Пратьякша (pratyakṣa) – присутствующий перед глазами, видимый, воспринимаемый, непосредственный – знание, получаемое благодаря восприятию объектов окружающего мира с помощью чувств и ума. Выделяют внешнее (бахья) и внутреннее (манаса) восприятие. При внешнем восприятии задействованы такие органы чувств, как зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Внутреннее восприятие происходит при участии ума, который является шестым, «тонким» чувством.
Мы постоянно взаимодействуем с внешним миром с помощью своих чувств – видим, слышим, обоняем, осязаем и пробуем на вкус окружающую реальность. Иногда делаем это непосредственно, а иногда с помощью разнообразных приспособлений или приборов. Получив таким образом информацию об окружающем мире с помощью воспринимаемых чувств, мы затем проверяем ее на практике. И если наш опыт подтверждается, мы принимаем полученное знание как более или менее достоверное.
Большинство научных экспериментов и исследований основано именно на этом методе.
4 основных этапа пратьякши:
- Накопление экспериментальных данных, которые не объясняются существующими научными теориями.
- Формулирование постулатов – утверждений, полученных в результате анализа накопленных данных и принимаемых бездоказательно.
- Разработка теории, основанной на постулатах.
- Проверка теории на практике. Если выводы теории подтверждаются, она признается научным сообществом как достоверная.
Отсюда хорошо видно, что самый первый и важный шаг в этом процессе, который определяет все дальнейшие действия и выводы, основан на пратьякше. Это приводит к тому, что постоянно, на протяжении всей истории науки, вновь появляющиеся теории впоследствии опровергаются или устаревают, и на смену им приходят новые, более «точные» и «достоверные».
Недостатки пратьякши:
-
- Ограниченность настоящим временем.
Наши чувства способны действовать только в настоящем времени, события прошлого и, тем более, будущего недоступны для непосредственного восприятия.
-
- Склонность совершать ошибки.
Трудность, сопровождающая чувственное восприятие, состоит в том, что все мы склонны допускать ошибки. Наука, несмотря на бурные успехи, допускала неверные выводы на каждом этапе своего развития: электричество и теплота считались жидкостями, мозг – органом, охлаждающим кровь, звезды – отверстиями в хрустальном небосводе, а солнце – вращающимся вокруг земли диском размером с монету.
-
- Склонность впадать в иллюзию.
Существует огромное количество фактов, которые наши чувства воспринимают не такими, как они есть, а искаженными. Например, при одной и той же температуре газированная вода кажется нам холоднее обычной, апельсин сразу после ложки сахара – кислым, а после лимона – сладким.
Наиболее яркими демонстрациями ошибок нашего восприятия могут служить многочисленные оптические иллюзии. Так, на картинке ниже клетка А кажется нам темнее клетки В, но на самом деле они обе одного и того же цвета:
-
- Склонность обманывать.
Народная мудрость гласит, что людям свойственно ошибаться. Но, к сожалению, люди часто выходят за рамки невинных ошибок и откровенно пропагандируют ложь, распространяя заведомо недостоверную информацию.
- Несовершенство чувств.
Человек воспринимает свет в диапазоне волн от 400 нм до 700 нм – ультрафиолетовое и инфракрасное излучения остаются за пределами нашего восприятия. Слух ограничен диапазоном от 16 Гц до 20 кГц. Органы обоняния у животных развиты гораздо лучше, чем у человека. Такое несовершенство чувств препятствует обретению объективного знания.
То же самое касается и любого прибора или приспособления, который мы можем использовать – у каждого из них есть строго ограниченный диапазон применимости.
Таким образом, пратьякша как метод познания не позволяет получить целостное и объективное знание об окружающем мире, а наука, на ней основанная, на каждом этапе своего развития дает нам лишь модель, описывающую реальность с той или иной степенью точности.
Однако очевидно, что человек не может совсем обойтись без чувств – через них мы взаимодействуем с окружающим миром, они являются двигателями, которые дают энергию действовать, вдохновение и наполняют нашу жизнь яркими красками. И задача разумного человека, понимающего несовершенную природу чувств – сделать их совершенными, заняв в служении Богу. Ведь в Его руках любой несовершенный инструмент становится совершенным.
Источники:
- «Наука самоосознания» (стр. 329)
- «Шримад Бхагаватам» (3.26.33 комм., 4.2.31 комм.)
- материалы курса «Основы философии и духовной практики сознания Кришны»
- статьи на Википедии (зрение, слух)
- А.С.Тимощук, И.В.Шавкунов, С.А.Матвеев «6 систем индийской философии».