Са́дхана (Sādhanā , साधना) — санскритский термин, которым называют духовную практику и который также можно перевести как «средство для достижения чего-то». Садхана включает в себя ряд духовных дисциплин различных духовных восточных традиций. Садхане следуют ради достижения разных духовных целей, ради духовного очищения и прогресса в духовной жизни. Целями садханы могут быть достижение духовного просветления, чистая любовь к Богу, освобождение из цикла сансары, обретение благословения какого-либо божества или формы Бога. Практика садханы, как правило, заключается в регулярной, ежедневной медитации, повторении мантр (часто с использованием джапа-малы), совершении пуджи божеству, проведении яджн. Традиционно садхана практикуется под руководством гуру. В некоторых традициях получение от гуру духовного посвящения является одной из стадий в практике садханы. С другой стороны, часто садхану практикуют без особого руководства, индивидуально и без участия в каких-либо религиозных группах.
Человека, посвятившего себя практике садханы, называют термином садхака (мужчину) или садхика (женщину). Этот термин близок по значению с такими словами как «йог» или «йогин».
Садхана-бхакти: практика преданного служения
Различные системы йоги можно сравнить с реками, впадающими в океан. Океан — это бхакти-йога. Точно так же как не обязательно плыть к океану по реке, а можно подойти к нему непосредственно, каждый может сразу заняться практикой бхакти-йоги — для этого не обязательно проходить предварительные этапы гьяна-йоги, аштанга-йоги и других практик.
«Садхана» значит «практика». Точно так же, как человек, который хочет развить мускулы, должен заниматься практикой — регулярно выполнять упражнения — тот, кто хочет достичь любви к Богу, должен следовать определённой практике.
Какие усилия, в первую очередь, прилагает человек, занимающийся практикой садхана-бхакти? Он старается избежать контакта с нежелательными объектами чувств. Его чувства широко открыты. Такой человек не закрывает глаза или уши, не прекращает деятельность языка и не поднимает жизненный воздух, чтобы быть в состоянии сосредоточиться на Господе в сердце, как аштанга-йог. Поскольку его чувства открыты и взаимодействуют с внешним миром, его главная задача — разграничение: на чём сосредоточивать свои глаза и уши, а на чём нет. На чём сосредоточивать свой ум. Что делать с языком, руками и со своим временем. Как строить отношения с другими. В конце концов, он не уходит в монастырь, как буддийский монах; у него могут быть взаимоотношения, друзья, семья. Это значит, что человек, следующий по пути садхана-бхакти, должен научиться вести себя правильно по отношению как к живому, так и к неживому. В определённом смысле это гораздо труднее, так как легче сказать «нет» всему, чем говорить «да» одному и «нет» другому, отличая одно от другого и управляя выбором объектов чувственного восприятия.
Заниматься садхана-бхакти не значит жить в этом мире как открытая пустая книга, с чувствами и умом, готовыми предоставить доступ любому, кто захочет свалить туда мусор. В этом случае вы достигнете не большего успеха, чем тот, кто пытается следовать процессу аштанга-йоги, живя в центре города или занимаясь недозволенным сексом. Нет. Вам нужно прилагать большие усилия и тщательно следить, куда направлены ваши чувства. Например, вам разрешается использовать половые органы, тогда как в процессе аштанга-йоги это вообще недопустимо. Что же вам разрешается? Вы должны осторожно использовать это право для достижения определённой цели, непосредственно связанной со служением Богу (зачатие детей и воспитание их в духе преданности Ему). Хотя вы и не можете полностью управлять процессом, в котором ваши чувства соприкасаются с их объектами, всё же в значительной степени вы можете это делать — этого достаточно, чтобы достичь успеха.
Сначала у того, кто занимается садхана-бхакти, нет любви к Верховному Господу. Его действия по-прежнему, в некотором смысле, механические, потому что его естественная привязанность к Богу ещё не развилась; она не спонтанна. Такой человек просто следует наставлениям духовного учителя и священных писаний. Например, ему говорят: «Садись перед формой Господа и смотри на Него. Повторяй имена Верховного Господа и предлагай цветок». Сначала ему приходится более или менее заставлять себя сосредоточиваться на этом. Затем, с течением времени, по мере того как его сердце и ум очищаются под влиянием формы Господа и Его имён, он начинает чувствовать спонтанную привязанность и любовь к Верховного Господу.
Нам следует желать полностью сосредоточиться на Верховном Господе. Это не материальное желание. Мы должны чего-то желать; мы не можем не иметь никаких желаний, поэтому нам нужно желать сосредоточиться на Верховном Господе. Нам следует желать постоянно думать о Нём, любить Его, хотеть желать доставить Ему удовольствие и на самом деле хотеть доставить Ему удовольствие. Это желания, но они не материальны, они не относятся к категории нежелательных.
Буддист пытается избавиться от всех желаний; он считает, что даже желание доставить удовольствие Богу причиняет беспокойство. Но у буддиста тоже есть желание; он хочет не иметь желаний, тогда как по своей природе духовная душа испытывает желание. Сознавая это, всё, что нам нужно сделать, это изменить содержание наших желаний. Например, сегодняшний вегетарианец десять лет назад, возможно, хотел есть гамбургеры, но сейчас у него нет этого желания. Вы можете изменить свои желания. Процесс садхана-бхакти — это процесс перенаправления и изменения ваших желаний, сосредоточения своего желания на Боге. Желайте доставить удовольствие Богу. Желайте всегда быть сосредоточенными на Нём. Действуйте для Его удовольствия. Думайте о Нём. Помните о Нём.
Основа практики садхана-бхакти — слушание и повторение имён Бога — описана в статье «Урок медитации». Также, чтобы было легче помнить о Господе, необходимо слушать о Его удивительных качествах и развлечениях (или читать об этом в авторитетных священных писаниях). Постепенно, по мере очищения, человек может всю свою деятельность превратить в служение Богу и медитацию на Бога (см., например, «Карма-йога»). Но это нужно делать под руководством настоящего духовного учителя, следуя его наставлениям.