Практически все люди в этом мире пребывают в иллюзии отождествления себя с телом, и вся деятельность, осуществляемая человеком, направлена на удовлетворение телесных потребностей. Первое, чему учит нас Кришна в «Бхагавад-гите», это то, что мы не являемся телами, мы — души. Это можно легко понять, если немного поразмыслить.
Доказательства существования души.
Когда человек умирает, мы говорим: «Он ушел». Но кто ушел? Ведь тело осталось в этом мире. Душа, источник жизни, вышла из тела, и потому человека считают мертвым.
У нас есть интуитивное понимание, что истинное «Я» отлично от тела, ума и разума. Мы говорим: «моя рука», «моя голова» и так далее. Можно начать с волос на голове и закончить кончиками пальцев на ногах, повторяя, что это мое. Это указывает на то, что все эти части тела принадлежат какому-то владельцу. Глаза, уши и мозг являются органами, с помощью которых МЫ видим, слышим и мыслим. Эти органы сами по себе не могут совершать никакую деятельность. Глаза, уши и мозг есть и у мертвого тела, но деятельность остановилась, поскольку душа-водитель покинула тело.
Живое существо обладает СОЗНАНИЕМ. Подобно тому, как солнце распространяет тепло и свет повсюду, душа распространяет сознание по всему телу, от кончиков пальцев до макушки головы. Именно сознание побуждает нас совершать движения, испытывать чувства, мыслить и пр. Итак, СОЗНАНИЕ — ПРИЗНАК ПРИСУТСТВИЯ ДУШИ. Сознание — это то, что отличает мертвое тело от живого. Можно создать машину, которая отвечает на красный цвет фразой: «Я вижу красный цвет», но получает ли она при этом опыт видения красного цвета?
Многочисленные случаи позволяют нам заключить, что ум не зависит ни от материального мозга, ни от тела. Опыт клинической смерти включает в себя, т.н. опыт выхода из тела. Люди, пережившие опыт выхода из тела рассказывают, как они со стороны видели свое физическое тело и все, что происходило в то время, когда они находились без сознания. Есть множество свидетельств подобного рода: некто, оказавшись без сознания в результате сердечного приступа, видит снаружи свое тело и врачей, пытающихся оживить его.
Тщательные исследования были проведены и в области опыта прошлой жизни. Ян Стивенсон Карлсон, профессор психиатрии из Вирджинии, тщательно исследовал факты, связанные со спонтанными воспоминаниями детей об их прошлой жизни. Он тщательно исследовал все детали, касающиеся людей и мест, о которых вспоминали дети, внимательно проверил их, чтобы избежать подтасовки, и пришел к удивительному заключению: сознающее «Я» может путешествовать из одного физического тела в другое. Очевидно, что со смертью тела информация, содержащаяся в мозге, уничтожается и, следовательно, никак не может вступить во взаимодействие с другим мозгом. Отсюда можно сделать вывод, что сознающее «Я» является существом, отличным от мозга.
Один ученый разделил мертвое тело человека на химические составляющие и заявил, что тело стоит всего 3 доллара (если эти химикаты продавать на рынке). Неужели вы думаете, что стоите всего 3 доллара? Но когда человеку нужно пересадить почку, он готов заплатить сотни и тысячи долларов. Что же делает тело человека столь ценным? И что исчезает из тела, делая его бесполезным? Ответом будет душа.
Знание о душе.
Душа неразрушима. «Душу нельзя рассечь на куски никаким оружием, сжечь огнем, смочить водой или иссушить ветром (Б.Г.2.23)».
Душа — это индивидуальность. Каждая душа — это личность, обладающая отдельным сознанием. Вы осознаете свое тело, ум, разум и ложное эго. Невозможно ощутить чужую головную боль или прочитать мысли. Но Господь осознает все мельчайшие частицы Своего творения. «Никогда не было так, чтобы не существовал Я, или ты, или все эти цари. И никогда не будет так, чтобы кто-то из нас прекратил свое существование (Б.Г.2.12). Живые существа в этом материальном мире — Мои вечные составные частички (Б.Г.15.7)».
Душа обладает формой. Душа — не безличный свет или пустота, как неверно думают некоторые люди. Душа — это прекрасная личность, тело которой состоит из вечности, знания и блаженства. Душа — это не просто энергия: душа — это личность.
Материя бесформенна — форму материи придает дух. Например, если вы возьмете ткань и обернете ею палец, она приобретет форму. Если палец убрать, ткань опять выпрямится. Точно так же восемь материальных элементов в теле — земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго — обретают форму, когда душа входит в него. В момент смерти душа покидает тело, оно начинает разрушаться и теряет форму.
Душа вечна. Господь Кришна говорит: «Для души не существует ни рождения, ни смерти. Она никогда не возникает и не прекращает свое существование. Она нерожденная, вечная, всегда существующая, бессмертная, изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело (Б.Г.2.20)».
Душа имеет форму вечности, знания и блаженства. Душа принадлежит Царству Бога и имеет духовное тело, состоящее из вечности, знания и блаженства, чтобы общаться с Господом. Однако, когда душой овладевает желание наслаждаться независимо от Кришны, она мгновенно низвергается в материальный мир, где попадает в ловушку материального тела и становится чем-то вроде попугая в клетке. Почему мы страдаем? Потому что вечная и блаженная душа поймана в ловушку временного, невежественного, несчастного тела.
Душа находится в области сердца. Душа наполняет тело сознанием, как лампа наполняет комнату светом. Находясь в одном месте, лампа, освещает всю комнату. Подобно этому, душа находится в области сердца человека и наполняет все тело сознанием. При трансплантации сердца душа не уходит из тела вместе с сердцем, потому что она духовна.
Душа меняет тела. «Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное (Б.Г.2.22). Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу (Б.Г.2.13)».
Размер души. «Если разделить кончик волоса на 100 частей и затем одну из полученных частей еще на 100 — эта десятитысячная часть кончика волоса и будет размером души («Шветашватара Упанишад» 5.9)». Таков размер души, находящейся в форме семени во время странствия в этом материальном мире. Однако, у души есть изначальная, прекрасная духовная форма, в которой она наслаждается вечными взаимоотношениями с Кришной. Это могут быть отношения слуги и господина, дружба, родительская любовь или супружеские взаимоотношения.
Душа непостижима. Душа настолько мала, что ее невозможно разглядеть даже в электронный микроскоп. Однако, даже если изобрести микроскоп, позволяющий разглядеть столь малый размер, разглядеть душу будет все равно невозможно. Даже мысль, тонкую форму материи, мы не можем зафиксировать. По определению, душа находится за пределами материи. Она невидима и непостижима. «Душа невидима, непостижима и неизменна (Б.Г.2.25)».
Душа и Сверхдуша.
Душа приходит в материальный мир в сопровождении экспансии Всевышнего Господа, Параматмы, или Сверхдуши, которая путешествует с ней из тела в тело и заботится о ней. Эта экспансия Кришны находится в сердце каждого живого существа и в каждом атоме. Разница между душой и Сверхдушой в том, что душа находится в одном определенном месте, в то время как Сверхдуша присутствует всюду.
Индивидуальная душа переходит из тела в тело по милости Параматмы, которая исполняет желания души, как друг исполняет желания своего друга. Веды сравнивают душу и Сверхдушу с двумя птицами, сидящими на одном дереве. Одна из них (индивидуальная атомарная душа), клюет плоды с этого дерева, а другая (Кришна) просто наблюдает за ней. Из двух птиц только одна увлечена плодами материального дерева. Когда ей попадаются горькие плоды, она страдает, когда сладкие — радуется, в то время как другая птица просто наблюдает за действиями своего друга.
Кришна — это наблюдающая птица, а его друг — великий воин Арджуна — клюющая. Хотя они являются друзьями, один из них — хозяин, другой — слуга. Когда индивидуальная душа забывает о своих взаимоотношениях с Богом, ей приходится перемещаться с одного дерева на другое или из одного тела в другое. Душа тяжело борется за существование на дереве своего материального тела, однако, согласившись принять другую птицу Верховным духовным учителем, как Арджуна согласился предаться наставлениям Кришны, душа моментально освобождается от всех своих горестей. «Катха Упанишад» и «Шветашватара Упанишад» подтверждают это: «Хотя обе птицы сидят на одном дереве, клюющая птица погружена в беспокойство и печаль, поскольку вкушает плоды этого дерева. Но если она повернется к своему другу, Всевышнему Господу, — тотчас страдающая птица освободится от всех страданий».
Источник: 6 уроков по «Бхагавад-гите». М.: «Гауранга», перевод с англ., 2002.