Урок 26. ВЫБОР ДУШИ

Автор: | 31.07.2020

Почему живое существо оставляет любовь и гармонию духовного мира и оказывается узником материального мира? Почему кто-то находится в духовном мире, а кто-то в материальном? Кто определяет, где живому существу находиться?

Ответ очень прост — определяет, где ему находиться, само живое существо. Относясь к пограничной энергии Кришны и являясь Его маленькой отделенной частицей вибхинна-амшей, живое существо вечно наделено этой свободой выбора — служить своим чувствам или же служить Кришне. Когда оно выбирает служение чувствам, его называют го-даса — «слуга чувств», а когда оно выбирает служение Кришне, его называют кришна-даса — «слуга Кришны». Тот, кто служит Кришне, перестает быть рабом чувств и ума, а напротив, становится их господином. Поэтому по-другому такого человека называют го-свами — «господин чувств». До тех пор, пока живое существо по собственному выбору остаётся слугой Кришны, оно будет свободно от оков материи. Но, когда оно желает эгоистического наслаждения, и, таким образом, оставляет служение Кришне, его очаровывает материя, и оно попадает под воздействие её строгих законов. Но где бы ни находилось живое существо, оно всегда будет оставаться слугой, ибо такова его вечная природа.

Действительно ли служение является вечной природой живого существа или его неотъемлемым качеством?

Шрила Прабхупада объясняет это во введении к Бхагавад-гите (стр. 38):

«…каждое живое существо постоянно кому-нибудь служит. Одно живое существо всегда служит другим — по-разному, в разных качествах, получая от этого удовольствие. Животные служат людям, как слуги — хозяевам, А служит хозяину Б, Б служит хозяину В, который, в свою очередь, служит хозяину Г, и так далее. Мы видим, как служат друг другу друзья, как мать служит сыну, жена — мужу, муж — жене, и так без конца. Продолжив это наблюдение, мы убедимся, что все без исключения живые существа кому-нибудь служат… Таким образом, …можно с уверенностью заключить, что служение является вечным атрибутом и вечной религией всех живых существ…».

Итак, где бы ни находилось живое существо — в материальном или духовном мирах — оно всё равно будет оставаться слугой, ибо такова его природа. Попадая в материальный мир, живое существо, в соответствии с уровнем своей веры, принимает различные виды временного служения или долга, пытаясь реализовать свою потребность в служении. В духовном же мире оно радостно служит Верховному Господу, окруженному Своими вечными спутниками.

Таким образом, различают два вида религии или долга живого существа:

  • дхарма — временная религия или временный долг живого существа, принимаемый им в обусловленном материей состоянии.

  • санатана-дхарма — вечная религия, или вечное предназначение живого существа

О разнице между дхармой (временной религией) и санатана-дхармой (вечной религией) говорится во введении к Бхагавад-гите (стр. 37):

«…Значение слова «религия» несколько отличается от понятия санатана-дхармы. Слово «религия» несет в себе идею веры, а веру, как известно, можно сменить. Кто-то из нас сегодня может верить в один путь, а завтра перестать верить в него и начать верить во что-то другое. Между тем, санатана-дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять. К примеру, у воды невозможно отнять то, что она жидкая, также как тепло нельзя отделить от огня. Аналогичным образом, у вечного живого существа нельзя отнять его вечную деятельность…».

Итак, дхарма — временный долг живого существа, связан с его пребыванием в материальном мире. Дхарма может изменяться даже в течении одной жизни человека и зависит от сформированной у него разновидности веры (мировоззрения) и степенью самоотождествления. Однако санатана-дхарма, вечное предназначение живого существа остаётся неизменным.

О том, в чём же заключается этот вечное предназначение живого существа — его изначальное положение, говорит Шри Чайтанья Махапрабху в Чайтанья-чаритамрите (Мадхья 20, 108):

дживера ‘сварупа’ хайа – кришнера ‘нитья-даса’

«Изначальное положение каждого живого существа — быть вечным слугой Кришны…».

Таким образом, служение Верховной Божественной Личности является вечным предназначением живого существа, его неотъемлемым качеством. Поскольку игры Кришны исполнены ананды — «блаженства», то когда живое существо, приобщается к этим вечным играм через процесс преданного служения, оно также погружается в океан блаженства.

Шрила Прабхупада говорит во введении к Бхагавад-гите (стр.39):

«…Другого способа стать счастливыми не существует. Мы не можем быть счастливы сами по себе, точно так же как ни одна часть нашего тела не может быть счастливой, не сотрудничая с желудком. Живое существо не способно испытывать счастье, если не занимается трансцендентным преданным служением Верховному Господу…».

Итак, пока живое существо остаётся отделённым от служения Кришне, оно будет отделено и от океана счастья, которого так ищет. Погрузиться в этот океан возможно только отдав себя служению Кришне с чистой любовью и преданностью, которой можно научиться лишь у Его чистых преданных.

Что это означает отдать себя служению Кришне в нашей реальной жизни?

Как уже объяснялось в прошлом уроке, предаться Кришне не означает просто бросить всё, оставив активную деятельность. Это практически невозможно. Нет, предаться Кришне, означает: всё то, что делает человек и то, с чем он соприкасается, посвящать Кришне.

Кришна советует делать именно это в Бхагавад-гите 9.27:

йат кароши йад ашнаси

йадж джухоши дадаси йат

йат тапасйаси каунейа

тат курушва мад-арпанам

«Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, что бы ни отдавал и какую бы тапасью (аскетический подвиг) ни совершал, делай это, о сын Кунти, как подношение Мне».

Того, кто предается Ему, Кришна обещает защитить от всех греховных реакций (Бхагават-Гита 18.66):

сарва-дхарман паритйаджйа

мам экам шаранам враджа

ахам твам сарва-папебхйо

мокшайишйами ма шучах

«Оставь все религии (дхармы) и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего».

Подводя итог можно сказать, что живые существа всегда имеют право выбора, как в духовном, так и в материальном мире. Воспользовавшись этим правом, они оказались в материальном мире и, воспользовавшись этим же правом, они могут опять оказаться в духовном мире. Если человек, познав природу материального и духовного миров, в глубине сердца примет решение вернуться в своё изначальное положение в духовном мире, то, не смотря на свою обусловленность, он непременно сможет сделать это. Сам Кришна будет помогать ему на этом пути.

Поскольку живые существа, попавшие в материальный мир, делают свой выбор ещё в духовном мире, где не властвует материальное время, их материальное рабство называют «не имеющим начала» — анади, а их самих — «вечно обусловленными». Но тех, кто свободен от материального рабства, называют «вечно освобождёнными». Став узниками материального мира, живые существа, в зависимости от степени обусловленности, принимают определенный вид временных обязанностей, которые называются дхармой и постепенно забывают о своём вечном предназначении. Чтобы вырваться из этого обусловленного состояния необходимо принять санатана-дхарму — чистое преданное служение Кришне, которое является вечным предназначением каждого. Однако этому искусству служения Господу необходимо обучиться у истинного духовного учителя и других опытных преданных Кришны. Такую удивительную возможность предоставляет человечеству общество сознания Кришны, в котором человек может обучиться этому вечному искусству. Воспользовавшись этой возможностью, Вы сможете приобщиться к служению Кришне и, пробудив в себе чистую любовь, восстановить свои утраченные отношения с Ним.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.