Какие материальные первоэлементы возникают в результате соприкосновения ложного эго с тремя гунами материальной природы?
Под влиянием времени, ложное эго, в сочетании с тремя гунами, трансформируется в три вида:
-
Вайкарика — ложное эго в гуне благости
-
Тайджаса — ложное эго в гуне страсти
-
Тамаса — ложное эго в гуне невежества
Вайкарика.
В результате трансформации ложного эго в гуне благости возникает материальный ум, который, порождая мысли и образы, формирует наши желания. Ум произрастает из желания души. Если желание чисто, т.е. бескорыстно, тогда ум, развивающийся из него, духовен. Если желание нечисто, тогда из него развивается тонкая материя в гуне благости. Согласно Шримад-Бхагаватам (11.2.38), функцией ума является принятие и отвержение (санкалпа-викалпа). Материальный ум принимает и отвергает что-либо, исходя из желания чувственного материального наслаждения.
Также результатом вайкарики является появление полубогов, управляющих деятельностью тела (см. Шримад-Бхагаватам 2.5.30). Важно понять, что на этом этапе Творения появляется лишь принцип полубогов, без конкретных живых существ, исполняющих функции этих полубогов.
Тайджаса.
Это ложное эго в гуне страсти. Под влиянием времени тайджаса порождает интеллект (разум). Функция интеллекта — анализировать/определять природу объектов, попадающих в поле зрения живого существа и помогать его чувствам. Проявление разума в живом существе можно определить по признакам, описанным в Шримад-Бхагаватам 3.26.30:
«Сомнение, заблуждение, верное представление, память и сон, выполняющие различные функции, считаются отличительными признаками интеллекта».
Дальнейшая трансформация ложного эго в гуне страсти приводит к возникновению праны, жизненной энергии, а также пяти познающих и пяти действующих чувств. Это объясняется в Шримад-Бхагаватам 3.26.31:
«Эго в гуне страсти порождает два вида чувств: познающие и действующие. Действующие чувства связаны с жизненной энергией, а познающие — с интеллектом».
Действующие чувства |
Познающие чувства |
Речь |
Слух |
Руки |
Осязание |
Ноги (орган передвижения) |
Зрение |
Гениталии (орган продолжения рода) |
Вкус |
Анус (орган вывода отходов из тела) |
Обоняние |
-
Действующие органы чувств связаны с жизненной энергией
-
Познающие органы чувств связаны с интеллектом
Жизненная энергия, манипулируя действующими органами чувств, поддерживает своё существование в теле. А разум, чтобы выстоять в суровой борьбе за существование, прибегает к помощи познающих органов чувств. Так как борьба за существование — это проявление гуны страсти, то, следовательно, все органы чувств, а также управляющие ими разум и жизненная энергия (прана), являются порождением и побочными результатами деятельности ложного эго в гуне страсти. Шрила Прабхупада поясняет в комментарии к Шримад-Бхагаватам 3.26.31:
«…оба вида чувств — познающие и действующие — порождены эго в гуне страсти, а поскольку для того, чтобы действовать и познавать, органам чувств необходима энергия, то жизненная энергия, или энергия жизни, тоже возникает из эго в гуне страсти. Поэтому в жизни мы видим, что люди, находящиеся преимущественно под влиянием гуны страсти, очень быстро достигают материального благополучия. Веды, чтобы побудить человека к материальной деятельности, рекомендуют стимулировать его сексуальное желание, поскольку секс является олицетворением жизни в гуне страсти. Но те, кто стремятся к духовному прогрессу, должны полностью избавиться от влияния гуны страсти и достичь уровня гуны благости…».
Тамаса.
Эго в гуне невежества называется тамасой. Трансформируясь, под воздействием времени, тамаса порождает пять материальных элементов, пять объектов этих элементов и пять органов для их восприятия. Процесс создания грубых элементов, их объектов и органов восприятия начинается с более тонких и развивается к более грубым:
-
Эфир. Самым тонким объектом грубых материальных элементов является звук. Звук даёт начало эфиру. Иногда говорится, что эфир — это пространство. Кроме того, звук является источником органа слуха — уха. Мудрецы, обладающие истинным знанием, определяют звук, как субстанцию, представляющую собой тонкую форму эфира, и которая передаёт представление о предмете и указывает на присутствие говорящего. Функции и признаки эфира заключаются в том, что он предоставляет место для внешнего и внутреннего бытия всех живых существ, то есть, является полем деятельности:
-
Жизненного воздуха
-
Чувств
-
Ума
Из этого можно видеть, как тонкий ум связан с грубой материей. Другими словами, деятельность ума или психическая деятельность, проявляющаяся в мышлении, эмоциях и желаниях, протекает в эфире (пространстве). Когда человек умирает, умственная деятельность, обладающая тонкой формой, со временем преобразуется в грубую форму.
-
Воздух. Сотворённый звуком эфир под влиянием времени подвергается следующей трансформации, и на свет появляется тонкий по природе объект осязания — касание, а из него образуется воздух и орган осязания. Мягкость и твёрдость, холод и тепло — таковы характеристики, воспринимаемые осязанием, которое представляет собой тонкую форму воздуха. Воздух отвечает за движение, смещение и нормальное функционирование всех органов чувств, он также предоставляет возможность приблизиться к объектам звука и переносит другие объекты чувств.
-
Огонь. С течением времени в процессе эволюции воздух трансформируется в огонь, который приобретает форму, и глаз, воспринимающий форму и цвет огня. Форму и цвет мы можем воспринимать глазами при условии наличия солнца, сияние которого является чувственным объектом глаза.
-
Вода. Повинуясь высшей воле, огонь подвергается дальнейшей трансформации, порождая тонкий по природе объект вкуса. Из вкуса возникает вода, а также язык, который ощущает вкус. Поскольку вкус возникает из воды, язык всегда увлажнён слюной. Смешиваясь с различными веществами, изначально единый вкус принимает различные формы, становясь вяжущим, сладким, горьким, острым, кислым и солёным. Также вода характеризуется способностью увлажнять другие вещества, приносить чувство удовлетворения, поддерживать жизнь, размягчать предметы, уменьшать жар и освежать, утоляя жажду. Благодаря воде происходит смешение элементов. Чтобы замесить тесто, к муке добавляют воду; чтобы построить дом, требуются кирпичи, для производства которых используется вода. Огонь, воздух и вода являются элементами, связующими всё материальное мироздание.
-
Земля. Далее, под влиянием высшей воли, вода порождает тонкий элемент запаха. В результате появляются земля и орган обоняния, с помощью которого мы ощущаем всю гамму присущих земле запахов.
Так появляются пять грубых материальных элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля), пять объектов этих элементов (звук, касание, форма, вкус и запах) и пять органов их восприятия (ухо, орган осязания, глаз, язык и нос). Каждый последующий материальный элемент сохраняет качества предыдущего:
-
Эфир — звук
-
Воздух — звук, касание
-
Огонь — звук, касание, форма
-
Вода — звук, касание, форма, вкус
-
Земля — звук, касание, форма, вкус, запах
Нетрудно заметить, что земля является средоточием всех качеств, присущих также остальным элементам. Всего земля обладает пятью качествами грубых элементов, у воды их четыре, у огня — три, у воздуха — два, а небу присуще только одно качество — звук. Так, исследуя качества различных элементов, проницательный человек может увидеть причину их появления.
В Шримад-Бхагаватам 3.26.49 говорится:
«Поскольку причина присутствует и в следствии, признаки причины можно обнаружить в следствии. Вот почему только земля содержит в себе отличительные качества всех остальных элементов».
Итак, причиной появления земли является вода, причиной воды — огонь, причиной огня — воздух, причиной воздуха — эфир, причиной эфира — звук, а причиной звука — эго в гуне невежества (тамаса). Эго в гуне невежества возникает благодаря взгляду Маха-Вишну, который активизирует три гуны материальной природы и привносит в махат-таттву живые существа. Причина появления Маха-Вишну — Второй Санкаршана, причина Второго Санкаршаны — Господь Нараяна, причина Нараяны — Первый Санкаршана, причина Первого Санкаршаны — Баларама, а причина Баларамы — Господь Кришна, Верховная Божественная Личность. Поэтому Кришна является причиной всех причин.
Любой разумный человек, проследив динамику трансформации материального мира из непроявленного состояния в проявленное, придёт к пониманию, что это возможно только благодаря присутствию высшей воли, воли Бога. Без Его воли материальные элементы не способны даже соединиться вместе, не говоря уже о том, чтобы иметь определённое предназначение.
Вот что об этом говорится в Шримад-Бхагаватам 3.26.18:
«Являя Свои энергии, Господь, Верховная Божественная Личность, соединяет различные материальные элементы, находясь внутри них в образе Сверхдуши и вне их в образе вечного времени».
Важно отметить, что весь процесс Творения происходит от тонкого к грубому. Этот принцип находит свое отражение как 2-ой закон термодинамики, принятый современной наукой. Самая тонкая реальность — духовная, поэтому источником материального мира является, в конечном итоге, дух.
Как осуществляется вторичное Творение — висарга?
Далее Господь Брахма (первое живое существо во вселенной), наделённый особыми полномочиями соединять материальные первоэлементы в разнообразные формы, осуществляет вторичный этап Творения. Он медитирует на духовные звуки, олицетворяющие собой духовные формы и, видя эти формы, творит по их подобию и на их основе материальные формы. «Все многообразные искаженные материальные формы имеют свой точный духовный прообраз в духовном мире» (Шримад-Бхагаватам 2.6.1, комм.). Так постепенно во вселенной появляются 8400000 форм жизни, в которые, в соответствии со своим уровнем сознания и деятельностью в прошлом, воплощаются обусловленные живые существа.