(Из интервью с Александром Хакимовым)
О духовном пути
– Первый вопрос связан с выбором духовного пути. Сейчас представлено много различных способов расширения сознания – это религия, психология, эзотерика и т.д. На чем основываться человеку в выборе своего индивидуального пути?
– Путь определяет природа человека. Индивидуальность – это природа человека, которая состоит из духовной и материальной составляющей. Они в сочетании и есть ПУТЬ. Куда человек пойдет, какую цель поставит, какую вершину выберет – зависит от него самого. Веды помогают человеку определиться с высшей целью. Они описывают, что Высшая цель в жизни включает в себя и все предыдущие цели, нижние. Поэтому рекомендуется ставить самую высочайшую цель жизни. Если кто-то может рискнуть и принять за высшую цель жизни любовь к Богу, тогда на пути к ней исполняются и все остальные желания и цели человека. Но как конкретно человек пойдет к цели – определяется его материальной природой и способностями. Например, женщинами и мужчинами. У них разные предназначения (дхармы). Так, предназначение женщины включает в себя или мать, или жену, а мужчины – или мужа, или отца или Гуру. Этим определяется его конкретный путь – кто он в этом мире.
– Но до осознания высшей цели человек может идти долго. Нужно ли осознать цель как можно быстрее. Или это естественный и индивидуальный процесс?
– Если человек полагается только на свои силы, то это обычно долгий процесс, который называется восходящим. Тогда человек сам двигается, сам ищет, сам карабкается, упорно трудится, чтобы подняться над обычными пониманиями. Иногда это занимает даже не одну, а много жизней. Некоторые считают, что восходящим путем вообще невозможно прийти к высшей цели. Этот путь настолько долгий, что придется терпеть много раз, прежде, чем дойдешь. Поэтому рекомендуется также пользоваться нисходящим процессом – помощью свыше и того, кто уже стоит ближе к цели и больше знает. То есть человек получает поддержку от других людей и также от Бога, но и свои усилия прикладывает. Таким образом, движение к цели ускоряется.
– Итак, человек принимает решение начать духовное совершенствование. И первое, что он делает – это записывается на курс, например, по огнехождению или осознанным сновидениям, то есть начинает свой поиск с приобретения способностей. На каком этапе духовного пути рекомендуется начинать подобные практики?
– Некоторые думают, что духовная жизнь – это какие-то способности. Да, это правильно, что у духовных людей они есть. Но основой духовной практики является смирение. Это первая ступень, с которой должен начать человек. Потом скромность. Если он обретает способности (сидхи), чтобы прославиться, то это уже не духовный путь, а путь гордыни, высокомерия, который будет развивать негативные качества в человеке. В Ведах много примеров, когда демоны при помощи сидх стали великими учеными, но при этом демонами и оставались. Поэтому духовная практика основывается сначала на качествах. Должны быть почтение к живым существам, чистота пищи, чистота помыслов, чистота поступков. А затем уже человек может обрести сидхи и никому не навредить при этом.
– Как понять, что ты достиг состояния смирения?
– Нужен духовный наставник. Мы начали беседу с того, что для более быстрого продвижения к цели нужна помощь других людей, которые выше тебя. Это те люди, которые уже связаны с совершенством непосредственно, либо те, кто на пути к нему. Рядом с Гуру чувствуешь себя маленьким и полным недостатков. Он учит смирению, является его источником. Например, когда человека прославляют за какие-то успехи, он думает о Боге. И не гордится. Такая связь позволяет ему оставаться в смирении. А если нет Гуру над человеком, то когда его прославляют, он может поверить в это и принять на свой счет. Так возникает гордыня. То есть всегда должен быть Бог, кому человек отдает заслуги. Гуру должен быть обязательно реальной личностью.
– Часто людям, предлагая обрести какие-то способности или качества, предлагают конечный результат и не говорят о том, что все начинается со смирения…
– Поэтому людям нужно показывать примеры, что будет с ними, если они обретут способности на ложной гордости. Когда совершенства сочетаются с безнравственностью, с пороками, то это становится опасным. А что будет с людьми, если он обретут способности в смирении? В сочетании с хорошими качествами сидхи будут полезными. Поэтому сначала нужно качества развивать, а потом уже сидхи. Как в пословице: «Бодливой корове Бог рога не дает». Люди теряют сидхи, потому что теряют качества. Если качества возвратятся, то и сидхи тоже. То есть фундамент – это качества. А гордость обязательно приводит к падению.
– Как Вы поняли, что тот, путь, на котором Вы сейчас – это Ваш путь?
– На духовном пути рекомендуется слушать свое сердце. Я так и поступил в свое время. Меня пленило сознание Кришны, вошло в мое сердце, а уже потом я проникся всеми другими духовными учениями. Я их ощутил, принял в свое сердце. К религии у меня с детства была неприязнь, это было заложено в воспитании. Поэтому я не мог обратиться к религии как к источнику знаний или как к научному процессу. А через Сознание Кришны я ощутил все религиозные системы, которые существуют в мире. Это очень возвышенные, очень хорошие учения. Люди их просто извратили. Благодаря знаниям Вед я ожил и начал осознавать это.
– Как у Вас происходил выбор духовного учителя? Вы его специально искали или увидели и сразу поняли, что это он?
– Мне представили его ученики, которые уже были у него в России. Они дали фотографию, дали послушать его лекции, рассказали о нем. Я его принял, не видя физически. Когда ученик готов, приходит учитель. Вот такой принцип. Я даже не искал специально и не знал, что у меня будет Гуру, я не думал об этом. Я думал о духовном развитии. У меня была цель познать себя.
– А потом как происходит процесс общения с Гуру? Надо ли прийти и сказать, что я прошу быть Вашим учеником?
– Да.
– Может ли случиться так, что на каком-то этапе духовного развития учитель поменяется?
– Гуру – это всегда множественное число. Их уже много. Существует, цепь. Мой Гуру – это ученик своего Гуру, а тот Гуру – ученик своего Гуру… и так к Кришне. Существует великая традиция, и она самодостаточна, потому что дает общение с Кришной. Эта цепь обладает божественной полнотой. Остальные люди, с которыми вы общаетесь, будут только яркими примерами этого учения. То есть Гуру – это такое вселенское понятие.
– Иногда люди, которые занимаются духовной практикой, имеют проблемы с физическим здоровьем. То есть человек духовно развит, но при этом имеет физические заболевания. Почему так происходит с Вашей точки зрения?
– Это не тенденция, это частные случаи. Например, в моем случае наоборот. Я болел до прихода в сознание Кришны. И сильно болел. А эта практика, образ жизни наоборот помогла оздоровиться. Это скорее бывает тогда, когда люди неразумно принимают духовную практику, не отрегулировано. Неправильно запускают ее, отбрасывая учебу, работу… У них получается как бы перекос. Как есть русская пословица «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибет». Нужно хорошее руководство.
– Внутри самого общества Сознания Кришны принимаются меры и шаги, чтобы не появлялись фанатики?
– Фанатики – это люди, которые имеют решимость, уверенность в знании, но не имеют еще самого знания. Они слеповаты. И если это молодое движение, то там все фанатики, потому что все в невежестве. Например, мы, когда начинали, мы все были фанатиками. Мы все имели решимость, веру, но не имели знания. Поэтому все прошли период фанатизма. Сейчас есть уже опытные люди, которые по 25-30 лет в сознании Кришны и они конечно уже не фанатики. У них есть знания. А так человек обретает какую-то мудрость к годам 50. Молодежь же всегда категорична. Только вера и все.
О способностях человека
– Есть два способа обретения человеком разных способностей (ясновидения, осознанных сновидений и т.д.). Первый – человек специально обучается этим практикам. И второй – у человека открывается способность как следствие его духовного пути. Какой из путей наиболее правильный?
– У тех людей, у которых открылась способность (сидха) означает, что в прошлой жизни они совершали какую-то практику. Если человек не реализовал это в прошлой деятельности, то он должен в этой жизни получить подготовку прежде, чем откроется сидха. В Ведах описывается 8 мистических сидх. Их развивают мистические йоги. Сидха, необходима для того, чтобы управлять умом, чувствами, сосредоточиться на Сверхдуше. Например, когда люди ходят по углям, или достигают каких-то других совершенств, они могут продемонстрировать, что не физическое тело главное, а что это происходит при помощи какой-то другой силы. Что ум сильнее. Так, библейский Самсон был очень сильным. Когда он давал уроки детям, брал камень в руки и крошил его своей силой в песок. Он спрашивал у детей: «Как я это делаю?» И отвечал: «Это сила Бога».
А Царь Давид делал это по-другому. Он мял в руках камни, как пластилин, они размягчались у него. При этом он говорил, что какая-то сила есть, я ее не вижу, но она есть. Ее не видно, но она есть. Так Самсон и Давид показывали, что обычный человек этого сделать не может и что есть еще какая-то сила. Сила от Бога. Так можно показать, что в человеке есть еще какие-то скрытые силы . Не все так просто, например, я могу ходить по углям… Нет. Есть сидха-человек в Индии, который каждое утро делает омовение, входя в огонь. То есть моется огнем, не водой. Таким образом, сидхи доказывают, что есть еще какая-то сила. Сидхи убеждают людей-материалистов, что есть что-то выше. Но также в Ведах предупреждается, что если эти мистические сидхи не используются для самосознания, то уводят в сторону.
Например, люди начинают просто показывать какие-то трюки или зарабатывать на этом деньги. В Ведической древней культуре большинство людей обладало сидхами. Эти люди понимали мысли друг друга, создавали какие-то предметы, что было обычным явлением. Поэтому не было необходимости развивать науку и технику. Сейчас это кажется чем-то чудесным, необычным и даже иногда является самоцелью.
– В своих лекциях Вы говорили о том, что цель жизни можно сформулировать как достижение вечности, духовности и блаженства. Означает ли вечность, что в момент смерти у человека остается самосознание? Или же это означает, что он идет на высшие планеты? Или у человека появляется выбор – возвращаться ему на Землю или нет. В чем понятие вечности?
– Вечность означает, что как личность я не могу прекратить свое существование. Но тело, несомненно, прекращает свое существование в какой-то момент времени. А я как личность продолжаю свое существование.
– То есть остается осознание?
– Да остается. И если осознание было связано со своим телом, связано крепко со своим вторым «Я», то я чувствую утрату всего, горечь, скорбь, что я умираю. Я же, как вечное существо не могу согласиться со смертью, у меня природа вечная. Поэтому я начинаю протестовать, беспокоиться, болезненно воспринимаю смерть. Но после оставления тела я продолжаю существовать. И меня беспокоит, что дальше, опять. Понимая эту концепцию временности, мне неприятно менять свое существование. Я хочу быть постоянным, вечным. Это моя природа. И вот нужно осознать свою природу, что я есть вечное существо и не нуждаюсь во временных каких-то телах несовершенных. Несовершенство нужно осознать и понять, что Я – это частичка Бога. Прекратить эту бесполезную связь с реинкарнацией своего тела. То есть должно произойти освобождение – мокша.
– Есть примеры ухода из жизни духовных людей, когда они умирают в кругу близких людей, без страданий и даже в блаженстве. Также описываются случаи, когда они уходят, например, в горы и растворяют свое тело, в чем причина этих различий?
– Есть два вида ухода из этого мира. Первый – человек уходит и обязательно возвращается обратно. Второй – человек уходит только вверх и уже обратно не возвращается. Он освобожден. Только вверх и уже обратно не возвращается, необратимость. И пока есть карма, связь с этим миром, желания, связанные с этим миром, он должен вернуться сюда. И куда бы он ни пошел, он вернется сюда в этот мир, потому что его с миром связывают желания, они еще не реализованы. А если у человека рождаются желания иного уровня, более высокие желания, то он уже не возвращается. Если мы имеем духовные желания – мы уже не вернемся обратно. Потому что причины не будет. А причина – это желание. Причина нового воплощения – это желание.
– В чем причина прихода на Землю аватара – воплощения божественности?
– Это единственный способ доказать, что существует Абсолютная Истина. Потому что понять ее по-другому невозможно. Если бы аватар не приходил на этот уровень – люди бы ничего не знали о существовании Абсолютной Истины. Она находится вне понимания человека, и надо было придумать способ как рассказать. Этим способом является его приход сюда и проявление идеальных качеств. Тогда человеку приходит понимание Абсолютной Истины как личности. Если бы не было этого нисхождения – аватара в нашем мире – то не было бы и понимания Абсолютной Истины.
– Есть ли сейчас аватары на Земле? Много ли их?
– Аватаров нет сейчас. Аватар буквально означает нисхождение на Землю. Это описано в Ведах: их приход, время прихода, миссия и уход. Последний аватар был скрыт в роли преданного 500 лет назад. То есть он явился не как Бог, а как поклоняющийся Богу, чтобы своим примером учить преданности. Следующий аватар придет в конце Кали-юги. Сейчас только начала века Кали, поэтому в нашем понимании это будет нескоро.
– Если рассмотреть примеры таких великих людей как Саи Баба, Бабаджи, к какой категории их можно отнести?
– Это могущественные мистики, могущественные йоги, которые имеют личную силу, накопленную за предыдущие жизни при помощи разных практик: йоги, аскез и других. Поэтому в этой жизни они обладают таким могуществом. Но эти люди – не аватары. В Ведах это тоже описано.
– Что такое гордость?
– Есть истинная гордость, а есть ложная. Ложная гордость – это когда человек считает себя тем, кем он не является. Например, образ Раскольникова у Достоевского. Раскольников думает о себе как об очень великой личности и страдает, по его мнению, только потому, что у него нет денег. Он считает, что у него есть таланты, способности и что он может быть полезен всему миру, а старушонка, как он думает, имеет много денег, но миру бесполезна. И он решает убить старушку, чтобы взять у нее деньги и стать полезным. В чем ошибка? В его ложной гордости. Ложная гордость не различает что плохо, что хорошо. Гордый человек считает, что все, что он делает – все хорошо, потому что он великий.
– Если человек не понимает свои желания, не различает того, что он хочет, это тоже будет являться ложной гордостью?
– Да, это тоже ложная гордость. Человек запутан, потому что попал под чье-то влияние, потому что стереотипы на него влияют или чье-то мнение или еще по какой-то причине. Он не знает себя. Ложная гордость может быть и в принижении себя. В таком состоянии находятся бомжи и самоубийцы, которые отказываются от всего. Поэтому человек сначала должен познать самого себя, познать Истину, что Я есть душа, слуга Бога и в служении я очень полезен. Как господин человек начинает враждовать со всеми господами вокруг, а как слуга он со всеми живет в мире. Поэтому сначала нужно осознать свою правильную позицию в этом мире. Гармоничную. Слуга Бога – это гармония. Начало. Оттуда и смирение. Не просто слуга всех людей, а слуга Бога. Это высокая позиция, но она дает человеку смирение. Человек получает и величие, и смирение одновременно.
– Если говорить о саморазвитии в наше время, то что можно сказать об обществе: идет деградация или прогресс? Какая тенденция преобладает?
– Сейчас есть и то и другое. Есть склонность к развитию, и есть деградация. Эти процессы идут одновременно. Большинство людей, конечно, деградирует, а людей, которые ищут самосознания, меньше. Однако, если будет 1% в мире таких ищущих людей, то мир уже изменится.
– Вы уже проповедуете давно. Какие качественные изменения произошли в людях за последние 10-15 лет?
– Например, сейчас карму и реинкарнацию знают все. А 15 лет назад никто об этом не знал, и приходилось проводить отдельные занятия на эти темы. То есть прогресс налицо, знание постепенно проникает. 20 лет назад мы были в институте по востоковедению и там санскритологи спрашивали, что такое карма. Значение слова «карма» они не знали. А сейчас об этом знает и школьник. Если же говорить о прогрессивных изменениях, то можно отметить, что люди стали принимать больше ответственности за себя и за свою жизнь.
Раньше полагались на партию, и в этом была очень большая безответственность. Уже нет гарантированной зарплаты как раньше у любого бездельника, сейчас что заработаешь – то и получишь. Поэтому и пьяных людей в городах меньше, а больше собранных и деловых. Потому что увеличилась ответственность. Это позитивные изменения. Но, с другой стороны, обостряется конкуренция и те люди, которые не выиграют в конкуренции, сильно страдают и нуждаются в помощи. Вот когда люди более успешные будут помогать менее успешным, тогда общество будет подниматься и дальше. Пока еще каждый за себя, но хотя бы ответственность появилась.
– Считается, что Веды содержат в себе совершенное знание. Значит ли это, что если человек выбрал другой путь, буддизм, медитации или другие известные практики, ему будет тяжелее идти, чем человеку, который практикует Ведический подход?
– Что касается удовлетворения человека, то человек может его обрести где угодно. В религии, в учении, в науке, в культуре и т.д. Но когда мы говорим о самосознании, то тут нужно обратиться к Ведам. Потому что подробно наука самосознания описана только в Ведах. Есть ли высшая цель этой жизни, последняя, конечная. Все духовные пути имеют общие характеристики. Культивируются две вещи – знание и отречение. Библия дает какие-то знания о сверхъестественном, и когда человеком принята вера, нужно встать на путь отречения. Это описано и в христианстве, и в мусульманстве, и в Ведах. Знание и отречение – это два фактора, которые могут продвигать в любой духовной практике. Но при этом их цели могут быть разными. То есть держатся пути на одних принципах, но цели могут быть разными.
– Люди, на определенном уровне духовной практики могут получать откровения, иметь доступ в космическую библиотеку знаний при помощи ченеллинга. Они считают, что получают совершенное знание, это действительно так?
– Например, у меня в руках полно всяких вещей: обычных, бытовых, которые с позиции великого знания ничего не стоят. В это время у меня открывается возможность обратиться к сокровищнице космического знания. Сколько я возьму оттуда? Ровно столько, сколько выброшу «мусора» из рук. То есть насколько я откажусь от низших вещей, настолько я смогу взять высшие. Поэтому если человек на самом деле развил отречение, он сможет взять это знание.
И, более того, те знания, которые ему приходят оттуда, они не предназначены для него одного. Он должен их немедленно распространить. Снова освободить руки и снова получить новые знания, чтобы снова распространять. Тогда он становится проводником. Когда он хочет что-то присвоить ради престижа или славы – все будет кончено. Поэтому доступ есть у каждого человека туда. Просто у всех руки заняты. Люди уже чем-то заняты, наполнены, им трудно от чего-то отказаться. Поэтому можно отречься и получить взамен знания, но насколько этот человек будет действовать постоянно в процессе как слуга, вот в чем вопрос. Если он не осознал свою позицию как слуги, он не сможет действовать в этом постоянно. Где-то он все равно обманет. Он должен очистить свое сердце от материальных своих желаний, корыстных, тогда он будет постоянно таким проводником. Чистым.
– Сейчас в России официально признано 4 религии: христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм. Движение Сознание Кришны сюда не входит. Почему так происходит? Ведь это направление очень развито и много людей выбрали его?
– Сознание Кришны считается молодой религией. В истории официально зарегистрировано общество Кришны в 1966 году в Америке. Поэтому принято считать, что это молодая религия, хоть она и опирается на Бхагавад-гиту – самый древний трактат.
– В СМИ заметно, для дискредитации Вед и их последователей вкладываются значимые средства. Регулярно приводятся разные негативные примеры. И эти примеры муссируются на радио, в газетах. Кто и для чего это делает?
– Сколько я помню, такие статьи выходят всегда. Есть такая категория людей, о них написано в самих же Ведах, настроенных злобно к духовности. Это могут быть люди, которые преследуют националистические, скажем, цели. Мы же очень категоричны в проповедях, например, к интоксикации организма. А это целая индустрия. Тот же наркобизнес. Это очень выгодно. И что вы думаете, они наши друзья? Нет, конечно. Если мы говорим, что нужно полностью отказаться от каких-то вещей, то мы враги. А для кого-то это жизнь, это выгодно, это деньги. Естественно, мы будем очень крупным врагом. Они говорят: мы русские, мы должны есть мясо и прочее. Есть такие люди, которые пристрастны к таким вещам. А сознание Кришны разоблачает эти вещи.
– Но ведь на православную церковь, например, нет таких нападков?
– Потому что у православной церкви не такие строгие требования. Эта вера позволяет есть мясо, и признает интоксикацию. То есть они предлагают жить человеку обычной жизнью, просто каяться в грехах и ничего больше не требуют. Но при этом ничего не меняется. В нашем движении интоксикация является принципиальным вопросом. Мы говорим, что мясо – это плохо, что это причина войн и начинаем пропагандировать это.
– Но буддисты тоже против интоксикации…
– Да, но буддизм – это самая мирная религия в мире. В основе ее лежит сострадание. У буддистов очень мягкая позиция, и они готовы идти на компромисс. У нас позиция несколько революционная. Мы хотим изменить мир. Веды как раз созданы для того, чтобы люди знали Истину, знали что «хорошо», а что «плохо».
– Как вы относитесь к славянским Ведам?
– Они мало изучены, потому что плохо сохранились. Есть какие-то переводы, но там нет традиции передачи знаний, поэтому они плохо сохранились. Они старше индийских Вед. Славянским Ведам 7 тысяч лет, а индийским 5 тысяч лет. Вы знаете почему? В России раньше началась деградация, и люди начали терять способности запоминать наизусть большие объемы информации и передавать их, поэтому и записали их раньше. В этом регионе. Вот что это значит. В Индии этот процесс потери способностей начался чуть позже. Это знание было записано Вьясадевой. Поэтому славянские Веды не имеют такого большого объема информации, как индийские. Русские и индийские – это мы условно говорим. Раньше не было таких понятий. Была одна Ведическая культура. Но, по сути, они имеют одну и ту же информацию Русские Веды – это черновой вариант индийских. Там и имена совпадают. Индрик – Индра. Кришна – Крышень. Также описывается Сварог, планетные системы и идеи реинкарнации. Только в сжатом варианте. Например, счет на санскрите: Ади – один, два – два, три – три, чатр – четыре, пача – пять, десять – даша. Медведь – это русское слово. Ведает мед…
– Александр, большое спасибо за интервью.
– Вам спасибо.