Семейный человек должен строить свою духовную жизнь вокруг своей семейной жизни, тогда как монах должен строить свою материальную жизнь вокруг своей духовной жизни. Это похоже на ремонт квартиры. Мы не можем переносить несущие стены, зато обои можем наклеить любые и мебель расставить так, как нам нравится. Как же проявляется духовность в семье по-настоящему?
Духовность в семье, когда наступает зрелость?
Для всех, кто занимается духовной практикой, очень важно осознать один момент — до тех пор пока мы не поймем, что в теле каждого живого существа находится не только вечная душа, но и Сверхдуша, аспект Абсолютной Истины, никакие взаимоотношения просто не смогут развиваться гармонично.
Что же такое «видение духовной частички»? Это понимание того факта, что Господь контролирует ситуацию и всегда готов помочь живому существу в его желании начать свой путь духовного развития. Духовное развитие — это личный и добровольный выбор каждого живого существа в отдельности.
Если повар всё время торопится, то вряд ли у него получится хорошее блюдо: взятое раньше времени с огня блюдо останется неготовым и не принесёт пользы.
Таким образом, первостепенное — это проверка готовности. Если человек ещё не проявляет сильного желания, то важно оставить его в покое и дожидаться положенного времени. А если кто-то не желает смиренно ждать, когда личность созреет, значит, он сам не очень зрел в духовном отношении…
Истинный преданный и семья
Преданный — это не тот, кто любит Бога, а всех его детей игнорирует или ненавидит. Преданный — это тот, кто любит и Бога и детей Бога, а в действительности он любит детей Бога даже больше, чем самого Бога.
То же самое проявляется и в семье преданного. Если преданный любит свою семью, то будет счастлив предоставленной ему возможностью быть единственным преданным в ней, понимая, что ему выпала большая честь и достойное испытание.
Желание разрушить семью только по причине того, что родные не принимают путь духовного развития — не что иное, как способ оправдать свою жадность. Это не просто жадность, это жадность от вожделения, поэтому она разрушает семьи, отнимает время и силы и, в конце концов, приводит к деградации человека.
Духовное счастье — это естественное состояние в духовном развитии, но мы не сможем насильно передать своё счастье другим …
Поэтому обретение духовного счастья посредством духовной практики не является основанием для насаждения своего опыта другим. Самое эффективное — это вдохновение, прекрасно осознавая, что у каждого свой собственный путь к Богу, а потому всегда оставляя свободу выбора для другого. Ведь свободу каждому живому существу дал непосредственно сам Бог.
Мудрецы говорят, что любить надо того, кто сейчас способен принять эту любовь.
Любить надо того, кого нам послал Бог для проявления нашей любви, для проверки нашей любви, того, кто прямо сейчас стоит перед нашими глазами. И тогда всё станет на свои места. «Надо готовить ужин из того, что есть на кухне, а не из того, что написано в поваренной книге»…
Духовная практика и семейная жизнь
Часто преданные спрашивают: как построить свою духовную практику в семейной жизни, в какое время надо вставать, когда читать круги, как всех членов семьи затащить в храм на вечернюю лекцию?
Ответ очень прост. Семейный человек должен строить свою духовную жизнь вокруг своей семейной жизни, а монах должен строить свою материальную жизнь вокруг своей духовной жизни. Это похоже на ремонт квартиры. Мы не можем переносить несущие стены, зато обои можем наклеить любые и мебель расставить так, как нам нравится. Одним словом: семьянин строит миссию вокруг быта, а монах строит быт вокруг миссии.
Наша основная проблема как раз и состоит в том, что семейные люди иногда живут как монахи, а монахи порой живут как грихастхи. В действительности это не просто ошибка — это проблема, о которой нас предупреждает Кришна в «Бхагавад-гите», говоря, что лучше плохо исполнять свои обязанности, чем хорошо чужие. Но это вовсе не значит, что нам Сам Бог разрешил плохо исполнять свои обязанности. Нет, мы должны их исполнять самым наилучшим образом, не заглядывая «в чужую тарелку», а точнее — в чужую семью.
«Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие.»
Бхагавад-Гита, 3.35
В семейной жизни некоторые вещи невозможно изменить. Например, разве можно не покормить вовремя ребенка или не пойти на работу, или не сходить к родителям на праздник? Поэтому и свои духовные обязанности необходимо распределять наравне со всеми основными семейными делами.
Если же мы начнем передвигать несущие стены, то весь дом может рухнуть. Если мать не кормит ребенка, её просто могут лишить родительских прав, а если она не кормит мужа, муж в самом лучшем случае может лишить её денег. Глупой идеей будет сказать голодному мужу, который пришел с работы, что ужин не готов по той причине, что я читала «Бхагавад-гиту». Ещё один не лучший вариант — сваливать своё нежелание выполнять семейные обязанности на духовность, нужно находить такой баланс между духовным и социальным, чтобы все чувствовали себя счастливыми и удовлетворенными.
В наше время духовная практика большинства людей протекает в рамках семейной жизни, поэтому любые семейные проблемы сказываются и на самоосознании. Самоосознание основано на регулируемой практике, садхане, а в семейной жизни эта садхана проявляется в виде верной, надежной, сбалансированной, крепкой семьи, которая становится либо источником вдохновения для духовного развития, либо, в случае её неразумного применения, — источником депрессивного состояния и разлада.
В семейной жизни существуют свои несущие стены, свои основные задачи, а, значит, и свой стиль духовного развития. В семье главное — это:
- вовремя выйти на работу;
- вовремя заплатить по счетам;
- вовремя забрать ребенка из детского сада;
- приготовить еду;
- сходить к родителям;
- сделать с детьми домашнее задание;
- купить вещи по сезону и т.д.
Вокруг всего этого уже и строится духовная практика, заполняющая остальное свободное время.
За рулем главное — смотреть на дорогу и не совершить аварию, а не слушать лекцию, какая бы интересная она ни была. Так и в семье надо зарабатывать деньги, воспитывать детей, заботиться об их обучении, о том, чтобы родители были защищены. А как только появляется зазор — сразу же использовать это свободное время для духовной жизни.
По материалам лекции Патита-Паваны прабху «О семейных отношениях»