Матаджи Арчи: «Поведение мужчин в сознании Кришны меня беспокоит»

Автор: | 24.11.2011

Известная проповедница Матаджи Арчи, заехав в Казань поделиться духовным опытом, любезно согласилась ответить на неудобные вопросы «Вечных ценностей».

– Я слышала от некоторых матаджи мнение, что Кришна – лучший муж. И если женщина, к примеру, имея за плечами неудачный брак, нашла себя в сознании Кришны, то муж ей теперь не нужен. Как вы можете это прокомментировать?
– Если брать ведические стандарты, то женщина никогда второй раз мужа не выбирает. В ведическом обществе не было такого, чтобы люди разводились. Другое дело, когда муж, к примеру, погибает. Здесь возможны два варианта. Первый – это когда преданная начинает практиковать сознание Кришны, соблюдает 4 принципа и повторяет 16 кругов. Это означает, что у нее больше нет кармы. И с этой точки зрения, все, что у нее было, можно не считать. Сейчас положение дел таково, что девочки почти все оскверненные, но когда такая девочка приходит в сознание Кришны и берет барьер «4 принципа – 16 кругов», она больше не осквернена, потому что это другое тело. Это уже тело, которое соблюдает принципы чистоты. В этом смысле карма сжигается. С этой точки зрения, женщина, потерявшая мужа (развод или какая-то еще калиюжная ситуация) может, придя в Движение, встретить серьезного мужчину, который просто ради нее, не учитывая ее прошлого, принимает ее духовные интересы. Он даст ей защиту и поможет прогрессировать. Это – вайшнавский брак.
Но, с другой стороны, если мы берем ведические принципы, то если женщина не испытывает такой потребности, например, нашла защиту у гуру или у старших преданных, желательно грихастх, тогда она может оставаться без мужа. Особенно, если она удовлетворена, нормально прогрессирует в сознании Кришны и способна обеспечить себя и детей. Оба варианта приемлемы.

«Ты уже взрослая…»
– Когда в ведическом обществе девушка выходила замуж, ей не нужно было работать. Но современная ситуация несколько иная…
– Когда я была молодая, я преподавала в политехническом институте. Мне было 27 лет. Студенты были младше меня на пять лет. И они гурьбой приходили на духовную программу. Но у моего мужа Шьямакунды это всегда вызывало раздражение. Он говорил: «Они принимают не Кришну, они принимают тебя». Я была молодая обаятельная девушка, это было моей проблемой. И мой муж поступил мудро. Он сказал: «Не надо, чтобы тебя оскверняли вожделением. Если ты заинтересована в своей чистоте, лучше не проводи программу». Я поняла это. И когда через 18 лет мы приехали в Москву, и я в первый раз давала лекцию, муж сказал: «Ты уже взрослая, и они принимают от тебя Кришну. Иди и помогай мне. Передавай теперь преданным все, что я тебе дал».
Что я этим хочу сказать? Женщина может быть активной. Но активность должна быть подчинена мужчине. Именно в религии. Потому что религиозные мужчины обретают духовное знание, они серьезные люди. Если они религиозны по-настоящему. Они знают, что для нас хорошо. И мужчина может почувствовать, если он, скажем, чисто экономически не тянет, он может попросить свою жену помочь ему. Но он сам может организовать ей работу, чтобы у нее было мало контактов с мужчинами. Можно взять не вайшнавский опыт, а Армению. У нас в традиционных семьях женщины работают: в детсадах, школах – там, где коллективы женские, где нет мужчин, которые могли бы посягнуть на честь семьи. Поэтому мужчины их спокойно отпускают. Активность женщины должен санкционировать мужчина. Главная идея не в том, что женщина должна обязательно сидеть дома. Лучше, если она сидит дома. Но в Кали-югу иногда ситуация бывает такой, что она должна помочь мужу. Не потому, что она исполнена вожделения и ей хочется на улицу. В этом случае можно посочувствовать мужу – у нее всегда будет медитация на улицу. Если она нормальная домашняя девушка, она может работать из дружеского расположения к мужу, в рамках его желания.

Многие женщины интересуются дхармой
– Если муж не обеспечивает жену и при этом возникают конфликты, скандалы. Что делать?
– Я над этим сейчас очень много думаю. Поведение мужчин в сознании Кришны меня очень беспокоит. По моему мнению, у нас есть одно очень серьезное упущение. Мы почему-то тратим много времени на то, чтобы женщина вернулась с улицы и поняла, что она – служанка. И мы совсем не тратим времени на то, чтобы объяснить мужчинам их обязанности. Некоторые мужчины думают, что только потому, что они повторяют мантру, женщины должны их содержать. Это означает, что такие преданные не развили даже саттвы. У них нет чувства долга. Я уже не говорю о трансцендентном. Кришна говорит, что трансцендентные люди лучше всех исполняют свой долг, чтобы обусловленным дживам было с кого брать пример. Развитый преданный может быть готов войти в грихастха-ашрам из сострадания к женщине, видя в ней духовную потенцию. Но таких – единицы. Просто мужчины генерируют в себе мысль, что классные – только те, у кого отречение. Когда у нас придет понимание, что Бхактивинода Тхакур был не менее «классным», чем его отрешенный сын Бхактисидданта Сарасвати, мы поймем, что между грихастха-ашрамом и саньясса-ашрамом в сознании Кришны нет разницы. Бхактивинода Тхакур говорил: «В Кали-югу грихастха-ашрам сильнее». Женщины на сегодняшний день больше заинтересованы в исполнении обязанностей. У мужчин, на мой взгляд, есть не очень правильное представление о духовной жизни – что нужно просто уходить, отрекаться. Если бы отрекались, слава Богу, но они не входят в отречение, они входят в отрицание. И, поступая так, они причиняют боль. Делать несчастными преданных женщин – это вайшнава-апартха, в первую очередь. И уже потом – нарушение дхармы. Это мое глубокое убеждение. Брахмачари-ашрам должен готовить и к отречению и к грихастха-ашраму. Мужчины должны очень хорошо знать, как обращаться с женщиной, как строить отношения, как быть ведущим. Чтобы, когда они подходят к моменту выбора между отречением и семьей, они были готовы и к той жизни и к этой. А сейчас брахмачари, принимая решение стать грихастхой, остается один на один со своим невежеством. И происходит следующее: у него нет практического опыта общения с женщинами, а как это делать по шастрам его не научили. Он такой неопытный приходит в грихастха-ашрам и начинает без конца ошибаться. Если было бы желание у руководства, я бы с удовольствием провела такой курс. Но у меня женское тело.

– Вас очень ценят мужчины.
– Наверное, потому, что я учу женщин правильно служить им. Иногда я мужчинам говорю, что я могу сказать им то, что им не каждый мужчина скажет. У нас пока нет такой культуры, чтобы мужчина понимал, что счастье женщины зависит от него, что у него должна быть квалификация сделать ее счастливой.

Мир персонализма и секс
– Вот такой вопрос. Если муж не хочет придерживаться 4-го регулирующего принципа?
– У Шрилы Прабхупады есть одно выражение: «Все мужчины должны быть брахмачари, все женщины должны быть замужем». И мужчины понимают это указание Прабхупады так, что они должны быть неженатыми. На самом деле в другом месте Прабхупада говорит, что настоящий грихастха – брахмачари. Прабхупада имел в виду, что мужчина и в семье должен оставаться чистым. Что касается 4-го принципа, я в своей проповеди опираюсь на Бхактивинода Тхакура. Этот ачарья отвечает за процесс анартха-неврити и поэтому очень досконально смотрит на все проблемы, связанные с ним. Он дает такое определение, что «сильная половая активность в рамках семьи – это не грех, это – тормозящий духовное развитие фактор». То есть секс в семье – это не то, за что придется иметь реакции. В грихастха-ашраме для мужчин и женщин (ведь иногда инициатива может идти от женщины) этот принцип мягкий. Разговор может быть очень жестким, если это грех. Например, я не могу сказать: «Мой муж очень хочет есть мясо, можно этот принцип нарушать?» Однозначно нельзя, потому что это грех, за который нужно отвечать – столько лет в аду. И еще есть определение моего мужа, которое я использую в своих книгах и в проповеди: «Грихастха-ашрам – это два человека, у которых есть величие поддержать партнера, если у него проблема, и есть сила не беспокоить, если у него все в порядке». Это определение идеально подходит для вайшнавов. Мне очень нравится. То, что человечно, то приемлемо. А если у преданного есть эта потребность пока, это прямо говорит о том, что он потерял в себе культуру соблюдать садхану. Недостаток духовной практики. Внутренний мир не занят сознанием Кришны. Потому что, если соблюдается садхана и соблюдается режим, половая активность резко падает. Тогда мужчина и женщина могут соскальзывать на эту плоскость 1 раз в 2-3 месяца. И чем дальше, тем больше этот срок увеличивается. Мы – два человека, две дживы, которые приняли Кришну и хотим до него дойти, мы оба слабые. И если даже оказалось, что я сильнее тебя, почему не помочь? Духовный мир не любит жесткости, это мир, где мы все любим друг друга. Требовать, чтобы человек сразу делал все правильно, значит требовать от него поведения парамахамсы. А мы все вначале хотим совместить материальную обусловленность с духовной практикой. Если сказать грубо: пусть лучше мужчина несколько минут займется чувственным наслаждением, а потом спокойно преданным служением, чем 24 часа в сутки он будет думать, что ему нужна женщина. Женщина должна очень мягко, любя удовлетворять желание мужа. Ее мудрость в том, чтобы вовлекать его в общение с такими мужчинами, от которых он будет заражаться нужным шакти. Я всегда считала, что семейная ячейка – это идеальное поле для самореализации. Мы должны понимать, что сознание Кришны – это мир персонализма. И если мы прогрессируем, это означает, что мы обретаем культуру, способность делать счастливыми других. Можешь ли ты сделать так, чтобы твои близкие были рады, что ты есть в их жизни? Жесткое, особенно истеричное поведение, очень не подходит женщине. Если честно, я абсолютно уверена, что когда женщины так сопротивляются, они лишь прикрываются. Точно также как этим щитом прикрываются мужчины, которые отвергают своих жен. Практика показывает. И проблема не в том, что люди хотят быть отрешенными.

Муж-подкаблучник – конец семье
– Что делать, если жене не хватает тепла от мужа?
– Женщина нуждается в уюте, она зависима и в этой зависимости ведет себя, как ребенок. Как делает ребенок? Допустим, если он один раз что-то сломал, обратил на себя внимание и убедился, что мама пришла и взяла его на руки, начала с ним возиться, то каждый раз, чтобы привлечь внимание мамы, он делает это. А если мама обычно сухая и только в момент, когда она его кормит грудью, она его гладит, он, достигая 7-летнего возраста, добивается груди только для того, чтобы его погладили. Точно так же поступает женщина. Если она видит, что мужчина уют и ласку дает ей только в момент интимной близости, она начинает добиваться интимной близости. Поэтому Бхактивинода Тхакур разделяет эти две вещи. Он говорит, что квалифицированный мужчина – это тот, который умеет давать уют без половой близости. В «Вишнупуране» этот момент хорошо показан. В отношениях Панду и Кунти. Они не входят в физическую близость, не лобызают друг друга, но он при этом всегда такой ласковый, добрый. Вот это и есть чувство близости. В чем нуждается женщина? В постоянном подтверждении от мужчины, что он ее и ребенка не бросит. Если она это подтверждение не получает в ласковом отношении, она начинает добиваться его половой зависимости от себя. Чтобы быть уверенной, что ее дети не останутся без заботы. Это к тому вопросу, что мужчин не обучают быть грихастхами.

– А вот если жена, наоборот, своенравна, горда, слушается не мужа, а маму. Стоит ли мужчине идти на поводу?
– Вот как раз в этом случае мужчина имеет право лишить жену уюта, чтобы она оказалась без защиты. Тогда она сидит и обдумывает: быть капризной и не иметь защиты или быть покладистой и продолжать пользоваться защитой. На самом деле мне этот разговор непонятен. В шастрах, а именно в «Бхагаватам», где и рассматриваются семейные вопросы, есть только одна история, когда жена не послушалась и хочет что-то сделать вне санкции мужа. Что Шива делает как муж? Он дает ей поучение. И когда Сати принимает решение все-таки уйти, Шива за ней не идет. Нет такой культуры – мужчина бегает за женщиной. Быть рядом с мужчиной – заинтересованность женщины. Если у нее нет заинтересованности: быть под защитой конкретного мужчины – это законченная ситуация. И что бы этот мужчина ни делал, чтобы ее не обидеть, она будет развивать только пренебрежение. Если он будет просто пытаться подчиняться, мягко себя вести, он станет подкаблучником. А когда муж – подкаблучник, в фактическом понимании слова, семьи нет. Если женщина сама выходит из-под контроля мужа, все находится под ее ответственностью. Также как если муж отказал в заботе хорошей добродетельной женщине, он полностью несет ответственность. То есть в следующей жизни рождается в женском теле и с ним поступают точно так же.

Беседовала Алла Акишева


Женщинам не рекомендуется работать вне дома
Бхакти Викаша Свами: Основным долгом мужа является, что он должен взять на себя обязанности главы семьи. В них входит материальное обеспечение своей семьи. Жена тоже может помогать ему в этом, хотя обычно женщинам не рекомендуется работать вне дома, поскольку женщина должна находиться дома и заботится о детях. Если жена работает, ей будет трудно заботиться о детях и муже. И в такой ситуации она испытывает очень тяжелый груз, давление, и ей трудно иметь хорошие взаимоотношения с мужем. Также детям необходимо больше материнского общения, чем отцовского. Детям требуется забота и любовь матери, поэтому лучше, если женщина будет оставаться дома, готовить пищу, наводить порядок и содержать домашнее хозяйство. Важное качество женщины – уметь вкусно готовить. Как гласит известная поговорка: Путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Шрила Прабхупада это понимал, он говорил, что девочек, которые растут в семьях преданных, нужно обучить, прежде всего, двум вещам. Первое – это умение вкусно готовить, чтобы после предложения этой пищи муж и дети имели возможность кушать вкусный прасад. Второе – их необходимо воспитывать в духе преданности и покорности своему мужу. Современное общество так устроено, что женщина вынуждена искать себе работу, но также есть способы заработать деньги, оставаясь дома. Например, вязание, готовить прасад на продажу и т. д. Современные люди неспособны правильно исполнять обязанности мужа или жены. Но несмотря на это, если мы будем следовать наставлениям Вед, наша жизнь улучшится.

Подготовил Парамахамса дас (Москва)
По материалам сайта kazan.hari.ru 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.