Пожалуй, из всего сонма ведических божеств Шиву можно назвать самым узнаваемым. Как и мантра «Ом намах Шивайя».
Его образ прочно ассоциируется с Индией, ведической культурой и, конечно, йогой. Слава Махадева растёт год от года. В честь него ставят памятники, о нём снимают фильмы, тысячи людей не только в Индии, но и по всему миру носят на себе украшения из рудракши и самозабвенно повторяют мантры великому Шиве. Что движет этими людьми? Зачем человеку повторять древние мантры? И как делать это для получения максимального блага?
Мантра «Ом намах Шивайя»: значение
Прежде чем рассказать о значении мантры, уместно пару слов сказать о том, кому она посвящена. Существует несколько версий того, как появилась наша Вселенная. О причинах её происхождения спорят учёные и религиозные деятели. Каждый уверен в том, что его точка зрения является верной.
В ведической культуре описана концепция создания мира, с которой соглашаются все сторонники веданты вне зависимости от принадлежности к той или иной школе. Эта теория подробно описана в трактате «Шримад Бхагаватам». Упрощённо: третья книга этого сочинения говорит о том, что всё возникло из тех или иных частей великого Брахмы. В частности, благодаря ему этот мир населили люди и Боги.
Говорят, что, когда Брахма пришёл в гнев, из его межбровья появился ребёнок, который своим криком мог разрушить всю Вселенную. Создатель миров успокоил ребёнка и назвал его Рудрой. Так, по преданию, на свет появился господь Шива, который имеет не одно и не два имени. Согласно тому же произведению, новорождённый получил 11 имён. В «Махабхарате» можно найти информацию и о других именах Шивы.
Существует «Шива-сахасранама-стотрам» — древний гимн, в котором перечисляются бесчисленные качества Шивы и тысячи его имён. Однако более ранним источником, повествующим об именах Рудры и способах их повторения, был гимн под названием «Рудра-сукта» (санскр. श्री रुद्रम्). Гимн является составной частью Яджурведы — одной из четырёх вед. Яджурведа была составлена в X веке до нашей эры, однако почитание Махадева имеет гораздо более глубокие корни. Известный британский и индийский индолог Рамачандра Дандекар во время раскопок Харапской империи нашёл подтверждения того, что в доведические времена существовали формы, похожие на Рудру или же являющиеся более ранним его олицетворением.
Предлагаем рассмотреть значение одной из самых известных мантр, посвящённых Шиве, нашедшей своё отражение в уже указанной Яджурведе. В Рудра Сукте (Намакам 8.1) мы встречаем слова мантры «Ом Намах Шивая» (санск. ॐ नमः शिवाय). Древнейшие источники прошлого — пураны говорят о величии мантры:
«Намах Шивайя — это священное имя Господа Шивы, сумма и сущность четырёх Вед, ведёт по священному пути души, полные преданности, которые произносят эту мантру с облегчённым сердцем, а из глаз у них текут слёзы».
Как переводится мантра богу Шиве
Такое значение мантре придают священные тексты, ставя её наравне с Гаятри-мантрой и Махамритьюнджая-мантрой, иногда её называют Панчакшара-мантрой (мантрой пяти слогов). Мантра действительно состоит из пяти слогов:
- На (символизирует землю);
- Мах (символизирует воду);
- Ши (символизирует огонь);
- Ва (символизирует воздух);
- Йя (символизирует эфир).
«Я склоняюсь перед Шивой» – таково значение мантры «Ом Намах Шивая», где:
- Ом — символ творения, первый звук, возникший из пустоты;
- Намах — дословно, поклон, символизирует выражение почтения;
- Шива — имя Шивы;
- Я — единство души и Абсолюта.
«Великий Шива, моя душа поклоняется твоей милости», — это ещё один из возможных переводов мантры Шиве.
Как читать мантру Шиве
Преимущество практики чтения мантр — в их универсальности: повторять имена богов может любой человек, вне зависимости от пола и возраста. Не имеет значения и место: слова мантры везде имеют одинаковую силу.
Наиболее сложный вариант повторения был описан Шиванандой в его работах «Джапа и медитация на звук “ОМ”», а также «Господь Шива и его почитание». Свами рекомендовал вставать рано утром, около 4:00 утра, и, приняв омовение, взять в руки джапа-малу (чётки). Сам Шивананда называл чётки кнутом для ума и рекомендовал их носить с собой постоянно, чтобы всегда помнить о необходимости повторения имён Бога. Затем рекомендовалось сесть в специально отведённое место, где размещено изображение Шивы и, устремив свой взор и мысли на лик божества, начать повторять святое имя.
Интересно отметить, что для почитания различных божеств нужны различные чётки. Так, например, Шивананда говорил о том, что имена Вишну и Рамы можно повторять лишь на чётках из туласи или нима, а для почитания Шивы нужна мала из рудракши. Считается, что рудракша — это дерево Шивы. По легенде, как-то Шива погрузился в медитацию с целью, чтобы люди перестали совершать греховные поступки. По окончании практики Махадев взглянул на людей, но они по-прежнему не отказались от греховных помыслов, тогда из глаз Шивы на землю упали слёзы, которые превратились в растение, получившее название Рудракша, или «Слеза Рудры».
Взяв в правую руку малу, её следует накрыть непрозрачной тряпочкой и повторять мантру, памятуя о её значении. Сколько раз нужно повторять мантру? В чётках, как правило, сто восемь бусин, что соответствует одному кругу. Количество кругов должно быть кратным трём, оптимальным считается повторять ежедневно 18 кругов, но, как мы помним, это вариант наиболее сложный, требующий времени, а значит, не всегда доступный большинству практиков.
Более простой вариант допускает возможность повторения мантры в любое удобное время, главное, чтобы оно не менялось, здесь, как и везде, нужна регулярность и постоянство. В назначенный час необходимо взять в руки чётки и, мысленно представив образ Шивы, начать произношение мантры. Старайтесь повторять мантру утром: мантры бодрят наш ум, поэтому произнесение их на ночь вызовет проблемы с засыпанием.
Старайтесь по возможности держать руку накрытой. Делается это для того, чтобы ваш разум и взор не перескакивали с мантры на чётки. Количество кругов в идеале должно дойти до 18, но не будет оскорблением, если вас хватит только на один круг. Практикуйте в любой медитативной позе, со временем вы сможете повторять мантру на ходу, однако на первых этапах делать этого не стоит. Главное, сделать это искренне и с душой, Шива видит и чувствует фальшь: сделанная через силу практика не принесёт плода. Обратите внимание, что на чётках есть бусина с ниточкой, её называют бусиной Шивы. Она символизирует великий предел, перешагивать который нельзя.
Дочитав мантру до этой бусины, разверните чётки и продолжите повторять. Помните, что одно полное прочтение мантры соответствует одной бусине. Не проглатывайте звуки. На первых порах произносите мантры вслух, со временем можно перейти на шёпот, а когда ваш разум будет готов, произносите про себя. Никогда не сокращайте количество кругов, недопустимо сегодня прочитать мантру богу Шиве, а завтра начать славить Ганеши. Так выражается непочтение, и божества не станут вам помогать.
Чтение мантр называют джапа-йогой. Это трудная и непростая практика, к которой необходимо относиться максимально серьёзно. Нельзя не упомянуть и ещё об одном методе славить Махадева: если вы будете всего лишь слушать мантру Шиве, то можете обрести покой в душе и несомненное благо.
Польза повторения мантры Великому Шиве
Шива-пураны утверждают, что тот, кто регулярно читает эту мантру, откроет сиддхи, научится управлять силами природы. Однако как это сделать при помощи мантраяны, знает лишь сам Шива… Вместе с тем Махадев гарантирует защиту от врагов тем, кто произносит его мантру, не только в этом, но и в других мирах. Согласно текстам упомянутым выше, услышав слова мантры, все демоны скрываются в страхе.
Мантра Шивы дарует:
- исполнение сокровенного желания;
- душевный покой;
- ваши мысли придут в порядок;
- Шива дарует своё покровительство и защиту;
- обретение любых из десяти тысяч благословений, среди которых здоровье как физическое, так и душевное, мудрость и благополучие;
- развивает интеллект.
Кроме того, считается, что тот, кто знает текст мантры Шиве, пробуждает в себе энергию кундалини. За одно повторение мантры энергия, пробуждаясь в верхней чакре, спускается по основному каналу к корневой чакре, очищая организм. Глобально мантра даёт достижение мокши или освобождения, но безусловную пользу она дарует и в мирских делах. Ошибочно полагать, что Шива покровительствует только тем, кто практикует хатха-йогу. Милость Махадева распространяется на всех, кто обратится к нему с искренней верой. Практиковать мантру может не только тот, кто идёт путём йоги, но и тот, кто никогда не расстилал коврика.
Практика чтения мантр — не лёгкий путь к исполнению желаний, не волшебная палочка, а порой трудная и внешне весьма скучная практика, однако эта практика способна вывести вашу жизнь на новое качество, прийти к осознанию того, что мир и Вселенная гораздо шире, чем нам может показаться. Главное — не бояться ошибиться. Если ваша ошибка станет следствием ваших искренних усилий, Махадев не станет держать зла, а с наслаждением прислушается к ещё одному голосу, запевшему песню о великом Шиве.