«Хари-бхакти-виласа» описывает этикет вайшнавов как поведение чистого преданного. «Поскольку ни в чем нельзя достичь успеха без садачары или этикета, каждое действие следует совершать, соблюдая должный этикет. Мы должны действовать в соответствии с должным этикетом. Сердце святого человека свободно от загрязнения. Образ действий святого человека известен как садачара». Основные принципы «Следование отдельным правилам и предписаниям шастр ради извлечения сиюминутной выгоды, как это делают утилитаристы, называют нияма-граха, а пренебрежение правилами и предписаниями шастр, предназначенными для нашего духовного развития – нияма-аграха. Аграха означает «желание принять», а аграха – «неприятие». Слово ниямаграха образуется прибавлением одного из этих слов к слову нияма («правила и предписания»). Таким образом, слово ниямаграха имеет два значения, и его смысл зависит от контекста. Тем, кто стремится обрести сознание Кришны, не следует выполнять правила и предписания шастр ради достижения благополучия, однако им необходимо неукоснительно следовать правилам шастр, чтобы прогрессировать в сознании Кришны. Они должны строго следовать регулирующим принципам, то есть, отказаться от недозволенных половых отношений, мясоедения, азартных игр и употребления одурманивающих средств».
Несколько основных принципов поведения вайшнавов
Внешнее поведение по отношению к другим. Выражайте почтение Божествам (алтарю), деревцу Туласи, Гуру, предлагая Им поклоны. Не кладите священные предметы (книги, изображения Кришны и т.д.) в нечистое место ( на пол). Не касайтесь стопами кого-либо или чего-либо, особенно священных предметов. Не читайте неавторитетные писания. Неблагоприятно смотреть и слушать мирские теле/радиопередачи. Не заводите дружбы и старайтесь не общаться с людьми беспринципными, завистливыми, падшими, душевнобольными, враждебными, сумасбродными, лжецами, обманщиками. Не будьте враждебны по отношению к другим людям, напротив, старайтесь делать им добро . Не ссорьтесь с родственниками. Встречая гостей, старайтесь говорить им приветливые слова, и предложите по крайней мере место для сидения, стакан воды (и по возможности прасад). Не берите чужие вещи. Если кто-то оскорбляет вас, молча покиньте это место. Никогда не хвалите себя. Не говорите неприятных слов, в особенности о других. Никогда не лгите, даже если это приятно.
Старайтесь не путешествовать в одиночестве. Не рекомендуется смотреть на обнаженное тело мужчины или женщины.
Чистота и гигиена. Не спите слишком долго (желательно вставать до 4-х часов утра) и не бодрствуйте слишком долго (старайтесь ложиться спать до 10-ти часов вечера). 19. Рекомендуется ежедневно менять нательную одежду. 20. Совершайте омовение после пробуждения, опорожнения
кишечника, бритья, совокупления, а также после посещения таких нечистых мест, как крематорий (благоприятно совершать омовение не менее одного раза в день), перед этим чистите зубы. Мойте руки после того, как помочились, а также после чистки ногтей, прикосновения к внутренней полости рта, ушей, носа или к стопам. После омовения благоприятно наносить тилаки специальной глиной из Ганги на 12 частей тела, произнося определенные мантры (“ом кешавайа намах” и т.д.).
Прикрывайте рот, когда чихаете или зеваете.
ПИТАНИЕ. Избегайте употребления в пищу не прасада (пищи, не предложенной Кришне). Мойте руки, стопы и рот перед и после принятия пищи (в том числе после питья). Не касайтесь других предметов во время и после еды, если Вы не помыли руки и рот. Пользуйтесь правой рукой для еды
и питья. Нежелательно класть пищу на колени во время еды. Не рекомендуется есть поздно вечером, особенно тяжелую для переваривания пищу . После принятия прасада место, где стояла тарелка, считается загрязненным, поэтому его желательно протереть влажной тряпкой.
Одежда вайшнава. «Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Первоклассным вайшнавом является тот, чье само присутствие заставляет остальных повторять святое имя Кришны». (Шри Чайтанья-Чаритамрита, Мадхья 16.74)
Важность должного внешнего вида вайшнава
Правильная вайшнавская одежда помогает нам поддерживать должное сознание. Одежды преданных должны быть просты, чисты и должны отличаться так, чтобы напоминать людям о Боге (Кришне, Вишну):
1. Как у мужчин, так и у женщин, одежда должна быть
и строгой, но не модной и богатой. Тем не менее одежда должна быть опрятной и приличной. Ненужных моментов как то, парфюмерия, различных видов косметики и макияжа следует избегать.
2. Преданным не следует носить дорогих и бросающихся в глаза драгоценностей, наручных часов и т.д.
3. Преданным следует избегать вещей, сделанных из кожи, осознавая то, что они являются результатом убийства животных. До тех пор пока этого нельзя избежать в чьем-либо служении, человеку следует воздерживаться от ношения кожаной обуви, ремней и т.д.
4. Кантхи-мала: всем преданным следует носить кантхи-малу (шейные бусы из Туласи). Мала должна быть ясно видна. Личности, которые не следуют основным принципам, в частности воспеванию Святого Имени и регулирующим принципам, не должны носить кантхи-малу.
5. Приходя в храм, мужчины должны дхоти и курты, а женщины – одевать сари (в присутствии мужчин желательно, чтобы голова них была покрыта). «Шрила Прабхупада был одет как типичный житель Вриндавана. Он носил -малу (шейные бусы) и простое хлопчатобумажное дхоти, в руке держал джапа-малу(четки) и на нем был старый чадар или шаль. Цвет его тела был золотистым, голова обрита, на затылке шикха, его лоб украшала беловатая вайшнавская тилака. Он носил белые туфли с острыми , что весьма привычно для садху в Индии. Но кто в Нью-Йорке видел или мог вообразить -нибудь одетого, как этот вайшнав. Он возможно был первым санйаси-вайшнавом, прибывшим в Нью-Йорк, и не пошедшим на компромисс в отношении своего внешнего вида. Конечно, у нью-йоркцев большой опыт не уделять много внимания кому бы то ни было странному из новоприбывших».
6. Никогда не выходите из себя на людях. Смирение и терпение всегда победят гнев и разочарование.
7. Не ешьте на людях и не сидите в общественных местах ради беседы или отдыха.
(Шрила Прабхупада-лиламрита, том 2, стр.7) Так Шрила Прабхупада воодушевлял преданных не без необходимости от обозначений вайшнавов.. Что не было абсолютной необходимости тилаку, хотя преданному следовало по крайней мере поставить тилаку при помощи воды на тело, повторяя имя Вишну.
Вайшнава апарадха – оскорбление вайшнава
Цитаты из Хари Бхакти Виласы
1. Когда человек оскорбляет вайшнава, он теряет свою религиозность, богатство, славу и детей.
2. Если человек бьет вайшнава, поносит вайшнава, не оказывает вайшнаву почтения, гневается на вайшнава или не радуется, видя вайшнава, он отправляется в ад.
Четыре вида оскорблений вайшнава
1. Находить недостатки в вайшнаве из-за его явного низкого происхождения.
2. Поносить его за ранее совершенные ошибки.
3. Поносить его за случайное падение.
4. Поносить его за ошибки, которые почти исправлены. Что делать, если человек совершит вайшнава апарадху «Если, находясь под влиянием материальных гун, человек совершит оскорбление или нанесет обиду преданному, ему следует искренне раскаяться и умолять о милости и прощении у стоп такого преданного.
Преданный, милостивый по природе, простит обидчика». (Харинама Чинтамани) Прославление вайшнава «Это на самом деле обязанность преданных, каждый должен оценивать важность остальных преданных. Никому не следует критиковать кого бы то ни было». Этикет в общественных местах «Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди идут за ним. И какие бы нормы он не устанавливал на примере своих действий, весь мир следует им». (Бхагавад-гита 3.21)
«В действительности, какова наша цель? Наша цель – создать людей идеального характера. И если наши люди распространяют книги по этой причине, то они делают самое лучшее служение обществу. Что мы делаем, то они должны видеть их жертву, что стоит за их жизнью, как они живут, как они пожертвовали всем ради блага общества». Исправление других «Преданный» означает, что он способен терпеть все виды неудобств и капризы материальной природы, из-за того, что он так сильно погружен в служение Кришне, у него нет времени на то чтобы гневаться, обижаться на других или искать какие-то недостатки. «Преданный» означает быть очень щедрым и добрым к каждому, быть всегда джентльменом при любых обстоятельствах и во всех условиях жизни».
1. Существует различие между критикой и исправлением. Преданный осознает, что критика вайшнава загрязняет сердце и препятствует духовному прогрессу.
2. Чтобы исправлять преданных, человек должен: А) быть независтливым; Б) желать практически помочь преданному в его практике сознания Кришны В) занимать духовное положение, либо в системе управления, которое оправдывает и(или)является необходимым для подобного вмешательства ИЛИ преданный, у которого есть проблемы, должен лично попросить помочь ему.
3. Преданный, предлагающий меры исправления, должен иметь опыт того, что он советует.
4. Методы исправлений: А) исправляйте личным примером или общением Б)укажите преданному прибежище у более опытного преданного В)младшему преданному не следует лично пытаться исправить других преданных. Он должен открыть свое сердце старшему преданному, с которым он чувствует себя удобно и искать его помощи или совета, чтобы уладить ситуацию.
5. В словах и действиях искреннего преданного при исправлении нет места грубости. Он хочет разрушить невежество в сердце преданного, но не самого преданного.
6. Если мы слышим правдивую и искреннюю критику в свой адрес, то мы должны быть благодарны, а не расстроены. Реагировать негативно на исправлениес добрыми намерениями- значит проявлять ложное эго.
7. Возвышенный вайшнав в любом и каждом исправлении по отношению к себе будет видеть милость Господа Чаитанйи Махапрабху.
8. Предупреждение лучше лечения. Если все преданные возьмут на себя ответственность развить в себе должное понимание того, как надо вести себя, будучи преданными, то потребность в исправлении будет сведена к минимуму.
Как вести себя с гостями, родственниками и другими
1. Когда гости приходят к нам в дом или в наш храм, в соответствии с этикетом вайшнавов мы должны обходиться с ними, проявляя любовь и почтение. Их следует приветствовать сладкими словами, им следует предложить место, где они могли бы сесть, воду и прасад в соответствии с
нашими средствами.
2. Две категории непреданных: – Мы должны быть доброжелателями невинных. Мы должны пытаться просветить их и дать им общение Шрилы Прабхупады (через его книги и наставления). Однако нам не следует общаться с ними, вовлекаясь в деятельность, сулящую им
удовольствие в жизни, т.е. в материальную деятельность. – Что касается атеистов и завистливых людей, то нам следует избегать их. Проповедь таким людям будет оскорблением Святого Имени.
3. Если старшие родственники (которые не являются преданными) говорят что-нибудь против принципов Шрилы Прабхупады, человеку следует выполнять наставления Шрилы Прабхупады, но тем не менее быть почтительным к родственникам. 4. Если человек сталкивается с личностью, критикующей Шрилу Прабхупаду, вайшнавов или шастры, тогда он должен либо немедленно опровергнуть его аргументы, либо покинуть это место. Выслушивание подобных оскорблений является величайшим препятствием на пути духовного развития человека. Общение с преданными.
В «Шримад-Бхагаватам» Нарада Муни объясняет как преданному следует относиться к другим в соответствии с их различными уровнями. Каждый должен руководствоваться таким правилом: при встрече с тем, кто обладает большими знаниями и опытом, нужно радоваться, при встрече с теми, кто обладает меньшими знаниями и опытом, нужно отнестись к нему с состраданием, а встретив равного, нужно подружиться с ним. Тот, кто придерживается этих принципов, избавляется от тройственных страданий материального мира. Обычно, встречая того, кто превосходит нас в чем-либо, мы завидуем такому человеку, при встрече с тем, кто обладает меньшими знаниями и опытом, мы насмехаемся над ним, а при встрече с равными, начинаем хвастаться своими достижениями. Такое поведение является причиной всех материальных страданий. Поэтому великий мудрец Нарада говорит, что преданный должен быть безупречным во всех отношениях. Вместо того, чтобы завидовать более знающему человеку, нужно радоваться встрече с ним. Вместо того, чтобы с презрением смотреть на менее знающего, следует отнестись к нему с состраданием и помочь ему подняться на должный уровень. Встретив же равного, вместо того, чтобы кичиться перед ним своими достижениями, следует смотреть на него, как на своего друга. Мы также должны с состраданием относиться к обычным людям, которые мучаются из-за того, что забыли Кришну. Тот, кто придерживается этих важных принципов, сможет обрести счастье в материальном мире. (Шримад-Бхагаватам 4.8.34 и комм.) «Коренной причиной служения Господу Кришне является общение с настоящими преданными.
Даже, когда дремлющая любовь к Кришне пробуждается у человека, то и тогда общение с преданными остается наиболее существенным». (Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 22.83)
1. Преданным следует называть друг друга «прабху», что означает «господин». Однако человеку не следует становиться «прабху», из-за того, что к нему так обращаются. Человеку следует оставаться в положении слуги и принимать других как «прабху».
2. Мы никогда не должны позволять фамильярности проникать во взаимоотношения между преданными. Взаимоотношения между преданными должны быть почтительными без оскорблений и двуличности.
3. Человеку не следует хвалить себя или хвастаться своими достижениями перед другими преданными. Человеку следует знать, тем не менее, что в действительности он не обладает квалификациями. Что бы мы не способны были делать, все это лишь по милости Шрилы Прабхупады и вайшнавов.
4. Если преданный находится в горе из-за болезни или тяжелой утраты в семье и т.п., мы должны помочь и словом и делом. Узы между преданными будут проверены в трудное время. Мы не можем игнорировать подобные обстоятельства как материальные.
5. Если преданный отклонился от преданного служения и продолжительный срок не общается с преданными, ему или ей не надо выговаривать за то, что они были в майе, таким образом, чтобы еще дальше оттолкнуть его или ее от лотосных стоп Шрилы Прабхупады и Кришны. Человеку надо предложить любовь, воодушевляющие слова и дружбу и дать ему возможность почувствовать себя снова дома в кругу преданных.
6. Шрила Рупа Госвами объясняет в своем «Нектаре наставлений» (текст 4) шесть видов любовным взаимоотношений между преданными: А) предлагать дары; Б) принимать дары; В) поверять свои мысли; Г) вопрошать о сокровенном; Д) принимать прасад; Е) угощать прасадом. 7. Женщине следует оказывать полное почтение, особенно если она – вайшнави, и к ней следует обращаться «матаджи».
Различные уровни преданных
Различные уровни преданных описаны в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья 22.67-74) Исполненный веры преданный воистину подходит для преданного служения Господу. В соответствии с имеющейся верой человека можно отнести к преданным высшего, среднего или начального уровня. Преданный высшего уровня (уттама-адхикари): Человек, опытный в логике, аргументах и знающий явленные писания, и кто обладает твердой верой в Кришну, считается преданным высшего уровня. Он может освободить весь мир. Преданный среднего уровня (мадхьяма-адхикари) Тот, кто не очень опытен в логике и понимании явленных писаний, кто всегда твердо убежден и имеет твердую веру, которая не слепа, считается наиболее удачливым. Он не знает очень хорошо аргументы писаний, но тот, кто имеет твердую веру, называется преданным среднего или второго класса. Преданный-неофит (каништха-адхикари) Тот, чья вера слаба и податлива, называется неофитом, но постепенно следуя процессу, он дорастет до уровня преданного первого класса. Тот, чья вера не очень сильна, кто только начинает, должен рассматриваться как преданный неофит. Преданным считается старшим и вышестоящим в соответствии с его привязанностью и любовью. В «Шримад-Бхагаватам» (11.2.45-47) установлены следующие признаки: «Личность, достигшая продвижения в преданном служении видит внутри всего душу всех душ, Верховную личность Бога, Шри Кришну. Следовательно, он всегда видит форму Верховного Господа как причину всех причин и понимает, что все пребывает в нем. Преданный среднего, второго класса, испытывает любовь к Верховной личности Господа, дружелюбно относится ко всем преданным и очень милостив к неофитам и невежественным людям. Преданный среднего уровня пренебрегает теми, кто завидует преданному служению. Пракрита или материалистичный преданный не изучает целеустремленно писания и не пытается понять настоящий стандарт чистого преданного служения. В результате он не оказывает должного почтения возвышенным преданным. Он может тем не менее следовать регулирующим принципам, о которых он узнал от своего духовного учителя или от своей семьи, которая поклоняется Божеству. Его следует считать находящимся на материальном уровне, хотя он пытается прогрессировать в преданном служении. Такой человек является бхакта-прайей (преданным-неофитом) или бхактабхасой, поскольку он немного просвещен в философии вайшнавов». Цитаты из писем Шрилы Прабхупады. «Преданный – тот, кто смиренен – не ищет недостатки» «Как явствует из твоего письма, ты ни в ком не находишь недостатков, поэтому ты – хороший вайшнав. Ты ни в ком не находишь недостатков. Это и есть квалификация. Нам следует всегда смиренно и кротко думать о себе. Ты должен это знать. Нам нужно всем сотрудничать друг с другом, иначе, что подумают люди, если мы будем сражаться друг с другом. Преданный всегда безупречен в своем поведении». «Таково положение дел на Вайкунтхе. В действительности на Вайкунтхе ни у кого нет недостатков, но там существует другой вид соревнования. Соревнование состоит в том, что один преданный думает о другом, как тот прекрасно служит Господу. В материальном мире положение таково, что каждому нравится думать, что я действую лучше чем остальные. Такова материальная концепция. В духовном мире положение дел прямо противоположное: каждый думает, что мой сверстник делает лучше, чем я. Мы приучены обращаться к духовным братьям, как к «прабху», что означает «духовный господин». Это значит, что мы будем пытаться найти в своих духовных братьях то, что относится к служению. Иногда существует нечто, что внушает нам опасение, но нам следует пытаться прощать это».
Этикет В Храмовой Комнате
Этикет в храмовой комнате детально описан Шрилой Прабхупадой в «Нектаре преданности»:
1. Следует принимать цветы и гирлянды, предложенные Божеству и духовному учителю и помещать их на свое тело.
2. Следует научиться танцевать перед Божеством.
3. Следует научиться немедленно кланяться, увидев Божество или духовного учителя.
4. Когда Божество выносят из храма для прогулки по улицам, преданный должен немедленно присоединиться к процессии.
5. Обходить храм по крайней мере три раза.
6. Поклоняться Божествам в храме в
соответствии с регулирующими принципами (предлагая арати и прасад, украшая Божества)
7. Лично служить Божествам.
8. Петь, повторять мантры, возносить молитвы, повторять знаменитые молитвы и участвовать в санкиртане.
9. Пробовать маха-прасад (пищу с тарелки, которая непосредственно
стояла перед Божествами)
10. Пить чаранамриту (воду, в которой купали Божеств)
11. Вдыхать запах цветов и благовоний, предложенных Божествам.
12. Прикасаться к лотосным стопам Божеств.
13. Лицезреть Божества, глядя на Них с великой преданностью.
14. Слушать регулярно о Господе и Его играх, описанных в «Бхагавад-гите», «Шримад-Бхагаватам», «Шри Чайтанья-чаритамрите» и других подобных книгах.
15. Молить Божеств о милости.
16. Помнить о Божествах и медитировать на Них.
17. Идти на любой риск во имя Кришны и отдавать все свои силы в служении Ему.
18. Всем жертвовать ради Господа.
19. Поливать дерево Туласи.
20. Общаться с преданными, достигшими большего прогресса в духовном развитии.
21. Нельзя входить в храм в обуви.
22. Нельзя входить в храм Господа, не омыв руки и стопы после еды.
23. Нельзя кланяться на одну руку.
24. Нельзя обходить храм перед Шри Кришной.
25. Нельзя вытягивать ноги перед Божеством.
26. Нельзя сидеть перед Божеством, обхватив лодыжки, колени или локти руками.
27. Нельзя лежать перед Божеством.
28. Нельзя принимать прасадам перед Божеством.
29. Перед Божеством нельзя лгать.
30. Перед Божествами нельзя громким голосом.
31. Перед Божеством не следует разговаривать с кем-либо.
32. Перед Божеством нельзя плакать или выть.
33. Нельзя ссориться, драться, а также кого-то отчитывать перед Божеством
34. Нельзя появляться перед Божеством в меховой накидке.
35. Перед Божеством нельзя никого хвалить или превозносить.
36. Нельзя сидеть спиной к Божеству.
37. Не следует кланяться духовному учителю молча. Иначе говоря, молитвы духовному учителю при поклоне должны произноситься в слух.
38. Не следует упускать возможности вознести хвалу духовному учителю в его присутствии.
39. Не следует хвалить себя в присутствии духовного учителя.
40. Не следует высмеивать полубогов перед Божеством. (Нектар преданности, гл. 6, 8)
Медитация на Божества
1. Предложив поклоны Божеству, следует с великой преданностью получить даршан и умолять Их о милости.
2. Не следует сразу смотреть прямо в лицо Божеств. Правильный образ действий при получении даршана описан в «Шримад Бхагаватам»: «Начинать медитировать нужно с лотосных стоп Господа, постепенно переводя взор на Его улыбающееся лицо». В процессе медитации следует сосредоточить внимание сначала на лотосных стопах, затем на икрах, бедрах и так постепенно переводить взгляд все выше и выше. Чем больше ум сосредотачивается на различных частях тела Господа, тем сильнее ощущается разум».
3. Даршан следует начинать, когда мы стоим лицом к Божеству, переводя взгляд постепенно из левого угла с Божества на Божество в правый угол.
Этикет киртана
«Относительно твоего вопроса о танцах, танцевать следует с энтузиазмом, воздев руки вверх, как Панча-таттва. Ты также можешь танцевать с энтузиазмом, воздев вверх руки. Все последователи Господа Чайтаньи обычно танцевали с воздетыми руками. Если кто-то танцует в экстазе, то это хорошо, но лучше танцевать с воздетыми руками».
1. Киртана означает прославление Шри Хари посредством пения (когда поет только один преданный – это бхаджан).
2. Прославляйте Кришну, а не себя.
3. Пойте с искренней преданностью для удовольствия Шри Кришны и Его преданных.
4. При групповом воспевании один или два человека должны вести, а остальные – следовать.
5. Инструменты, которыми, согласно наставлениям Шрилы Прабхупады, мы должны сопровождать киртан были караталы, мриданги и джхаджи (большие металлические караталы). Он не санкционировал фисгармонию для киртана, но одобрил ее для бхаджанов. Инструменты, особенно джхаджи, не должны заглушать Святое Имя или вызывать боль в ушах. Инструменты должны следовать за ведущим киртана.
6. Используйте простые мелодии и предпочтительно подходящие мелодии (раги) для дня.
7. Не думайте, что вы поете лучше всех и поэтому вы должны быть ведущим. Вайшнавы по природе своей смиренны. Они естественным образом хотят следовать, а не вести. Тем не менее, если вайшнава просят быть ведущими, он счастлив служить.
Служение и оказание почестей прасаду
«Мне эта идея очень нравится. Наше воспевание – это лекарство, а наш прасадам – это диета для излечения материальной болезни». Письмо Шрилы Прабхупады Даянанде (10.3.68) Как оказывать почтение прасаду «Когда кто-то из преданных, желая поддержать в нас дух преданного служения, раздает прасад – остатки пищи, предложенной Верховной Личности Бога, мы должны принимать этот прасад, видя в нем милость Господа, полученную из рук чистых преданных». (Нектар наставлений, текст 4, комм.)
1. Следует есть только прасадам.
2. В идеале следует есть пищу, которая приготовлена преданными, предложена Господу преданными, раздается преданными.
3. Помните, что Кришна-прасадам не отличен от Кришны.
4. Используйте правую руку для еды и питья.
5. Медитируйте на то, как Кришна попробовал предложенное Ему. (Человек также может медитировать на милость Кришны, проявляющуюся в том, что Он снабжает нас прасадом, а также на игры Шри Чайтаньи Махапрабху и Господа Кришны, связанные с прасадом).
6. Не разговаривайте, почитая прасад (кроме прославления Кришны и Его прасада).
7. Не выбрасывайте прасад. Никогда не касайтесь прасада своими стопами.
8. Мойте руки, стопы и рот до и после еды. По крайней мере, мойте свои руки. В западных странах может быть сложно мыть свои стопы. Но когда вы находитесь в Индии, вы должны мыть как свои руки, так и стопы до и после принятия прасада.
9. Выпейте стакан воды за час до еды. Не пейте спустя некоторое время после еды. Если вам все же необходимо попить, выпейте чего-нибудь горячего.
Как раздавать прасад
«Мы никогда не должны попусту тратить прасад Кришны. Самое лучшее – это готовить ровно столько, сколько требуется, и давать каждому столько, сколько он хочет. Такова ведическая система – люди садятся радами перед своими тарелками, и раздатчики идут по рядами кладут очень небольшие порции каждого блюда в их тарелки. Только тогда, если человек будет возражать, тогда ничего не надо класть. Затем, если кто-либо хочет больше, раздатчики ходят по рядам и дают больше, если кто-либо просит. Таким образом ничего не тратится попусту и все удовлетворены».
1. Следует каждого пригласить сесть, раздавать прасад должны опытные преданные.
2. Те, кто раздают, должны быть очень чисты, удовлетворены и умиротворены. Если это необходимо, им следует поесть до раздачи. Им следует пытаться не разговаривать во время раздачи.
3. Накладывайте ровно столько, сколько необходимо, чтобы ничего не пропало даром.
4. Домохозяева должны раздавать гостям. Старшим, пожилым и детям следует раздавать в
первую очередь.
5. Положите соль и лимон на тарелку каждого еще до того, как они сели и им начали раздавать. Также можно предложить зеленый чили.
6. Всегда сперва раздавайте воду.
7. Раздавать прасад следует в следующем порядке: Сперва горькие блюда, такие как сукта и горькая дыня; Затем шпинат и другие вяжущие блюда; Жареные блюда и дал; Разнообразные овощи со специями; кислые блюда; Сладкие блюда; Рис и чапати – основные блюда, должны всегда быть на тарелке.
8. Раздавайте до тех пор, пока все не будут удовлетворены. Не будьте скупы – не утаивайте ничего, желая съесть это позднее. Прасад предназначен для распространения.
9. Не касайтесь черпаком тарелок. Прикосновение к тарелке оскверняет черпак. Если черпак осквернился, то его надо помыть.
10. Не позволяйте своим пальцам касаться любого блюда, даже воды. Соль никогда нельзя раздавать рукой, используйте ложку.
11. Никогда не касайтесь прасада стопами и не переступайте через него.
12. Раздавайте прасад из раздаточных ведер.
14. Не тащите ведра по полу и не лязгайте ведерными ручками или кухонной утварью. Раздавайте тихо.
15. После того, как кто-либо закончил почитать прасад, немедленно протрите это место.