Урок 4. «КАЧЕСТВА ИСТИННОГО ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ»

Автор: | 26.12.2014

Итак, каковы же качества истинного духовного учителя?

В Шримад-Бхагаватам 11.3.21 говорится:

тасмад гурум прападьета

джиджнасух шрейа уттамам

шабде паре ча нишнатам

брахманй упашамашрайам

 «Поэтому любой, кто по-настоящему желает истинного счастья, должен искать духовного учителя а, найдя его, принять у него прибежище. Квалификация духовного учителя такова: он осознал заключения Священных писаний, тщательно их изучив, и способен убедить других в их истинности. Таких великих людей, принявших прибежище у Верховного Господа и оставивших все материальные взгляды, следует считать истинными духовными учителями».

В этом стихе говорится о двух основных и одном второстепенном качествах духовного учителя.

Основные качества:

1.      Шабда-брахмани нишната – он осознал заключения Священных писаний, тщательно их изучив, и способен убедить других в их истинности.

Поэтому, истинный духовный учитель:

        никогда не говорит то, чего нет в Ведической литературе (ничего не
выдумывает), т.е. мыслит категориями Священных писаний;

        постоянно изучает Священные писания, т.е. не считает себя совершенным
знатоком духовного знания, но, напротив, постоянно совершенствуется в нем;

        никогда не противоречит садху (святым);

        может ответить на любой вопрос, касающийся духовной жизни;

        учит своим примером (ачарья);

        правдив и дружелюбен ко всем.

2.      Пара-брахмани нишнатаон принял прибежище у Верховного Господа и утвердился на духовном уровне.

Поэтому, истинный духовный учитель:

        никогда не говорит «Я — Бог»;

        говорит только о Боге или о том, что связано с Ним;

        погружен в пение и повторение Святого Имени Господа и проповедь Его
славы;

        поглощен преданным служением Богу

Второстепенное качество:

3.      Упаса-амашрайах он равнодушен к соблазнам материального мира.

В «Нектаре Наставлении» (текст 1) об этом говорится следующее:

вачо вегам манасах кродха-вегам

джихва-вегам ударопастха-вегам

этан веган йо вишахета дхирах

сарвам апимам притхивим са шишйат

«Уравновешенный человек, способный управлять речью, совладавший с требованиями ума, умеющий сдерживать гнев и укрощать побуждения языка желудка и гениталий, обладает всеми качествами, необходимыми для того, чтобы принимать учеников повсюду в мире».

Только тот человек, который имеет два первых (главных) качества способен быть полностью отрешенным от материи и контролировать все шесть побуждений, описанных в этом стихе.

Дополнительное (но необходимое) качество духовного учителя:

4.      Принадлежит к цепи ученической преемственности.

Существует четыре школы передачи духовного знания (сампрадаи), которые берут начало в Абсолютной Истине, а затем подразделяется на множество ветвей ученической преемственности, называемых парампарами («один за другим»). В «Падма-пуране» утверждается, что если человек не связан с истинной цепью ученической преемственности, которых существует четыре: Шри, Брахма, Рудра и Кумара — то какие бы молитвы он ни читал, они не принесут желаемого плода. Поэтому, сокровенное знание Вед раскроется человеку только в том случае, если он получит его через посредство духовного учителя, принадлежащего к одной из этих авторитетных школ.

Наша цепь ученической преемственности, основателем которой является Брахма – первое живое существо во Вселенной, называется брахма-мадхва-гаудия-сампрадая.

В чём заключается главное предназначение цепи ученической преемственности?

Главное предназначение парампары — передавать Ведическое знание в неизменном виде, без искажений. Ученик принимает знание от духовного учителя неизменным. Со временем, развив необходимые качества, он сам становится духовным учителем и передает это сокровенное знание своим ученикам в том самом виде, в котором он получил его от своего духовного учителя.

Именно благодаря парампаре знание Вед передается в неизменном виде через века и сохраняет свою чистоту. Сейчас это знание стало доступно всему западному миру благодаря Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупаде, который, являясь истинным духовным учителем, перевел и прокомментировал главные писания Ведической литературы, такие как, Бхагавад-гита, Шримад-Бхагаватам, Шри Ишопанишад и др., раскрывающие суть всей Ведической литературы.

В Бхагавад-гите (2.46) говорится:

йаван артха удапане

сарватах самплутодаке

таван сарвешу ведешу

брахманасйа виджанатах

«Все нужды, которые удовлетворяет маленький колодец, может сразу удовлетворить большой водоем. Подобно этому, тот, кому известно высшее назначение Вед, обретает все описанные в них блага».

Поэтому, просто изучая книги Шрилы Прабхупады, человек получает возможность постичь высшую цель Вед и достичь высшего предназначения человеческой жизни.

Но ведь Веды столь обширны, действительно ли достаточно изучить книги А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, чтобы понять суть Вед и достичь совершенства?



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.