Может ли индивидуальная душа стать Богом?
В современное время широко распространена монистическая философия, особенно в Индии. Человек, находящийся под её влиянием думает: «Я — Бог, ты — Бог, все мы — Боги». Такая философия приятна сердцу обусловленной души, которая хочет наслаждаться и всё контролировать.
Будучи неразрушимым, вечным, невидимым и непостижимым, можете ли Вы быть Богом? От того, как Вы ответите на этот вопрос, зависит ваша духовная жизнь. «Бхагавад-Гита» (15.16-17) недвусмысленно утверждает: Вы — не Бог и не сможете никогда Им стать, даже достигнув освобождения. Объясняя это, Кришна сначала в тексте 16 описывает два вида живых существ — обусловленных и освобождённых:
двав имау пурушау локе кшараш чакшара эва ча
кшарах сарвани бхутани кута-стхо ‘кшара учйате
«Есть два типа живых существ: бренные и неизменные. В материальном мире каждое живое существо меняется, а обитатели духовного мира всегда остаются неизменными».
Любое живое существо, вступающее в контакт с материей, от Брахмы до крохотного муравья, обречено менять свои бренные тела. Но в духовном мире тела состоят не из материи, поэтому они неизменны. Там нет старости, рождения и смерти. Все живые существа в духовном мире едины с волей Всевышнего Господа и потому непогрешимы и неизменны. Далее в тексте 17 ясно утверждается, что помимо бесчисленного количества живых существ, освобождённых и обусловленных, существует Высшая Личность, Параматма:
уттамах пурушас тв анйах параматметй удахритах
йо лока-трайам авишйа бибхартй авйайа ишвара
«Помимо этих двух, существует также величайшая личность, Высшая Душа, Сам вечный Господь, который вошёл во все три мира и поддерживает их».
Таким образом, живые существа как в обусловленном, так и в освобождённом состоянии, всегда отличны от Верховного Господа. Представления о том, что живое существо может когда-нибудь стать Богом является ловушкой иллюзорной энергии. В комментарии к «Бхагавад-Гите» (18.73) Шрила Прабхупада объясняет:
«..Последней иллюзией, последней ловушкой, которую расставляет на пути человека майя, является представление о том, что он – Бог. Попавший в эту ловушку считает, что он уже не обусловленная душа, а Сам Господь Бог. Ему не хватает разума даже на то, чтобы задаться вопросом: «Если я Бог, то почему оказался в плену сомнений?» Это не приходит ему в голову. Итак, это последняя ловушка, приготовленная для него иллюзорной энергией. Чтобы по-настоящему освободиться от влияния иллюзии, необходимо постичь Кришну, Верховную Личность Бога, и согласиться исполнять Его волю…».
Каковы различия между Богом и живым существом?
-
Живое существо бесконечно мало (ану) — Кришна бесконечно велик (вибху).
В «Катха Упанишад» (2.2.13) сказано, что среди всех живых существ, как освобождённых, так и обусловленных, есть одно Живое Существо — Всевышний Господь, который поддерживает всех и даёт всем возможность наслаждаться согласно их деятельности:
нитйо нитйанам четанаш четананам
эко бахунам йо видадхати каман
«Верховный Господь вечен и живые существа вечны. Верховный Господь обладает знанием и живые существа обладают знанием. Отличие состоит в том, что Верховный Господь обеспечивает всё необходимое для жизни множества других живых существ».
Итак, Кришна вечен, и живые существа также вечны. Кришна имеет тело, исполненное вечности, знания и блаженства, и живые существа также имеют тела сат-чит-ананда. Но разница между Кришной и живым существом в том, что Кришна — это Господь, повелевающий всеми, а живые существа — Его вечные слуги. Живые существа едины с Кришной только в качественном отношении. Что же касается количества, то живые существа бесконечно малы — ану, а Кришна бесконечно велик — вибху. Это подобно тому, как капля морской воды, по качественному составу, не отлична от морской воды, но в количественном отношении она несравнима с гигантским морем.
-
Живое существо сознаёт только своё тело — Кришна знает все тела.
В каждом теле есть две души: индивидуальная душа и Сверхдуша. В тринадцатой главе «Бхагавад-Гиты» тело называют кшетра — «поле деятельности», а того, кто знает тело, называют кшетрагья — «знающим поле». Человек может знать только своё тело. Например, если у Вас болит голова, об этом никто не узнает, пока Вы не расскажите об этом кому-нибудь. Но Кришна, который присутствует как Сверхдуша во всех телах, знает всё обо всём. Он знает все тела во всех разнообразных видах жизни. В «Бхагавад-гите» (13.3) Он говорит:
кшетра-джнам чапи мам виддхи
сарва-кшетрешу бхарата
«Знай же, о потомок Бхараты, что, находясь в каждом из тел, Я также знаю их…».
Также как сознание индивидуальной души присутствует во всём теле, Параматма пронизывает материальный мир Сверхсознанием. Индивидуальная душа не может имитировать это Сверхсознание, так как не обладает абсолютной осведомлённостью. До какой-то степени человеку известно, что происходит в пределах его тела, но он не может почувствовать, что происходит в другом теле. Душа присутствует в своём теле через сознание, но её нет ни в каком другом теле. Однако Параматма, присутствует во всех телах и знает каждое живое существо.
-
Живое существо подвержено забывчивости — но Кришна никогда ничего не забывает.
В четвёртой главе «Бхагавад-Гиты» Господь Кришна говорит Арджуне, что Он передал учение «Бхагавад-Гиты» богу солнца Вивасвану миллионы лет назад. У Арджуны возникает вопрос (Бхагавад-Гита 4.4):
«Бог солнца Вивасван родился на много раньше Тебя. Как понимать Твои слова о том, что на заре творения Ты поведал ему эту науку?»
И Кришна отвечает так (Бхагавад-Гита 4.5):
«И ты и Я рождались великое множество раз. Я помню все эти жизни, ты же не помнишь ни одной, о покоритель врагов».
Господь всегда приходит на землю в сопровождении Своих вечных спутников, которые участвуют во всех Его играх, служа Ему различными способами. Арджуна, являясь одним из таких спутников Господа, присутствовал несколько миллионов лет назад при том, когда Кришна поведал «Бхагавад-Гиту» богу солнца Вивасвану. При этом Кришна помнит это, но Арджуна — нет. Такова разница между живым существом и Верховным Господом Кришной. Каждый, кто является вечным спутником Господа, безусловно, является освобождённой душой, но даже такая великая душа не равна Господу. Живое существо склонно забывать. Этому есть свои причины: душа бесконечно мала и легко попадает под влияние иллюзорной энергии, хотя и имеет качества, сходные с качествами Господа.
-
Живое существо склонно попадать во власть материальной энергии, майи – Бог всегда трансцендентен к ней.
Другое отличие заключается в том, что живое существо легко может попасть под влияние майи, иллюзорной энергии Господа. В действительности оно всегда находится под влиянием либо духовной, либо материальной энергии Кришны. Но Сам Кришна никогда не подвластен своей иллюзорной энергии, ибо является её источником. Философия майавады, в соответствии с которой Абсолютная истина принимает различные тела, имеет в своей основе значительный изъян: если Абсолютная Истина действительно попадает в когти майи, значит ли это, что майа сильнее Бога? Господь никогда не попадает под влияние майи, иначе Он не был бы Богом. В «Бхагавад-Гите» (9.10) Кришна Сам подтверждает, что никогда не попадает под влияние майи. Напротив, майа послушно служит Ему:
майадхйакшена пракритих
суйате са-чарачарам
хетунанена каунтейа
джагад випаривартате
«Будучи одной из Моих энергий, о сын Кунти, материальная природа действует под Моим присмотром, производя на свет все движущиеся и неподвижные существа. Под её началом мироздание снова и снова возникает и уничтожается».
Так Кришна провозглашает, что иллюзорная энергия подвластна Ему и действует под Его управлением, поэтому нет речи о том, чтобы Господь попадал под её влияние.
Итак, суммируя вышесказанное, мы можем усвоить следующее:
Живое существо: |
Бог: |
Дживатма – душа |
Параматма – Сверхдуша |
Анну — бесконечно мало |
Вибху – бесконечно велик |
Знает только своё тело |
В совершенстве знает все тела |
Подвержено забывчивости |
Никогда ничего не забывает |
Склонно попадать под власть материальной энергии |
Материальная энергия действует под Его контролем |
Итак, являясь дживатмами – живыми существами, мы качественно едины с Богом, но отличны от Него в количественном отношении. Будучи мельчайшими, мы склонны подвергаться забвению своей вечной духовной природы и попадать под власть материальной энергии, которая наделяет нас подходящими материальными телами.