“Если человек по каким бы то ни было причинам
не может поститься на протяжении четырех месяцев чатурмасьи,
то он может обрести все блага поста чатурмасьи,
просто соблюдая Бхишма-панчаку”.
[ Сута Госвами ]
Современный темп жизни зачастую не позволяет оставить повседневные занятия на четыре месяца Чатурмасьи. Для таких преданных существует четвёртый месяц Чатурмасьи, самый священный из четырёх – Картика (дамодара-врата). Если же по каким-то причинам преданные не способны соблюдать обеты даже в течение месяца Картики, то существуют пять последних дней месяца картики, начиная с экадаши до пурнимы (полнолуния), они традиционно называются Бхишма-панчака либо Вишну-панчака. В эти дни ушёл Бхишмадев. И так как у него нет потомков по рождению, преданные Кришны, считающиеся его духовными потомками, в эти дни предлагают ему подношения.
В «Хари-бхакти-виласе» говорится, что в Бхишма-панчаку, по возможности, следует соблюдать пост на определенные виды пищи ради удовлетворения Господа. Хотя этот пост не является обязательным, но соблюдение его в Бхишма-панчаку приносит такое же благо, как и от соблюдения поста в течение всей чатурмасьи. Кришна доволен теми, кто соблюдает эту аскезу как способу удовлетворить Его.
Бхишма-панчака: пост 4 месяцев – всего за 5 дней!
Пост Бхишма-панчака начинается со дня Уттхана Экадаши. В течение последних пяти дней месяца Дамодара нужно приложить все свои силы и совершить аскезу, чтобы доставить удовольствие Кришне.
В «Падма-пуране» говорится, что благодаря такой аскезе можно удовлетворить Господа и совершить духовный прогресс.
Как соблюдать пост Бхишма-панчаки
Есть три уровня строгого соблюдения этого поста:
1) Первый уровень (самый высокий) – в каждый из 5 дней принимать только один из 5 продуктов, которые получают от коровы:
• первый день — навоз (го-майя),
• второй день — мочу (го-мутра),
• третий день — молоко (кшира),
• четвертый день — йогурт (дадхи),
• пятый день — смесь всех продуктов коровы (панча-гавья).
Если вы не можете следовать этому посту, можно принять второй уровень поста. В Маяпуре преданные вместе с Е.С. Джаяпатакой Свами каждый год соблюдают именно второй уровень поста.
2) Второй уровень – на фруктах, орехах и кореньях. (Всё должно быть отварное или сырое, но не жареное, можно с чёрной солью (если нет чёрной, другую не используйте), без какого бы то ни было растительного или топлёного масла).
Обычный набор продуктов в этот пост следующий:
вареный картофель (обычный и сладкий), репа (сырая), арахис (вареный), изюм с фисташками, апельсины (сладкие), яблоки, груши, финики, манго, бананы.
Из специй и приправ – корень имбиря и куркумы (не молотый, т.к. в нём рисовая мука), можно добавлять только чёрную соль (если нет чёрной соли, другую использовать нельзя).
(Морковь и свекла не рекомендуются. Не употреблять и то, в чём много косточек: огурцы, гранаты, папайю, арбузы, дыни, гуаву.
Подавая пример того, как следовать этому посту, Е.С. Джаяпатака Свами в качестве Бхишма-панчака враты пил лишь фруктовые соки.
Если вы не можете следовать этому посту, примите третий уровень поста.
3) Третий уровень – на хавишье (разновидность кичри: рис и мунг-дал (любой). (Соль только чёрная (если нет чёрной, другую не используйте), без специй, без масла какого бы то ни было вида, но можно после окончания готовки добавить топлёное масло (гхи). По желанию – добавить молоко, определенные виды шака наподобие шпината.
Хавишья должна быть приготовлена за один раз, мунг-дал и рис кладут вместе. Когда снимаете хавишью с огня, готовка считается законченной. Больше её доваривать нельзя. Незамужние гопи принимали хавишью, когда молились богине Катьяяни (1).
Богиня Катьяяни – дочь легендарного мудреца Катьяяны.
У нее три глаза и восемь рук, тело золотого цвета.
Изображают эту богиню верхом на льве. В руках у нее различное оружие.
Выберите тот уровень поста из трёх, который более удобен для вас. Этот пост не должен мешать вашей садхане и обычному преданному служению. Количество прасада и время его приёма – обычные для вас.
Источники: “Падма-пурана”, Брахма-кханда, гл. 23; “Сканда-пурана”, Вишну-кханда, Карттика махатмья. гл. 32; Гаруда-пурана, Пурва-кханда, гл. 123.
Как прервать пост
Пост прерывается зернобобовой пищей, содержащей урад-дал (так как в последний месяц Чатурмасьи соблюдают пост на этот вид дала). Поскольку большинство преданных не употребляют урад-дал, то прерывать пост можно любой зернобобовой пищей.
Тот, кто соблюдает этот пост, обретает блага соблюдения всех постов и освобождается от последствий всех прошлых грехов. Таково могущество этого поста. Следовательно, каждый должен приложить все усилия и соблюсти этот пятидневный пост Бхишмадевы.
В эти дни мы можем поклоняться махаджану Бхишмадеве следующим образом:
Каждый день мы принимаем омовение в Ганге (матери Бхишмадевы) и три раза предлагаем ему воду Ганги, произнося мантру “ом бхишмадевая триптатам” – “предлагаю это подношение Бхишмадеве”. (Вода зачерпывается в сложенные ладони, предлагается этой мантрой и затем выливается в Гангу с кончиков пальцев все также сложенных ладоней). Ганга передает деду Бхишме это подношение воды.
Чтобы сделать подношение Бхишме, следует читать следующие мантры.
Тарпана
ом вайагхра падйа готрайа самкрити праварайа ча
апутрайа дадамйетат шалилам бхишмавармане
Аргхья
васунамаватарайа
шантаноратмаджайа ча
аргхйам дадами бхишмайа
аджанма брахмачарине
Пранама
ом бхишмах шантанаво бирах
сатйавади джитендрийах
абхирадбхиравапнату
путрапаутрочитам крийам
Если поблизости Ганга не протекает, то проделывайте это в уме. Также рекомендуется в эти дни повторять больше святых имён. В соответствии с “Гаруда-пураной”, во время Бхишма-панчаки предписано совершать различные виды поклонения, предлагая Господу подношения, которые перечислены ниже:
1. В первый день следует предлагать падму (лотос) стопам Господа.
2. На второй день следует предлагать листья билвы бедрам Господа (поскольку листья дерева билва дороги Господу Вишну, они очень дороги и Господу Шиве. Каждые три таких листка растут вместе и такое их соединение напоминает по форме трезубец Господа Шивы; эти листья обычно предлагают Шива-лингам).
3. На третий день следует предлагать гандху (благовония — нечётное количество) пупу Господа.
4. На четвертый день следует предлагать цветок джава плечам Господа.
5. На пятый день следует предлагать цветы малати голове Господа.
Если у вас нет всех этих цветов и листьв, то можно предлагать их Господу в уме. А если вы никогда не видели джавы, малати, лотоса и даже билвы, то можете заменить их вашими любимыми цветами (а билву — туласи) и с любовью предлагать Господу, но уже наяву.
Привлеките милостивое внимание Господа, произнося следующее: “Мой дорогой Господь, пожалуйста, прими мою любовь с этим цветком (благовонием)”. Помолитесь о чем-то сокровенном. Главное делать это с любовью. По крайней мере, с уважением и почтением. И любовь постепенно проснется в вашем сердце.
Удачи всем в соблюдении поста и преданном служении!
Примечание:
- Катьяяни – это есть гневная ипостась богини Дурги.
- Гопи возносили молитвы богине Катьяяти, в которых они просили её, чтобы Кришна стал их мужем.