увидит в нас ничего плохого. И с этого момента он начнёт слушать. В нашем собственном сердце есть та сила, которая заставляет других людей не слушать нас. Мы сами совершаем ошибки по отношению к другому человеку, совершаем насилие, и у нас не остается свободы выбора. Есть ли выбор у родителей, которые совершают насилие по отношению к своему ребёнку? Никакого выбора – ничего не сделаешь, абсолютная скованность ситуацией. Ребёнок будет потом совершать насилие. До тринадцати лет родители совершают насилие над детьми, потому что они сильнее, а после тринадцати лет дети будут совершать столько насилия над своими родителями, сколько родители совершали насилия над ними. И вы ничего с этим не сделаете, ребенок всё отдаст сполна.

 Аскетизм речи

Правдивость

 Есть аскезы в благости для речи. Первая аскеза для речи – быть правдивым. Правдивость приводит к тому, что человек становиться способным предвидеть, когда с ним или его близкими произойдёт несчастный случай. Он также становится способным видеть ложь в других людях. Он предотвращает неправдивое отношение будущего к нему и избегает непонимания скрытого обмана, идущего от других людей. Человек, который говорит всегда правду, знает, когда его обманывают, и знает, когда будет несчастный случай. Он предчувствует, предвидит неблагоприятную ситуацию и пытается уберечься. Это возможно. Правдивость позволяет человеку держать своё слово. Что это за сила – возможность держать своё слово? Что она даёт? Во-первых, безграничное уважение к этому человеку. Способность держать своё слово даёт также человеку возможность сказать что-то о другом человеке, и это сбудется. Это огромное могущество. Если человек способен держать своё слово, то другой человек, которому он что-то пообещал, не сможет противостоять этому.

Люди говорят: “Меня сглазили, меня прокляли”. Но тот, кто пытается сделать эти вещи, обычно не способен на них, потому что способность говорить то, что сбудется, есть только у честных людей. Если человек нечестный и хочет сделать вред кому-нибудь, то он не имеет способности сделать плохое. Поэтому забудьте все эти сглазы и порчи. А кто же может сглазить? Те люди, которые вам говорят: “Вас сглазили”. Принцип работает так, что когда человек так настроен, то его уже сглазили. Он начинает во всех искать недостатки, начинает думать: “Этот человек мне сделал плохо”. И обиженный человек в своем невежестве начинает болеть. Тому, кто говорит, что вас сглазили, уготована дорога на низшие планеты – в ад. Он портит людям жизнь, используя их собственное невежество. Поэтому, пожалуйста, не слушайте таких людей.

 Говорить приятные слова

 Вторая аскеза речи – говорить приятные слова. Что даёт эта аскеза? Какое благо получает от этого человек? Способность говорить другому приятные слова даёт человеку гладкую судьбу. Нет особо сильных перепадов, не штормит. Кроме того, способность говорить приятные слова даёт человеку возможность не только свою судьбу сделать гладкой, но также судьбы близких людей. Например, если человек имеет большую способность говорить людям приятные слова, то он способен целую страну уберечь от опасности. Такие случаи в истории есть. Знаете, что такое дипломатия? Мы думаем: “Дипломаты встречаются друг с другом и хитрят, обманывают друг друга”. На самом деле дипломатия – это использование своей кармы, судьбы, своего благочестия на благо своей страны. Человек, который может говорить приятные слова другому, имеет огромную силу. Если такой человек приходит к кому-то, кто ненавидит всю страну и хочет войны с ней, то он в получасовой беседе может сделать так, что враг не будет воевать против его страны. Он передаст просто свою благочестивую карму всей стране, и все избегут кровопролития. Но способность говорить приятные слова – это уже плод высокого аскетизма. Человек, который обладает мягкой речью, приятными словами, способен в любой ситуации не проявлять грубость, обладает высокими качествами сознания. Это проверяется в тяжёлых ситуациях. В критических ситуациях говорить мягко,  приятные слова очень тяжело. Если человек в критической ситуации может говорить мягко, не злясь, – это значит, что он абсолютно безгрешный, сердце у него абсолютно чисто. Грубая речь приводит человека к смерти. Если человек при общении использует грубую речь, он накликает на себя смерть. Грубая речь приводит к несчастным случаям. Мягкая речь приводит к гладкой судьбе. Грубая речь приводит к тому, что от малейших препятствий в судьбе человек терпит большие бедствия. Поэтому не существует повода, который бы оправдал грубое обращение с другим человеком. Можно говорить строго, но строгость не грубость. Грубость означает ненависть. Нет повода ненавидеть другого человека. Надо говорить людям то, что несёт им благо. Например, мы встречаемся с другом и обычно начинаем говорить о том, что плохо и кто плохой вокруг нас. Но нужно говорить то, что принесёт другим благо. Нет смысла говорить о глупостях. Это тоже аскеза для речи. Что приносит эта аскеза? Если мы говорим всем слова, которые приносят им благо, то к чему это приведёт? Такой человек встречает в своей жизни кого-то, кто способен дать ему необходимое знание, то есть святую личность. Когда мы говорим самое ценное людям, то мы сами встречаем человека, который способен дать настоящее знание.

 Слова не беспокоят других

 Следующий принцип: человек должен говорить слова, которые не вызывают беспокойства у других людей. А если он говорит слова, которые вызывают беспокойство, то он должен либо иметь на это полномочие, либо обосновывать их. Человек имеет полномочие говорить людям слова, которые вызывают беспокойство, если он наставник, учитель, руководитель, мастер и т. д., то есть занимает руководящее положение. Любой человек может говорить такие слова другому человеку, при этом обосновывая их. Если обоснование ошибочное, то говорящий за это будет отвечать. Поскольку человек принес беспокойство, неправильно поступил, то он будет страдать за свою ошибку. Право говорить появляется, когда человек склонен вас слушать. Если человек не склонен вас слушать, то, значит, не суждено вам сказать ему что-либо. Вы исчерпали свои благочестивые запасы. Вы с ним слишком плохо себя вели, он начал плохо к вам относиться. Есть люди, которые в целом очень неблагочестивы, и таким людям нет смысла говорить благочестивые слова. Единственный способ общения с ними – это призвать на помощь правосудие, запретить им с помощью закона делать что-либо плохое. Общаться с такими людьми нет никакого смысла. Они реагируют только на силу. Если же у вас нет возможности воздействовать на них силой, то нужно избегать общения с ними, подальше держатся от них.

 Чтение

 Следующая аскеза для речи – это регулярное чтение литературы, которая даёт знание. Или слушание лекций. Способность слушать дает человеку разум. Разум необходим во всем.

 Аскетизм ума

Удовлетворенность

 Есть ещё аскезы для ума. Первая из них – удовлетворённость. Человек должен научиться быть удовлетворённым. Он должен питаться правильно, чтобы питание приносило ему удовлетворение. Питание в благости приносит удовлетворение. Если человеку после еды хочется смеяться, он счастлив, это значит, что он поел в благости. Если человек после еды начинает метаться, ему хочется что-то делать, то это значит, что он поел в страсти. Если человек после еды матерится, рассказывает всякие глупости или ложится спать, то это значит, что он поел в невежестве. Удовлетворённость ума идёт от удовлетворённости чувств. Надо соблюдать режим дня, питаться правильно. Занимайтесь любимой работой, делайте всё не для себя – и удовлетворенность придет.

 Самообладание

 Самообладание – это прежде всего контроль языка. Есть три типа контроля языка, три типа аскезы. Первая – прежде чем сказать, необходимо подумать, нужно ли это говорить. Вторая аскеза – есть вовремя и ту пищу, которая подходит в соответствующее время. Третья – это желать всем счастья, особенно тем, кто еще не выбрал себе высокую цель в жизни. Если человек имеет веру, то он может желать счастья и совершать молитву. Молитва – это контроль языка. Молитва – это также повторение имён Бога.

Аскезы в страсти

Аскеза совершается из гордости

 Перейдем к рассмотрению аскезы в страсти. Если человек совершает аскезу из гордости, то это аскеза в страсти. “Я могу ничего не есть, голодать,” – это аскеза из гордости. “Я могу бросить курить, не пить, заработать много денег, я могу зарядку каждый день делать”… Когда человек во всеуслышанье объявляет “Я могу”, значит, аскезу он совершает в страсти. В Ведах говорится, что человек, совершающий аскезу в страсти, никогда не добивается конечного результата. Поэтому человек должен совершать аскезу в благости. Аскеза в благости означает, что человек просит у Бога и у людей силы совершить аскезу. Он всем говорит: “Я не способен это сделать, но, пожалуйста, помогите мне. Я хочу это сделать. Пожалуйста, дайте мне силы”. Вот это аскеза в благости. Человек говорит: “Я не могу вовремя встать, помогите мне. Пожелайте мне этого. Помолитесь за меня. Дайте мне возможность наладить свою жизнь”. Когда человек так поступает, то даже если он и не способен этого сделать, он получает силу. Тот же, кто говорит: “Я могу”, никогда не получает силу, потому что с момента произнесения этих слов его сила начинает таять. Если он даже и может что-то, то постепенно его способность совершать такую аскезу уменьшается. И причина этому – гордость.

 Аскеза ради почета и поклонения

 Второй вид аскезы в страсти – если аскеза совершается для того, чтобы завоевать почёт и уважение других людей, приобрести репутацию в обществе. Когда человек совершает аскезы для этого, то что происходит? Человек не достигает желаемого результата. Если с таким умонастроением действовать, то не будет ни почёта, ни уважения, что бы человек ни делал.

Следующий вид аскезы в страсти – когда человек совершает аскезы для того, чтобы ему поклонялись, почитали его, слушались; чтобы к нему относились не просто хорошо, а чтобы ему подчинялись. Слушаться и подчиняться можно только в том случае, если человек, находясь в положении выше других, приносит им благо. Когда же человек совершает аскезы для того, чтобы ему подчинялись, то, как правило, он стремится к этому из желания наслаждаться властью. Такой человек в следующей жизни получает ровно столько унижения, сколько он доставил окружающим людям. Человек должен занять руководящее положение только в том случае, если он понимает, что по-другому не может быть, никто за него не сделает этого. У него же есть силы и квалификация. И он хочет это делать из чувства долга, для других людей. В этом случае будет успех. Если человек так поступает, то сколько он блага другим людям принесёт, в следующей жизни он получает столько же блага для себя от тех, кто выше него находится.

 Аскеза через обман

 Есть ещё один вид аскетизма в страсти, когда человек искусственным путём пытается достичь желаемого результата. Ну, например, подтасовка на экзамене, разные шпаргалки. Этот искусственный путь не приводит к желаемому результату. Если суждено было высокий бал получить, то человек его получит, если нет, то нет. Но если человек добивается чего-то обманным путём, то он будет обманут другими.

Результат аскезы в страсти

 Аскезы в страсти  дают временный результат. Второй эффект аскезы в страсти состоит в том, что человек лишается способности совершать аскезу. Видя, что нет результата, он подсознательно не хочет этого делать. Например, человек сказал: “Я брошу курить”. Он пытается не  курить, но так как результата нет, то человек уже не верит в своё собственное слово и думает, что курить бросить невозможно. Хотя это очень просто сделать, если знать, как это делать. Делать это надо из чувства долга, не считая, что ты сам способен это сделать, необходимо также просить силу у других, заниматься при этом любимым делом и жить не для себя. Человек естественным образом избавляется от недостатков.

 Аскезы в невежестве

 Аскезы в невежестве – это аскезы совершаемые по глупости. Например, человек говорит: “Я могу не есть двадцать дней”, и он делает это, что приводит его к потере жизненной силы, и человек может тяжело заболеть. Такое длительное голодание не приводит ни к чему хорошему. Также глупо прыгать в ледяную воду в прорубь, чтобы просто показать, что я на это способен. Глупо состязаться с другим человеком: кто больше съест. Аскезы, совершаемые по глупости, всегда приводят к увеличению страданий и несчастья в жизни человека. Не к увеличению силы, а к ее уменьшению.

Главная цель аскез

 С какой целью человек должен совершать аскезы? Самая главная цель – это обретение смысла жизни, познание истины. То есть самая главная цель – продвигаться вперёд в своей жизни. Мы живём для того, чтобы понять смысл жизни. Развитый разум человека предназначен для того, чтобы обретать знание. Поэтому если человек совершает какие-то аскезы (режим дня соблюдает и прочее) и при этом у него не высвобождается время для того, чтобы заниматься самоосознанием, то это значит, что его аскетизм бесполезен. Самое главное достижение аскетизма – высвобождение времени для самоосознания. Конечный результат аскетизма – усиление разума. Если силы направлены в какую-то другую сторону, тогда искомого результата нет.

Например, человек занимается аскетизмом для того, чтобы похудеть, чтобы всем понравиться. Какая женщина больше всего всем нравится? Та, у которой есть хорошие качества характера. Откуда происходят хорошие качества характера? От разумности. Если женщина культивирует разумность, то она становится красивой, счастливой и всем нравится. Если женщина пытается изменить свое тело, то она нравится тем, кто смотрит на тело, то есть глупцам. Умным людям она не нравится в этом случае. Женщина, конечно, должна следить за своим телом, но если не заниматься самоосознанием, ничего невозможно, даже выйти нормально замуж. Поэтому человек для того, чтобы достичь любой цели в жизни, даже самой простой, должен высвобождать время для самоосознания. Тогда он достигает любого результата, потому что все результаты в этой жизни идут из разумности.

По материалам лекции "Как обрести энергию для достижения жизненных целей" Торсунов О.Г.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.