Наша материальная вселенная представляет собой крошечную часть совокупного творения Господа. В ней расположено множество планетных систем, населяемых живыми существами с разными уровнями духовного сознания. Развив свое сознание до определенного уровня, мы можем перенестись на желанную планетную систему. Но высшая цель любого живого существа – духовные планеты Вайкунтхи, лежащие выше этого материального проявления.
Творение Господа
Веды говорят, что творение Господа безгранично. Оно разделено на материальный и духовный миры. Материальный мир состоит из низших, средних и высших планет. Наша планета Земля относится к планетам среднего уровня. Это единственное место во вселенной, где живое существо зарабатывает последствия (карму) за свои действия. Господь Брахма, Творец Вселенной, подтверждает важность человеческой формы жизни:
«Дорогие полубоги, человеческая форма жизни столь ценна, что даже мы стремимся родиться людьми, ибо только человеку дано в совершенстве постичь смысл религии и обрести совершенное знание».
«Шримад-Бхагаватам», 3.15.24
Благодаря нашим действиям, желаниям и сознанию, которое развили, мы готовим себе место для следующих перерождений. Можно отправиться на низшие планеты, где все создано для чувственных удовольствий и нет места Богу, остаться на средних планетах для продолжения духовного развития или понаслаждаться на райских планетах, «отрабатывая» хорошую карму. Рай можно сравнить с курортом, куда попадают праведники, ведя достойный образ жизни. Но рай не вечен, и когда плоды благочестивых действий заканчиваются, его обитатели вынуждены снова рождаться на Земле, чтобы зарабатывать хорошую карму для новых наслаждений. На планетных системах выше райских обитают духовно развитые живые существа, там есть неограниченные возможности как для преданного служения Господу, так и для удовлетворения собственных чувств.
Продолжительность жизни на разных планетах материального мира различается, но ни на одной она не является вечной. В «Бхагавад-гите» (8.16) Кришна говорит:
«Все планеты материального мира, от высшей и до низшей, – это юдоль страданий, где каждый вынужден снова и снова рождаться и умирать. Но тот, кто достиг Моей обители, уже никогда не родится здесь».
«Бхагавад-гита» (8.16)
Жизнь человека предназначена для самопознания, чтобы, осознав свою истинную природу и взаимоотношения с Богом, он смог вернуться в духовный мир, где царит атмосфера гармонии, счастья, знания и вечности.
Описание духовных планет
Планеты духовного мира называются Вайкунтхами, что означает «место, где нет тревог». Считается, что духовный мир включает в себя три четверти творения Верховного Господа, а материальный мир – одну четверть. Однако никто не в состоянии понять, что представляют собой эти три четверти, так как даже материальную вселенную описать во всей полноте невозможно. Познакомимся с одной из историй о творении Господа.
Однажды Брахма, творец этой вселенной, прибыл в Двараку, чтобы увидеться с Господом Кришной. Услышав о его приходе, Кришна поинтересовался у своего привратника, какой именно Брахма пришел. Привратник спросил Брахму, который чрезвычайно удивился такому вопросу. Он ответил, что пришел Брахма, являющийся отцом четырех Кумаров и имеющий четыре головы. Привратник сообщил об этом Кришне и затем проводил Брахму внутрь. Брахма склонился к лотосным стопам Шри Кришны, а Кришна, оказав ему должные почести, поинтересовался, какова цель его прихода.
«Я расскажу Тебе, зачем я пришел сюда, – ответил Брахма, – но прежде рассей, пожалуйста, мое сомнение. Твой привратник сказал мне, что Ты велел узнать, какой именно Брахма пришел к Тебе. Позволь спросить: разве, кроме меня, есть еще какие-то другие Брахмы?»
Услышав это, Кришна улыбнулся и тотчас созвал всех Брахм из множества других вселенных. Четырехголовый Брахма увидел, как многочисленные Брахмы явились к Кришне и стали выражать Ему почтение. У некоторых Брахм было десять голов, у других — двадцать, сто и даже миллион. Четырехголовый Брахма не мог сосчитать сколько других Брахм прибыли поклониться Господу Кришне. Потом Кришна созвал многих других полубогов из разных вселенных. Увидев эту поразительную картину, четырехголовый Брахма растерялся и почувствовал себя комаром среди множества слонов. Увидев столько полубогов, склоняющихся к лотосным стопам Кришны, Брахма понял, что могущество Кришны безгранично, и никто не в состоянии измерить его.
Глядя на Кришну, каждый Брахма думал, что Кришна находится только в его вселенной. Затем Кришна попрощался со всеми Брахмами, и они, еще раз поклонившись Ему, вернулись каждый в свою вселенную. Став свидетелем этой сцены, четырехголовый Брахма припал к стопам Кришны и сказал: «Все мои прежние представления о Тебе – просто глупости. Люди могут заявлять, что в совершенстве познали Тебя, но что касается меня, то я не способен даже отдаленно представить себе, насколько Ты велик. Ты для меня непостижим».
Планеты Вайкунтхи безграничны, им нет числа. На каждой из этих планет пребывает Верховная Личность Бога в одной из бесчисленных форм – Нараяны, Рамы, Нрисимхи, Матсьи, Капилы и других. Развив привязанность к определенной форме Господа, преданный из материального мира переносится именно на ту планету духовного мира, где может продолжать свои взаимоотношения с возлюбленным им образом Господа. Преданные на этих планетах имеют четырехрукие тела, подобные Господу, и поклоняются Ему в духе благоговения и почтения (айшварья). Все они заняты преданным служением Господу и равнодушны к чувственным удовольствиям.
Планеты Вайкунтхи удивительно прекрасны, своим великолепием они поражают самое богатое воображение. Вся красота материального мира меркнет перед сиянием одного камня с планеты Вайкунтхи. В «Шримад-Бхагаватам» (3.15.16) приводится следующее описание:
«На планетах Вайкунтхи растут благодатные леса, все деревья в которых – это деревья желаний. В любое время года эти деревья усыпаны цветами и плодами, поскольку на планетах Вайкунтхи все имеет духовную и личностную природу».
«Шримад-Бхагаватам» (3.15.16)
На нашей планете деревья цветут и плодоносят, повинуясь законам материальной энергии, но на планетах Вайкунтхи земля, деревья, цветы, озера, животные и люди духовны. Все они своей изысканной прелестью и великолепием стараются доставить удовольствие Господу.
«Обитатели Вайкунтхи путешествуют на воздушных кораблях из лазурита, изумрудов и золота».
«Шримад-Бхагаватам», 3.15.20
Это означает, что преданные Господа, живущие в трансцендентном мире, на Вайкунтхе, не знают недостатка в драгоценностях. Украшения, сделанные из золота и усыпанные драгоценными камнями, достаются им не в результате тяжелого труда, а по благословению Господа. Они владеют несметными богатствами и ни в чем не испытывают нужды.
Чем же занимаются на этих духовных планетах, полных всевозможных изобилий?
«Обитатели планет Вайкунтхи вместе со своими женами летают на воздушных кораблях и неустанно воспевают всеблагие качества и деяния Господа, которых не может коснуться скверна».
«Шримад-Бхагаватам», 3.15.17
Все обитатели Вайкунтхи являются чистыми преданными Господа и считают прославление Господа несравненно более важным занятием, чем удовлетворение собственных чувств. Стремление к чувственным удовольствиям чуждо обитателям планет Вайкунтхи. Служение Господу приносит им такое трансцендентное блаженство, что по сравнению с ним любые чувственные удовольствия тускнеют и утрачивают свою привлекательность.
Как выглядят обитатели Вайкунтхи и какими качествами обладают? Они вечно молоды, свежи и по красоте во много раз превосходят самых красивых женщин и мужчин материального мира и даже затмевают полубогов. Женщины на планетах Вайкунтхи прекрасны, как сама богиня процветания, у них широкие и очень красивые бедра, которые разжигают в мужчинах страсть. Однако поразительной особенностью Вайкунтхи является то, что, несмотря на пышные бедра и прекрасные лица ее обитательниц, на их украшения из изумрудов и драгоценных камней, мужчины там настолько поглощены сознанием Кришны, что великолепные тела красавиц Вайкунтхи оставляют их совершенно равнодушными. Они не испытывают ни малейшего вожделения друг к другу. Безусловно, жители Вайкунтхи наслаждаются общением с представителями противоположного пола, но никогда не вступают с ними в половые отношения, потому что им доступны более возвышенные наслаждения.
Голока
Среди бесчисленных планет Вайкунтхи выделяется одна – Голока, планета Кришны или коров. Эта высшая планета духовного мира, поскольку к осознанию непревзойденного великолепия и величия Господа (айшварье), здесь добавляется вкус особой сладости или близости взаимоотношений (мадхурья).
Голока делится на три части: Дварака, Матхура и Вриндаван. Если на Вайкунтхе преданные поклоняются Господу как верховному господину, испытывая трепет и благоговение, то в Двараке атмосфера пронизана чувством дружбы, в Матхуре испытывают близкие родительские чувства к Кришне, а обитатели Вриндавана вообще не помнят о могуществе Господа. Сладость той любви, которую они испытывают по отношению к чудесному маленькому проказнику или очаровавшему их сердца юноше, не позволяет им до конца осознать сверхъестественное могущество Его деяний – они просто наслаждаются этим нектаром.
На высшей планете духовного неба, Голоке-Вриндаване, Господь Кришна предстает в Своем изначальном двуруком облике. Основой взаимоотношений с Господом, как на Вайкунтхе, так и на Голоке является стремление служить. Все преданные, в каких бы отношениях с Господом они ни находились, считают, что их предназначение только в том, чтобы доставить Ему радость.
Попасть в духовный мир непросто. Есть одна бенгальская пословица, гласящая: все, что делал человек для своего совершенствования, будет проверено в момент смерти. К моменту смерти мы должны завершить этот процесс. Метод, позволяющий нам приблизиться к совершенству – любовное преданное служение – необходимо практиковать на протяжении всей жизни, чтобы в момент смерти, когда нам придется покинуть материальное тело, мы могли достичь этого совершенства.
«Тот, кто в момент смерти направляет жизненный воздух в межбровье и, обуздав силой йоги свой ум, сосредоточивает его на Верховном Господе, думая о Нем с любовью и преданностью, непременно достигнет обители Верховной Личности Бога».
«Бхагавад-гита», 8.10
Духовный мир прекрасен и разнообразен. В нем царит атмосфера любви, красоты, счастья, радости и гармонии. Нам сложно представить все великолепие духовного мира: мы можем провести аналогию только с теми красотами, которые наблюдали в материальном мире. На нашей планете есть чудесные места с завораживающими пейзажами и чистым воздухом с цветочным ароматом, где время словно замирает, и ощущается только благость. А теперь подумайте, если эти места так прекрасны, то как же выглядит духовный мир, который по определению является местом счастья и блаженства?
Источники:
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Бхагавад-гита как она есть»
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Шримад-Бхагаватам», песнь 3
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Учение Шри Чайтаньи»
Автор Ирина Лаврикова