В начале июня день явления Господа Джаганнатхи. А сколько ему исполнилось лет? 153 млн. 400 тысяч лет. Современному человеку представить это невозможно, но так говорят священные писания.
Господь Джаганнатха явился в Сатья Югу во вторую половину правления Сваябхумы Ману на 51 году жизни Брахмы. В «Сканда-пуране» Господь Джаганнатха говорит Махарадже Индрадьюмне: «О царь, Я появился в день полнолуния месяца джйештха, довольный бхакти и совершением ягьи».
Джаганнатха – это сам Кришна. Но Кришна явился на восьмой день темной половины месяца Бхадра, поэтому, когда говорят, что Джйештха Пурнима – это день явления Джаганнатхи, следует понимать, что Кришна в этот день явил свой облик Джаганнатхи – с большими, широко раскрытыми глазами, с круглым лицом, со втянутыми руками и ногами. Это – Махабхава-пракаш, облик Кришны, охваченного экстазом.
Кришна и Баларама – сыновья Васудевы. Баларама, Его старший брат – сын Рохини. Их сестра Субхадра – дочь Васудевы и Деваки. Итак, Они – два брата и сестра – явились на земле Пурушоттама Кшетры в обликах Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры.
В день явления Их Светлостей следует проводить церемонию публичного омовения – таков был приказ Господа Джаганнатхи Махарадже Индрадьюмне. И с тех пор каждый год проводится Снана-ятра – публичное омовение Господа Джаганнатхи.
В Джаганнатха Пури находится главный и самый большой храм Господа, где живут главные и самые большие Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры.
На восточной стене храма с давних времен установлена специальная платформа, на которую в этот день выходят Божества на абхишеку (омовение). Каждый, кто находится в храме, может принять участие в этой церемонии, получив таким образом милость Господа. Такая возможность для преданных предоставляется один раз в году. Рядом с платформой находится Зотолой колодец, из которого берут воду для абхишеки, 108 горшков. После абхишеки Господь любит покушать, поэтому ему готовят 108 праздничных блюд, которые возвращаются преданным как милость Господа в качестве махапрасада.
С этим днем связана еще одна история. Как-то в день снана-ятры в храм пришел человек, который всю жизнь искренне и преданно поклонялся Ганешу. Увидев непривычный облик Господа Джаганнатхи, он расстроился, т.к. зная, что Господь является источником всех воплощений, надеялся увидеть любимый им образ Ганеша. И Господу Джаганнатхе, видевшему чистое и искреннее сердце этого человека, пришлось принять образ Ганеша, со слоновьим хоботом и ушами. С тех пор в этот день Господь одевает Хати-веши . «Хати» – слон, «Веши» – одежда.
После церемонии омовения прохладной водой (снана-ятры) Господь Джаганнатха имеет обыкновение заболевать, у него поднимается температура, и пуджари предлагают ему горячие напитки и настои. Этот период длится две недели, называется он анавасара. Божества страдают от простуды, и их лечит лекарь царя Пури. Говорится, что с помощью аюрведических методов лечения лекарь вылечивает Божеств. До самой Ратха-ятры Господь не дает свой даршан, не появляясь на алтаре, тем самым усиливая чувство разлуки.
Ну согласитесь, наш Господь – самый удивительный. Ни в одной из мировых религий Бога не кормят, не чистят Ему зубы, не переодевают, не укладывают спать. Похоже, этим занимаются только вайшнавы. Но даже среди Божеств Кришны навряд ли найдется другое, кроме Джаганнатхи, которое бы регулярно болело, ибо ни в одном другом из Своих мурти Кришна не являет лилу ежегодной простуды.
Если нам, людям, Аюрведа предписывает лечиться от простуды, воздерживаясь от сладкого и йогурта, то в случае с Господом Вселенной все как раз наоборот. Можно сказать, что Карлсон, который живет на крыше, в этом смысле подражал Джаганнатхе, ибо “лечился” вареньями да тортами. Во время анавасары Господь вкушает особые сладости и сладкие напитки, чтобы “исцелиться от лихорадки”. Также в этот период Его “лечат” смесью кокосового молока, камфары, сандаловой пасты, воды и йогурта, которая носит название “пана”.
Согласно наставлениям Самого Джаганнатхи, со дня Снана-ятры и в течение двух последующих недель Его скрывают от людских глаз. Внешний «повод» для этого – «простуда» после прохладного купания. На самом же деле Господь просто хочет исполнить заветное желание новобрачной Маха-Лакшми (Шримати Рукмини), на которой Он по всем правилам женился совсем недавно – в Пандава-экадаши (этот день также известен как Рукмини-виваха) – побыть с Ним наедине, а заодно дает остальным преданным повод ощутить разлуку с Ним. Этот период носит название анавасара-калы, когда Его тело реставрируют и расписывают заново. (Слово анавасара значит «недоступность [взорам]», а кала – «время» (санскр.)
«Анавасара – это период, когда Шри Джаганнатхаджи нельзя увидеть в храме. После церемонии омовения (снана-ятры) Господь как будто заболевает. Тогда Божество Джаганнатхи переносят во внутренние покои, где Его никто не может увидеть, и тело Джаганнатхи обновляют. Это называется нава-яувана. Позже, во время Ратха-ятры, Господь Джаганнатха снова предстает взорам публики. Таким образом, в течение пятнадцати дней после церемонии омовения посетители храма не могут видеть Господа Джаганнатху». (Ч.-ч., Мадхья, 1.122, комм.)
С божеств также смывается вся раскраска и их окрашивают заново. В день Ратха-ятры божества торжественно выносят из храма и помещают на колесницы, чтобы в сопровождении толпы верующих везти в храм Гундичи на т.н. Гундича-марджану.
Тысячи преданных с нетерпением ждут, когда Господь Вселенной выздоровеет и примет участие в празднике колесниц! Первый даршан после этих двух недель называется нетротсава (букв. «Праздник для глаз») или нава-яуванотсава.
В Джаганнатха Пури не менее 200 000 паломников собираются в храмовом комплексе в Джйештха Пурниму, чтобы присутствовать на церемонии омовения Божеств, которая происходит в Снана Веди – специальном алтаре для купания. Считается, что получение в день Снана-ятры даршана божества Джаганнатхи очищает от всех грехов.