Как же можно преодолеть влияние гун материальной природы?
Ответ на этот вопрос дается в Шримад-Бхагаватам 11.13.1:
«Три гуны, а именно благость, страсть и невежество, связаны с материальным разумом, а не с духовной душой. Развивая в себе качества, присущие материальной благости (саттва-гуне) можно преодолеть влияние гун страсти и невежества, а, развивая в себе качества, присущие трансцендентной благости (вишуддха-саттве), можно избавиться даже от влияния материальной благости».
В этом стихе есть несколько важных моментов:
-
Чтобы выйти из под влияния гун необходимо очистить свой разум, приобретая трансцендентное знание.
Это основополагающий принцип. В стихе подчеркивается то, что «три гуны связаны с материальным разумом». Разум играет очень важную роль в жизни человека, ибо решимость действовать тем или иным образом приходит из него. Он является вместилищем веры человека, а в зависимости от сформированной веры или мировоззрения, он будет жить, и действовать под влиянием соответствующего сочетания гун и достигать соответствующего результата в жизни. Вера человека может меняться, – это зависит от того, с кем он общается. Как говорится в известной пословице: «с кем поведешься, от того и наберешься». Чтобы обрести истинную веру, Веды рекомендуют нам общаться со святыми людьми, обладающими ей (ШБ 3.25.24). Такое общение пробуждает решимость двигаться по пути к освобождению от гун и достичь высшего состояния бытия, неподвластного гунам материальной природы. Поэтому, общаясь со святыми и систематически обучаясь духовной науке, каждый получает реальную возможность изменить свою жизнь и ее результат.
-
Освобождение от гун происходит постепенно. Сначала необходимо развить в себе качества, присущие материальной гуне благости (саттва-гуне) и так преодолеть влияние гун страсти и невежества.
Чтобы обрести чистый разум, необходимо ограничить свое общение с низшими гунами (страстью и невежеством) и общаться только с гуной благости, ибо, находясь под влиянием низших гун, человек будет преследовать корыстные цели в своих поступках, что будет осквернять его сознание и приводить к деградации. Но в гуне благости человек счастлив и потому его поступки становятся бескорыстными. Такой человек быстро очищается и обретает способность правильно выбирать то, что благоприятно для его духовного здоровья. Чтобы понять, как развить в себе влияние гуны благости, обратимся к наставлениям Кришны в Бхагавад-гите и Шримад Бхагаватам:
-
Закон влияния гун описывается в Бхагавад-гите 14.10:
«Иногда, о сын Бхараты, в человеке начинает преобладать гуна благости, одолевая страсть и невежество. Иногда гуна страсти побеждает невежество и благость, а иногда берет верх гуна невежества. Так между гунами материальной природы идет непрерывная борьба за превосходство».
Таким образом, проявлениями гун можно управлять, так как с помощью одной гуны можно победить другие. Если человек сосредотачивает свое сознание на одной из гун, ее влияние сразу же увеличивается за счет уменьшения влияния двух других гун. Поэтому, если человек сосредоточится на гуне благости, она, увеличиваясь, вытеснит влияние гун невежества и страсти из его жизни.
-
В Бхагавад-гите Кришна описывает различные сферы жизни человека.
В зависимости от того, в какой гуне протекают эти сферы жизни, человек будет попадать под влияние соответствующей гуны и достигать соответствующего ей результата. Ниже приводится таблица с описанием этих сфер жизни:
«Сферы жизни человека в различных гунах материальной природы»
СФЕРАВЛИЯНИЯ |
САТТВА (благость) |
РАДЖАС (страсть) |
ТАМАС (невежество) |
Пища(БГ17.8-10) |
Пища, которая увеличивает продолжительность жизни, очищает сознание, прибавляет сил, здоровья, приносит счастье и удовлетворение. Сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу пища. |
Пища чрезмерно горькая, кислая, соленая, пряная, острая, сухая и очень горячая. Является источником горя, страданий и болезней. |
Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков. |
Пожертво-вания (БГ17.20-22) |
Сделанные из чувства долга, а не в расчете на вознаграждение, которые делаются в надлежащее время, в надлежащем месте достойным людям |
Совершаются в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться их плодами или же неохотно |
Совершаются в нечистом месте, в неурочное время, по отношению к недостойному человеку и сделанные без должного внимания и уважения |
Отношение к предписанным обязанностям(БГ 18.7-9) |
Выполняет предписанные обязанности из чувства долга, без привязанности к плодам. |
Отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха. |
Перестает выполнять свои обязанности, введенный в заблуждение. |
Знание(БГ18.20-22) |
Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную форму |
Знание о том, что в разных телах находятся разные по природе живые существа |
Знание, привязывающее человека к одному виду деятельности как к единственно важному, не дающее представление об истине и отличающееся узостью и скупостью |
Деятельность (БГ18.23-25) |
Упорядоченная деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами |
Деятельность, требующая огромных усилий, направленная на исполнение собственных желаний и продиктованная ложным эго |
Деятельность, вызванная заблужде–ниями, противоречащая указаниям священных писаний, без учета ее порабощающих последствий, или деятельность с применением наси–лия, которая причиняет страдания другим живым существам |
Работник(БГ18.26-28) |
Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом и кто остается невозмутимым в успехе и неудаче |
Привязан к деятельности и ее результатам, движим желанием насладиться плодами своего труда, жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям |
Постоянно поглощенный деятель–ностью, противоречащей указаниям священных писаний, материалис–тичный и упрямый, обманывающий и постоянно оскорбляющий других, ленивый, всегда угрюмый, откладывающий все на потом |
Разум (БГ18.30-32) |
Разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению |
Разум, не способный отличить религию от безбожия, действие дозволенное от действия запрещенного |
Разум, принимающий безбожие за религию, а религию за безбожие, запутавшийся, погруженный во тьму и постоянно сбивающий человека с истинного пути |
Решимость(БГ18.33-35) |
Непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами |
Побуждает человека стремиться к плодам религии, материального благополучия и чувственных наслаждений |
Лишена рассудительности и не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии |
Счастье(БГ18.37-39) |
В начале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару; пробуждает человека к самоосознанию |
Возникающее от соприкосновения чувств с их объектами; в начале кажется нектаром, а в конце становится подобно яду |
Ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое вначале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией |
Следующая жизнь (БГ14.14,15,18) |
Попадает на высшие, чистые планеты великих мудрецов |
Рождается на планете типа Земля и занимается корыстной деятельностью |
Рождается среди животных или на низших (адских) планетах |
-
В Шримад Бхагаватам (11.13.4) описывается десять основных источников проникновения гун в сознание человека.
Через эти десять источников гуны материальной природы проникают в жизнь человека и связывают его. Зная о них, человек может сознательно оградить своё общение с низшими гунами, и, таким образом, защитить себя от их неблагоприятного влияния. Ниже приводится таблица с описанием этих 10 источников влияния гун:
«Десять основных источников проникновения гун в сознание человека»
ПРОВОДНИК ГУН |
САТТВА (благость) |
РАДЖАС (страсть) |
ТАМАС (невежество) |
Писание |
Религиозные книги |
Кама-сутра и подобная литература, бизнес книги |
Черная магия, боевики |
Жидкости |
Чистая вода, молоко |
Чай, кофе, кока-кола и т.п. напитки. |
Алкогольные напитки. |
Круг общения |
Святые люди и люди, ведущие чистый образ жизни. |
Люди, вовлеченные в активную деятельность, совершаемую ради обретения плодов. |
Люди, занятые деятельностью, связанной с причинением насилия другим живым существам, а также алкоголики, наркоманы и т.п. |
Место проживания |
Лес, деревня, природа |
Город |
Ночные клубы, казино, метро |
Время бодрствования |
Утро |
День |
Вечер и ночь |
Деятельность |
Деятельность, совершаемая ради очищения, а также обучение, проповедь, подвижничество. |
Деятельность, совершаемая ради собственной выгоды и наслаждения. |
Бессмысленная и греховная деятельность, приносящая беспокойство другим живым существам. |
Происхождение |
Семья брахманов или духовная семья. |
Семья правителей или семья торговцев. |
Семья рабочих или семья греховных людей. |
Объект медитации (сосредоточения) |
Брахман, вечная душа |
Деньги и другие драгоценности, земные и райские наслаждения. |
Постель, телевизор, опьяняющие средства, продукты насилия, сцены насилия. |
Произносимые звуки |
Воспевание ведических мантр и песен прославляющих Бога и преданность Ему. |
Разговоры о прибыли, песни о чувственном наслаждении. |
Разговоры о насилии, а также тюремные песни и песни алкоголиков и наркоманов. |
Обряды |
Ведические обряды, проводимые с целью очищения существования человека. |
Обряды, совершаемые с целью извлечения выгоды и наслаждения чувств. |
Обряды, совершаемые с целью доставить беспокойство или насилие другим. |
Таким образом, если Вы, используя свою свободу выбора, выберете определенную сферу своего существования либо в благости, либо в страсти, либо в невежестве, тогда Вы обязательно получите результат, приносимый влиянием этой конкретной гуны материальной природы (см. таблицу ниже).
«Результаты влияния различных гун материальной природы на человека»
Результат влияния различных гун на человека(ШБ11.25.16-18) |
Благость приносит человеку счастье, радость, праведность, знание, самообладание и другие достоинства. |
Страсть является причиной страданий, привязанности, сепаратизма, активности, тяжелой работы ради завоевания престижа и удачи, переживаний и борьбы. |
Невежество делает человека глупым, тупым, погруженным в безумие, скорбь и иллюзию. Он спит слишком много, углублен в ложные надежды и проявляет насилие. |
Итак, воспользовавшись этими таблицами, Вы сможете определить, какая гуна влияет на вас и понять, что Вам нужно делать, для того чтобы возвыситься до гуны благости. Так Вы сможете изменить свою жизнь к лучшему.
-
Чтобы избавиться от влияния даже материальной гуны благости, нужно развить в себе качества, присущие трансцендентной благости (вишуддха-саттве).
Для этого необходимо, живя в гуне благости, выполнять все свои обязанности как подношение Кришне. В противном случае, любые действия человека будут причиной его рабства в материальном мире. Кришна говорит об этом в Бхагавад-гите 3.9:
йаджнартхат кармано ‘нйатра
локо ’йам карма-бандханах
тад-артхам карма каунтейа
мукта-сангах самачара
“Любые обязанности следует выполнять как жертвоприношение Господу Вишну, иначе они приковывают человека к материальному миру. Поэтому, о сын Кунти, исполняй свой долг ради удовлетворения Вишну, и ты навсегда освободишся от материального рабства”.
Поскольку у человека есть два вида потребностей, – материальные и духовные, поэтому у него есть и два вида обязанностей:
-
Материальные обязанности – это действия, совершаемые для удовлетворения материальных потребностей 3-х видов:
-
Физические
-
Социальные или эмоциональные
-
Интеллектуальные
2. Духовные обязанности – это действия, совершаемые для удовлетворения потребностей вечной души.
Итак, если человек все свои действия посвящает Кришне, он постепенно осознает свою духовную природу и обретает вкус к действию в настроении слуги Кришны, ибо такая деятельность очищает и приносит радость душе. Так человек избавляется от ложного эгоизма.
Как действует человек, находящийся под влиянием ложного эго?
Когда человек находится под влиянием ложного эго (ложное самоотождествление), он думает, что сам совершает все свои действия. Он не сознает, что его тело – это механизм, созданный материальной природой, которая действует под надзором Верховного Господа, и не понимает, что, в конечном счете, находится во власти Кришны.
Вот что об этом говорится в Бхагавад-гите 3.27:
пракритех крийаманани
гунайх кармани сарвашах
аханкара-вимудхатма
картахам ити манйате
«Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы».
Именно по наличию ложного эго можно судить об обусловленности человека гунами материальной природы. Ложное эго проявляется двояко – «Я» и «Мое». Если человек сосредоточен на самом себе или на том, что он считает своим, и мыслит этими категориями, он будет находиться во власти материальных гун.
Однако, если человек воспользуется процессом преданного служения, он сможет постепенно осознать свою истинную духовную природу и выйти из под власти материи. Такой преданный сознаёт себя слугой Господа, а Его своим возлюбленным Господином. В таком сознании он легко преодолевает влияние материальной энергии. Кришна подтверждает это в Бхагавад-гите 7.14:
дайви хй эша гуна-майи
мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте
майам этам таранти те
«Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из под ее власти».
Итак, тот человек, который сознательно живет в благости и, посвящая всю свою деятельность Кришне, постоянно думает о Нем, постепенно очищается от эгоистического сознания и поднимается над гунами материальной природы.