Но ведь Веды столь обширны, действительно ли достаточно изучить книги А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, чтобы понять суть Вед и достичь совершенства?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо увидеть место книг, которые перевел и прокомментировал Шрила Прабхупада, среди всего многообразия Ведической литературы. Для этого сделаем краткий обзор Вед.
Вся Ведическая литература (для краткости будем называть ее Ведами) делится на 3 основные части: шрути («услышанное»), смрити («запомненное»), ньяя («логические заключения»), которые называют трайи-прастхан — «три пути», ведущие из этого материального мира.
К шрути относят: собственно Риг-, Яджур-, Сама- и Атхарва-Веды. Каждая из этих четырех Вед, в свою очередь, делится на 4 раздела: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Среди них Упанишады являются высшими, ибо объясняют сокровенный смысл Вед. Из 108 существующих Упанишад выделяются 11 основных, список которых возглавляет Шри Иша-упанишад. Именно ее перевел и прокомментировал А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, желая представить людям всего мира послание Вед.
Среди всей литературы, относящейся к категории смрити, наиболее важными являются Пураны. Среди Пуран больше всего ценятся Махабхарата и Шримад-Бхагаватам, поскольку Махабхарата содержит Бхагавад-гиту, — наставления Самого Кришны, а Шримад-Бхагаватам описывает качества Кришны и Его удивительные деяния. Поэтому Шрила Прабхупада представил человечеству именно эти жемчужины Ведической литературы.
К категории ньяя относится только одно произведение – Веданта-сутра, которая содержит анализ всех Упанишад и устраняет все кажущиеся противоречия между ними. Это очень сложное, трудное для понимания философское произведение, поэтому Шрила Вьясадева (составитель Ведической литературы) сам написал комментарий к Веданта-сутре – это Шримад-Бхагаватам.
Таким образом, мы видим, что А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, желая объяснить суть всех Вед, представил человечеству самые важные произведения из всей Ведической литературы. Ниже мы приводим схему, чтобы лучше увидеть это:
Следует отметить, что возвышенное послание Вед теперь доступно всем людям именно благодаря комментариям, написанным Шрилой Прабхупадой. Поэтому важно изучать эти книги, стараясь понять его комментарии, а не только читая переводы древних текстов.
Зачем же тогда принимать духовного учителя? Разве чтения этих книг не достаточно, чтобы получить высшее знание Вед?
Хотя книги Шрилы Прабхупады, по предсказанию, будут основой мировоззрения для всех людей, желающих достичь духовного совершенства, еще на протяжении 10000 лет, тем не менее, принять «ныне действующего» духовного учителя совершенно необходимо. На это есть несколько причин:
- Во первых, человек, с его загрязненным разумом, склонен воспринимать информацию искаженно. Истинный духовный учитель поможет правильно понять то, что хочет донести Шрила Прабхупада.
- Во вторых, чтобы понять духовное знание, человек должен развить определенные качества, а для этого нужна помощь духовного учителя, который занимает ученика определенной практикой, необходимой для развития этих качеств.
- В третьих, принимая духовного учителя, ученик ставит себя в смиренное положение (авароха-панха), которое настраивает его сердце на восприятие этого знания. Не заняв такой позиции понять запредельное знание невозможно.
- В четвертых, чтобы развивать веру, нам всегда нужен живой пример человека, который прошел этим путём. Такой пример очень вдохновляет нас.
- В пятых, парампара (цепь учителей, по которой передается знание) не должна прерываться, иначе знание будет искажено.
Итак, ясно, что принять истинного духовного учителя совершенно необходимо, но что нужно, чтобы принять его? Какими качествами должен обладать ученик, чтобы процесс передачи знания от учителя к ученику состоялся?