Пробуждение

Автор: | 01.10.2010

В Ведах мы находим следующий гимн:

уттиштхата джаграта
прапйа варан нибодхата

«О человек, пробудись! Хватит спать. Тебе выпала удача, ты получил человеческое тело. Используй же его по назначению. Вырвись из пут майи, иллюзии».

Веды ставят цель: избавиться от покрова иллюзии, или невежества.

Это значит, что существует два уровня бытия – один ложный (иллюзорный), другой истинный. Признаком ложного уровня являются страдания, которые мы испытываем на каждом шагу своей жизни, тогда как истинный характеризуется отсутствием таковых.

Все страдания делятся на три вида:

1. Страдания, причиняемые нашим телом и умом (адхьятмика-клеша). Боль испытывают все без исключения, для этого не требуется доказательств. Также очевидны и психические страдания, которые с каждым годом все глубже затрагивают самые различные сферы человеческого общения и бытия (депрессии, психосоматические расстройства и т.д.)

2. Страдания, причиняемые другими живыми существами (адхибхаутика-клеша). К примеру, люди ежедневно посылают на убой миллионы несчастных животных. Животные не могут выразить, что они чувствуют, но они испытывают адские муки. И мы тоже страдаем по вине других живых существ.

3. Страдания, насылаемые высшими силами, такими, как полубоги (адхидайвика-клеша). Это может быть голод, землетрясение, наводнение, мор и многое другое.

Причину этих страданий объясняет один стих из «Шри Чайтанья-чаритамриты»:

кришна-бахирмукха хаийа бхога-ванчха каре
никата-стха майа таре джапатийа дхаре

«Наши беды начинаются, как только наше изначальное сознание, сознание Кришны, оскверняется желанием материальных наслаждений, или стремлением господствовать над материальной природой. Тотчас же мы оказываемся во власти иллюзии».

Таким образом, Веды призывают нас обрести изначальное сознание, которое называется «сознанием Кришны». Разница между материальным сознанием и сознанием Кришны заключается в том, что, обладая материальным сознанием, мы думаем: «Я должен в полной мере насладиться жизнью в этом мире», тогда как в сознании Кришны ход наших мыслей такой: «Я слуга слуги Кришны» (гопи бхартух камалайор даса-дасанудасах).

Такое сознание не есть продукт рабской психологии, но проявление нашего подлинного, духовного разума. По своей природе душа всегда занята служением чему-то или кому-то. Предав свою природу в тщетном желании стать господином, она (душа) все равно продолжает служить – но теперь ее повелителями становятся гнев, похоть, жадность, безумие, иллюзия и зависть. Обнаружив себя в таком незавидном положении, душа пытается найти путь обратно, обрести свое истинное «я».

Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» цитирует стих, в котором говорится о служении чувствам:

камадинам кати на катидха палита дурнидеша

Здесь душа жалуется Кришне, что она очень долго служила своим жестоким повелителям, одним из которых является похоть, или вожделение. Она говорит: «Одержимая вожделением, я сделала много такого, чего не следовало делать». Раба всегда принуждают делать то, чего он не желает. И здесь душа признает, что, понуждаемая вожделением, совершила много грехов.

Кто-то может сказать такой душе: «Ну что ж, ты послужила своим чувствам. Но отныне ты покончила с этим. Все в порядке». Но проблема вот в чем:

тешам джата майи на каруна на трапа нопашантих

«Несмотря на то, что я долго и усердно служила своим чувствам, они все еще не удовлетворены. Вот что мучит меня. Мои чувства не удовлетворены, не удовлетворена и я сама, а чувства не хотят сжалиться надо мной и дать мне передышку, позволить отдохнуть от служения им. Таково мое положение. Я надеялась, что, после многих лет служения им, они отпустят меня на покой. Но нет, ничего подобного. Они все еще властвуют надо мной».

Таково наше положение в материальном мире. Мы слуги своих чувств, но, служа им, не получаем удовлетворения. А чувства, в свою очередь, не удовлетворены нашим служением и не дают нам пощады.

Вот почему в «Бхагавад-гите» Кришна говорит:

сарва-дхарман-паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшайишйами ма шучах

«Просто предайся Мне. Согласись служить Мне, и Я позабочусь о тебе. Я освобожу тебя из-под гнета твоих чувств».

Подчинение диктату чувств является причиной всех страданий. Три вида страданий есть прямое следствие того, что мы идем на поводу у своих чувств. Но если душу вновь привлечет служение Кришне, она сможет освободиться из-под гнета своих чувств. Говоря о покрове иллюзии, Веды призывают нас отказаться от стремления господствовать над всем, что мы видим вокруг. Иначе говоря, желание стать властелином этого мира или даже Богом – всего лишь мираж, несбыточные мечты.

Таким образом, цель или сущность Вед – это трансформация сознания души, возвращение души в ее естественное состояние, состояние преданного служения Верховной Личности Бога, Шри Кришне. Процесс восстановления изначального духовного состояния живого существа – вечной жизни, исполненной блаженства и знания – это не абстрактное, сухое теоретизирование. Веды никогда не описывают духовную жизнь как нечто теоретическое, сухое или безличное. Единственная цель Вед – развить в человеке чистую любовь к Богу, и с этой точки зрения Веды предстают как единое всеобъемлющее целое, постижимое лишь трансцендентными (нематериальными) средствами.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.