У Бога есть много различных имен. Если человек будет повторять другие имена Бога, – какого результата он достигнет при этом?
Прежде всего, необходимо отметить, что повторение любых имен Бога очень благоприятно для человека, ибо будет очищать и возвышать его. Однако это благо может быть разным.
Великий святой, Бхактивинода Тхакур, объясняет, что существует три типа имен Бога:
- Гауна нама– «второстепенные имена». Эти имена Господа связаны с Его материальной энергией, создающей материальные вселенные. Это такие имена как Сришти-карта– «Творец вселенной», Джагат-пати – «Контролер вселенной», «Творец, Хранитель и Разрушитель», Брахман, Параматма, Ишвара – «Господин», Вишва-мурти. Такие имена раскрывают Бога с точки зрения душ, находящихся во власти материи и того, как Он взаимодействует с ними. Такие имена Бога обычно повторяют люди, которые хотят получить от Бога какие-то материальные блага и люди, стремящиеся освободиться из материального мира. Однако преданные Бога не повторяют такие имена. Повторение второстепенных имен Бога дает благочестие, материальное возвышение и спасение.
- Мукхья нама– «главные имена». Это святые имена Господа, описывающие Его трансцендентные игры. Повторение этих имен, связанных с играми Кришны, дает человеку кришна-прему (высшее проявление любви к Богу) и вечную жизнь во Вриндаване, – высшей обители Кришны. Это такие имена как Говинда, Гопал, Рама, Шри Нанданандана, Радха-натха, Хари, Йашомати Пранадхана, Мадана-Мохана, Шьямасундара, Мадхава, Гопинатха, Враджагопал.
- Мадхурья нама– «сладостные имена». В своей книге «Кришна-самхита» Бхактивинода Тхакур пишет: «Харе Кришна маха-мантра состоит из наиболее сладостных имен Господа. Она источает все расы (все виды взаимоотношений), насыщенные близкой, сокровенной привязанностью. В ней нет благоговения перед Господом (айшварьи) и стремления к освобождению (мукти). Эта мантра раскрывает только то, что каждая душа по-своему связана с Высшей Душой ниточкой любви. Имена Харе, Кришна и Рама очень дороги для тех, кто идет по пути мадхурья-расы (высочайший вид взаимоотношений с Кришной, который в высшей степени наполнен сладостью чувств). Постоянно повторять, петь эти имена и медитировать на них – наилучший способ поклоняться Верховному Господу».
Итак, повторение Харе Кришна маха-мантры (маха – «великая песнь», манус – «ум», трайа – «очищение») является самым могущественным методом пробуждения дремлющей в нас любви к Богу.
- В Брихан-нарадийа Пуране(3.8.126) подчеркивается:
харер нама харер нама
харер намаива кевалам
калау насти эва насти эва
насти эва гатир анйатха
«В этот век Кали (нынешний период существования вселенной) нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути для достижения самоосознания, кроме воспевания святого имени, воспевания святого имени, воспевания святого имени Господа Хари».
- В Калисантарана Упанишадговорится:
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе
ити содашакам намнам кали-калмаша-нашанам
натах паратаропайах сарва-ведешу дришьяте
«Шестнадцать святых имен в маха-мантре – харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе, харе рама харе рама рама рама харе харе – разрушают неблагоприятное влияние века Кали. Таково заключение всех Вед».
- В Агни-Пуране утверждается:
харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
ратанти халайа вапи те критартха на самшайах
«Харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе: Кто бы ни повторял эту маха-мантру, пусть даже небрежно, достигнет высшей цели жизни. В этом нет никаких сомнений».
Воспевание святого имени способно очень быстро очистить сердце человека, если он будет воспевать, избегая следующих десяти оскорблений:
- Поносить преданных, посвятивших свою жизнь распространению святого имени.
- Считать имена таких полубогов, как Господь Шиваи Господь Брахма, обладающими тем же могуществом, что и имя Господа Кришны, или независимыми от Него.
- Не повиноваться указаниям духовного учителя и считать его обычным человеком.
- Поносить ведическую литературу или литературу, согласующуюся с ведическими представлениями.
- Считать величие воспевания Харе Кришна плодом воображения.
- Давать собственные толкования святому имени Господа.
- Совершать греховные действия в расчете на очистительную силу святого имени Господа.
- Считать повторение Харе Кришнаодной из форм благоприятной обрядовой деятельности, рекомендуемой в Ведах в разделе карма-канда.
- Объяснять славу святого имени неверующему.
- Не иметь полной веры в воспевание святого имени Господа и сохранять материальные привязанности, даже получив и поняв множество наставлений на эту тему.
Невнимательность при воспевании является корнем, из которого вырастают все вышеперечисленные оскорбления. Каждый, кто воспевает Харе Кришна маха-мантру, избегая этих десяти оскорблений, непременно разовьет чистую любовь к Кришне и в конце жизни вернется в Его обитель.
Что же является причиной невнимательности, приводящей человека к этим десяти оскорблениям?
Невнимательность во время воспевания проявляется в том, что, ртом мы произносим святое имя, но при этом думаем о чем-то другом. Если проследить, о чем мы думаем в этот момент, – легко заметить, что мы думаем либо о себе как о деятеле, либо о своем имуществе. В основе такого образа мыслей лежит ложный эгоизм или гордость. Только тот, кто осознал верховное положение Кришны и свое незначительное подчиненное положение способен избавиться от гордости. Гордость – это попытка возвеличить себя до положения Бога. Именно гордыня в сердцах людей является причиной всех конфликтов и войн, происходящих в материальном мире и приводящих к неизбежным страданиям. Как говорится, «гордость приходит перед падением», а падение всегда сопровождается скорбью и страданиями.
Воспевание святого имени способно быстро избавить человека от гордости, но в то же самое время, если делать это не правильно, гордость может наоборот увеличиться. Все зависит от того, как человек относится к невнимательности во время воспевания:
Не стремится избавиться от невнимательности: | Стремится избавиться от невнимательности: |
1. Лицемерие усиливается | 1. Развивается простота |
2. Появляются сомнения в существовании Бога | 2. Сосредоточенность на Боге увеличивается |
3. Стремится к общению с тем, что разрушает преданность | 3. Принимает все благоприятное для развития преданности |
4. Пренебрегает ежедневной практикой | 4. Становится бескомпромиссен в духовной практике |
5. Гордость – я великий преданный | 5. Смирение увеличивается |
6. Появляется склонность к совершению насилия в уме, в словах и в поступках. | 6. Ахимса – «ненасилие». Избавляется от склонности доставлять даже малейшее беспокойство другим |
7. Падение в материальное общение | 7. Возвышение до духовного мира |
Итак, духовный путь – это путь развития смирения. Поэтому Кришна, придя в Своем самом милостивом воплощении Шри Чайтаньи, учит (Шикшаштака, текст 3):
тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийах сада харих
«Святые имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице. Нужно стать терпеливее дерева, полностью освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии можно повторять святое имя Господа постоянно».
Смиренное состояние ума проявляется в стремлении слушать духовного учителя и изменять свою жизнь, терпя все трудности на этом пути. Понимая, что даже травинка не шелохнется без милости Бога, такой искренний человек не стремится к ложному престижу и оказывает почтение другим. Занимая такую позицию в жизни человек, идущий по духовному пути, будет быстро очищаться и прогрессировать.
Что это за воплощение Кришны – Шри Чайтанья, и почему Его называют Самым милостивым?