Каково же предназначение материального мира?
Материальный мир создается с двумя целями:
-
Предоставить возможность живому существу наслаждаться отдельно от Господа.
-
Предоставить возможность живому существу вернуться в свое изначальное положение в духовном мире.
Для достижения обоих целей Господь дал Ведическое знание, которое, соответственно, делится на две части:
-
Апара-видья — материальное знание, позволяющее достичь 1-й цели
-
Пара-видья — духовное знание, позволяющее достичь 2-й цели
Если человек хочет наслаждаться отдельно от Кришны — он может воспользоваться материальным знанием, апара-видьей, и «счастливо» жить в материальном мире. Однако, если человек, осознав бренность и ограниченность материального счастья, пожелает опять воссоединиться с Кришной, он может, воспользовавшись пара-видьей — духовным знанием, вернуться назад в духовный мир.
Таким образом, Господь не посягает на свободу выбора живого существа и позволяет ему действовать по своему усмотрению: либо в связи с Ним, либо отдельно о Него. Однако, как мы уже упоминали в Уроке 15, для живого существа материальные наслаждения совершенно незначительны. Природа живого существа не незначительна, однако недостаточна. Без соприкосновения с хладини-шакти (энергией блаженства) во внутренней энергии, живое существо никогда не испытает абсолютного, безграничного счастья.
Поэтому главное предназначение материального мира состоит в том, чтобы помочь живому существу развить утраченную любовь к Кришне и вернуться в своё изначальное положение в духовном мире.
Кто является высшей причиной сотворения материального мира?
Высшей причиной соТворения материального мира является Кришна. Однако Сам Кришна непосредственно не связан с Творением, Он творит при помощи Своих особых воплощений. И хотя всё это материальное мироздание возникает по воле Господа и при Его личном участии, тем не менее, Он всегда остаётся невидимым для обусловленных живых существ, ибо, для того чтобы наслаждаться отдельно от Него, им нужно находиться в иллюзии того, что Бога нет. Господь раскрывает Себя только Своим преданным.
В какой из Своих многочисленных форм Кришна осуществляет Творение?
Кришна осуществляет материальное Творение при помощи Своих особых воплощений — пуруша-аватар (пуруша — «наслаждающийся», аватара — «Тот, Кто нисходит из духовного мира»). В комментарии к Шримад-Бхагаватам 6.16.37, Шрила Прабхупада кратко перечисляет воплощения Кришны, чтобы пояснить происхождение пуруша-аватар:
«…Из Кришны, или Говинды, появляется Баларама; из Баларамы появляется Санкаршана; из Санкаршаны появляется Нараяна; из Нараяны появляется второй Санкаршана; из второго Санкаршаны появляется Маха-Вишну; из Маха-Вишну появляется Гарбходакашайи Вишну; и из Гарбходакашайи Вишну появляется Кширодакашайи Вишну, Который контролирует всю вселенную…».
Итак, существует три воплощения-пуруши, создающие и поддерживающие материальное проявление:
-
Маха-Вишну (или Каранодакашайи Вишну) — возлежит в Причинном океане (океане Карана-джала) и проявляет все вселенные, которые появляются из пор Его кожи при Его выдохе, а при вдохе вновь входят в Него. Бросая взгляд на материальную энергию, Он приводит её в движение и творит все необходимые ингредиенты для создания вселенных.
-
Гарбходакашайи Вишну — входит внутрь каждой вселенной и возлежит там на водах вселенского океана Гарбходака. Из Его пупка вырастает лотос, на цветке которого рождается первое живое существо — Брахма. Внутри лотоса расположены все планетные системы вселенной.
-
Кширодакашайи Вишну — входит в каждый атом Творения и в сердце каждого живого существа и таким образом становится Сверхдушой всех материальных объектов — и живых, и неживых, поддерживая материальное мироздание.
Шрила Прабхупада так описывает процесс сотворения материального мира в комментарии к Шримад-Бхагаватам 2.5.33:
«…В определенном месте духовного неба (брахмаджйоти) время от времени появляется духовное облако, и закрытая им часть неба носит название махат-таттвы. Тогда Господь в образе Маха-Вишну — полной части Господа — ложится на воды махат-таттвы, называемые Причинным океаном (океаном Карана-джала). Возлежащий в Причинном океане Маха-Вишну погружается в сон, и во время Его сна на свет появляются бесчисленные вселенные, порожденные Его дыханием. Эти вселенные плавают по Причинному океану, и все они существуют только в течении одного вздоха Маха-Вишну. Тот же Маха-Вишну, принимая образ Гарбходакашайи Вишну, входит в каждую из них и ложится там на Свое собственное воплощение — Шешу, имеющего облик змеи. Из живота Вишну вырастает лотос, на котором рождается Брахма, владыка данной вселенной. Брахма создает всё многообразие форм живых существ во вселенной, соответствующее спектру их желаний, а также Солнце, Луну и других полубогов.
Таким образом, главным конструктором материального мироздания является Сам Господь, что подтверждается и в Бхагавад-гите 9.10. Только по Его велению материальная природа создаёт все виды движущихся и неподвижных существ…».
Каковы основные этапы Творения материального мира?
Сотворение материального мира происходит в два основных этапа:
-
Сарга – первичное Творение, осуществляемое Господом Вишну; в это время возникают пять грубых материальных стихий, пять объектов чувственного восприятия, десять органов чувств, а также ум, разум, ложное эго и совокупная материальная энергия.
-
Висарга – вторичное Творение, осуществляемое Брахмой, который создает все подвижные и неподвижные тела во вселенной.
Итак, высшей причиной Творения является Господь Шри Кришна, который в форме Своего частичного воплощения — Маха-Вишну — создает материальные первоэлементы, составляющие «семя» Творения. Вторичный творец вселенной это Брахма — первое сотворённое существо. Он уполномочен управлять гуной страсти в масштабах данной вселенной, и, являясь вторичным творцом, поливает «семя» Творения, из которого вырастает вся вселенная.