Ведическое знание получено из трансцендентных источников, и первым облёк его в слова Сам Господь.Введение к «Бхагавад-гита как она есть»
Ниже приведены отрывки из лекции А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады, прочитанной 6 октября 1969 года в Конвей-холле (Лондон, Англия).
Что такое Веды?
Что такое Веды? Санскритский глагольный корень «веда» можно истолковывать по-разному, но у него в конечном итоге одно значение. «Веда» – это знание.
Веды не являются творением человеческой мудрости. Ведическое знание пришло из Духовного Мира от самого Господа.
Другое название Вед – шрути. Словом «Шрути» называют знание, которое приобретают с помощью слушания. Это не эмпирическое знание. Шрути можно уподобить матери. От матери мы узнаем об очень многом.
Например, если вы хотите узнать, кто ваш отец, кто может ответить вам? Только ваша мать. Если ваша мать скажет: «Вот твой отец» – то вам придется согласиться с этим. Установить личность отца с помощью эксперимента невозможно. Аналогично этому, если вы хотите познать нечто, выходящее за пределы действия ваших чувств, вы должны принять Веды. В этом случае не может быть и речи об экспериментировании. «Все эксперименты были уже поставлены. Всё уже установлено. Мнение матери, например, должно быть признано истинным». Другого пути нет.
Веды называют матерью, а Брахму – дедом, предком, так как он был первым, кто получил ведическое знание и передал его своему сыну Нараде и другим ученикам и сыновьям, а они в свою очередь передали своим ученикам. Так ведическое знание передается по цепи ученической преемственности. В «Бхагавад-гите» (4.2.) так же подтверждается, что ведическое знание передается этим путем: «Так эта великая наука передавалась по цепи духовных учителей, и её постигали праведные цари. Но с течением времени цепь учителей прервалась, и это знание в его первозданном виде было утрачено».
Трансцендентное знание
Ведическое знание называют шабда-праманой или по-другому шрути. Шрути означает, что это знание должно быть получено с помощью слушанья. Веды учат, что если мы хотим понять эту трансцендентную науку, то должны слушать человека, сведующего в этом вопросе.
Трансцендентное знание приходит из-за пределов вселенной. Знание, доступное в этой вселенной, – это материальное знание, а знание за ее пределами – трансцендентное знание.
Нам не по силам достичь границ даже этой вселенной, не говоря уже о духовном мире. Следовательно, обрести полное знание невозможно.
Духовный мир действительно существует. Существует иная природа, которая лежит за пределами проявленного и непроявленного. Но как можно узнать о существовании той вселенной, где и планеты и их обитатели вечны? Все это существует, но как вы поставите эксперименты? Это невозможно. Поэтому мы должны прибегнуть к помощи Вед. Это называется ведическим знанием.
В «Брахма-самхите» говорится: «Отправляйтесь в путешествие на самолете, который движется со скоростью мысли». Наши материальные самолеты могут двигаться со скоростью три тысячи километров в час, но какова скорость мысли? Вы сидите дома, вдруг вы подумали об Индии, находящейся скажем, за десять тысяч километров от вас и сразу очутитесь там. Ваши мысли перенеслись туда. Так велика скорость мысли.
Поэтому говорится: пропутешествовав миллионы лет со скоростью мысли, вы убедитесь в том, что духовное небо безгранично. К нему невозможно даже приблизиться. Вот почему в Ведах утверждается, что человек должен, а точнее обязан обратиться к истинному духовному учителю, усвоившему сущность вед из авторитетного источника.
Веды в эпоху Кали-юги
Первоначально существовала только одна Веда и читать её не было необходимости. Люди были настолько разумны и имели такую хорошую память, что могли понять её, лишь однажды услышав из уст духовного учителя. Они могли сразу же постичь смысл сказанного. Но 5000 лет назад Вьясадева записал Веды для людей этого века Кали-юги. Он знал, что со временем жизнь людей сократится, а память их ослабеет, разум притупится.
«Поэтому я должен учить ведической мудрости, записав ее», – подумал он. Он разделил Веды на четыре части: “Риг”, “Саму”, “Атхарву” и “Йаджур” и поручил эти части своим ученикам. Потом он подумал о людях, не обладающих сильным разумом: стри, шудрах и двиджа-бандху. Он принял во внимание женщин, шудр (рабочих), и двиджа-бандху (тех, кто родился в образованной семье, но лишен соответствующих качеств). Для них он составил «Махабхарату», назвав так историю Индии и восемнадцать Пуран.
Всё это: Пураны, Махабхарата, четыре Веды и Упанишады – составляют ведическую литературу. Упанишады являются частью Вед. Затем Вьясадева обобщил все ведическое знание для ученых и философов в «Веданта-Сутре». Это последнее слово Вед: (Вед-Анта: конец Вед).
Вьясадева лично записал «Веданта-Сутру», следуя наставлениям Нарады, своего духовного учителя и впоследствии написал так же совершенный комментарий к «Веданте» – «Шримад-Бхагаватам», который как и «Веданта-Сутра» начинается словами «джанмади асйа йатах»: «Абсолютная истина – это то, из чего всё исходит».
Поклонение Тебе, О Вьяса, обладающему Мудростью, чьи глаза подобны лепесткам лотоса.
Ты тот, Кто зажег лампаду – Знания, заполненную маслом – Махабхараты
Если всё исходит из Абсолютной истины, то какова природа Абсолютной истины? Это разъясняется в «Шримад-Бхагаватам». Абсолютная истина должна обладать сознанием. Она самосветящаяся (сва-рат). Мы развиваем своё сознание и углубляем познания, получая знания от других, но о нём сказано, что Он самосветящийся. «Веданта-Сутра» в сжатой форме обобщает ведическое знание, и сам автор разъясняет её в «Шримад-Бхагаватам».
Тот, кто в полной мере постиг ведическую истину, знает, что любое решение следует согласовывать с учением предыдущих ачарьев.
Шрила Прабхупада не раз подчеркивал: это учение не ново, это не новоизобретенная религия. Мы вкушаем пищу, которую оставили нам предыдущие ачарьи. В одном из своих комментариев Шрила Прабхупада говорит, что все его пояснения к «Шримад-Бхагаватам» основаны на авторитетных наставлениях его духовного учителя. Он доносил истину такой, какой она дошла до него по цепи ученической преемственности.
Лишь тот, кто следует парампаре, обретает подлинное понимание высшей ведической мудрости и способность правильно объяснять Веды.
Шрила Прабхупада
Примером тому являются великие вайшнавские ачарьи, которые на основании глубокого понимания высшей истины Вед очень смело, уверенно и бескомпромиссно говорят о подлинном учении Вед.