Харинама-санкиртана (или нагар-санкиртана) – совместное воспевание Святого Имени является ягьей в нашу эпоху беспокойств и раздоров. Публичное воспевание Маха-мантры ввёл Господь Чайтанья Махапрабху и является мощным методом избавления от страданий материального мира и духовного возвышения. Благодаря санкиртане, слыша звуки Святого Имени, милость получают все живые существа, даже лишенные возможности духовно совершенствоваться (например животные), и те кто вовсе не желают этого делать.
Что такое Харинама?
Вы идете по улице и вдруг обнаруживаете перед собой необычно разодетую группу танцующих и поющих Харе Кришна…молодых людей.
Что это такое? Как это понимать? Что за слова они поют? Какой смысл в этом действии? Какая польза от этого мне и окружающим? Нужно ли мне это?
Вы идете по улице и вдруг обнаруживаете перед собой необычно разодетую группу танцующих и поющих Харе Кришна…молодых людей.
Что это такое? Как это понимать? Что за слова они поют? Какой смысл в этом действии? Какая польза от этого мне и окружающим? Нужно ли мне это? Такие вопросы естественным образом возникают в умах любопытных прохожих.
С виду, казалось бы, не замысловатое и даже немного чудаковатое действие основывается на, вполне научных, Ведических принципах, описанных в таких трудах как «Бхагавад Гита как она есть», «Шримад Бхагаватам», «Шри Чайтанья-Чаритамрита» и т. д.
Мы очень коротко раскроем главные из них:
1. Изначально существует два мира; духовный и материальный.
2. Оба они находятся во власти Бога и принадлежат Ему.
3. Разнообразные живые существа, обитающие в этих двух мирах бессмертные, так же как и Бог, так как являются Его неотъемлемыми, но отделенными частичками.
4. Духовный мир населен любящими Кришну живыми существами. Они испытывают безграничное счастье от этих любовных взаимоотношений с Ним. Вот пять основных видов этих взаимоотношений: 1)нейтральные; 2) отношения слуги и господина; 3) дружеские или братские; 4) родительские; 5) и наконец супружеские.
5. Мир, в котором мы сейчас находимся, предназначен для исправления тех, кто, проявляя бунтарский дух, завидует Богу и пытается занять его положение, думая о себе как о верховном повелителе. И поскольку так думают практически все, за исключением истинно верующих людей разных конфессий, а достичь такого положения не возможно, то, как следствие таких устремлений приходит разочарование, от вечно незбывающейся мечты. И как наказание в этом мире всех, без исключения преследует страх старости, болезней и смерти.
6. Имена Бога: Харе (Источник наслаждения), Кришна (Всепривлекающий), Рама (Всерадующий) – проявление безграничной милости любящего нас Бога. Подобно канату, брошенному для спасения утопающему, в океане, кишащем кровожадными акулами лжи и невежества, эти имена нисходят к нам из духовного мира и помогают всем искренним людям обрести свое естественное здоровое состояние, позволяющее понять Бога и любить Его.
7. Кришна никогда не принуждает живые существа любить Его, но и не скрывает этого своего желания. «Кали юга юга дхарма намера прачар…» – говорит господь Чайтанья (Золотая аватара нашего века) в «Шри Чайтанья Чаритамрите»: Если кто то, в этот век порока и лжи пожелает проявить свою любовь к Богу, то должен начать воспевать Его Святые имена: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. И Он на собственном примере показал, как это надо делать.
Внешне Харинама может проявляться по разному: от крупномасштабного, театрализованного, фестивального действия, до выступления небольшой группы людей, поющих на улицах городов или в парковых зонах отдыха, раздающих угощения, распространяющих книги, буклеты, аудио и видео продукцию. В любом своем проявлении Харинама. Всегда неизменно благотворна для всех без исключения, даже для неверующих атеистов и равнодушных к Богу людей. А духи и приведения покидают то место где она проходит.
Более подробно эта наука о любви к Богу (Бхакти) описана в книгах Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Совместное воспевание
Совместное воспевание (харинама санкиртана) мантры Харе Кришна (маха-мантры) есть важнейший в эпоху Кали способ изменения мышления человечества и пробуждения духовного сознания
Харинама-санкиртана (Нагар-санкиртана) – совместное воспевание Святого Имени, которое ввёл Господь Чаитанья Махапрабху. Благодаря санкиртане, милость Святого Имени получают все живые существа, даже которые лишены возможности духовно совершенствоваться (например животные), и даже те, кто вовсе не желают этого делать.
В ведических писаниях говорится не только о пагубных последствиях, но и о преимуществах века Кали. Одиннадцатая Песнь «Шримад-Бхагаватам» повествует о том, что многие возвышенные личности из других, благополучных, эпох — Сатья-, Трета- и Двапара-юги — желают воплотиться на земле именно в Золотой век Кали. Дело в том, что в этот период на нашу планету нисходит множество чистых преданных Верховного Господа, и общение с этими духовно возвышенными личностями открывает разумным людям всех эпох возможность достижения в Кали-югу высшего духовного совершенства. Ведическая традиция — не единственная, в которой считается, что рождения в эту эпоху жаждут многие души. Так, тибетские ламы, мистики Восточной Индии и индейцы племени майя также утверждают, что многие души ждут воплощения именно в эту эпоху, чтобы воспользоваться всеми преимуществами ее грядущих перемен.
Несмотря на хаос и войны, опустошающие планету, Золотой век Кали-юги обладает важнейшим преимуществом — дает возможность стремительно продвигаться в духовном постижении мира. Существуют и конкретные методы духовного совершенствования, предписанные Ведами для этой эпохи. В «Падма Пуране» приводится беседа Господа Шивы с его женой Парвати, в которой он замечает, что Кали-юга не властна над теми, кто взывает к Всевышнему, повторяя Его имена — Хари, Харе (звательный падеж имени Хара), Кришна и Рама. «Кали-сантарана Упанишад» отмечает:
Во всей ведической литературе не найти религиозного метода для эпохи Кали более возвышенного, чем повторение Харе Кришна.
В Одиннадцатой Песни Шримад-Бхагаватам предсказывается, что разумные люди эпохи Кали будут поклоняться Всевышнему, участвуя в харинамах — прославлении имен Господа (буквально харинама означает «имя Хари»), и что Сам Господь, Шри Кришна, явится на землю, чтобы распространить этот метод поклонения Всевышнему: совместное пение и индивидуальное повторение имен Бога в виде мантры:
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
В Шримад-Бхагаватам еще за несколько тысячелетий до реального события — явления Шри Чайтанья Махапрабху (1486 — 1534) были предсказаны место и время Его рождения, описана внешность Шри Чайтаньи и указаны ближайшие Его родственники. Там говорится, что Шри Чайтанья явится как самая милостивая аватара (буквально: «тот, кто нисходит»). Шри Чайтанья являл пример чистого преданного служения Кришне, хотя на самом деле был Самим Кришной, несмотря на то, что Его тело и не было темным, как у Кришны, а имело цвет расплавленного золота, что также было предсказано в ведических писаниях. Шри Чайтанья непрестанно повторял имена Кришны и утверждал, что распространение метода повторения и совместного пения (харинама санкиртана) мантры Харе Кришна (маха-мантры) есть важнейший в эпоху Кали способ изменения мышления человечества и пробуждения духовного сознания. Этот метод призван создать человека нового типа.
Песня Золотого Века
Хотя она легко охлаждает возбужденный ум, она еще и пробуждает в занимающихся ею их изначальные, радостные духовную природу и сознание, давая подлинное ощущение счастья, недостижимое другими средствами
Эта картина уже повторялась бесчисленное количество раз на улицах городов по всему западному миру — от Голливудского бульвара и Пятой авеню в Америке до лондонской Оксфорд-стрит и Елисейских полей в Париже. Посреди уличного движения, магазинов, ресторанов и кинотеатров, люди неожиданно обнаруживали перед собой группу молодежи, поющей и танцующей под ритм цилиндрических барабанов и медное позванивание ручных цимбал. Мужчины с обритыми головами одеты в ниспадающие одежды, женщины — в яркие индийские сари. Да, это люди из Харе Кришна, поющие их ставшую теперь известной мантру — Харе Кришна, Харе Кришна… Но что это, собственно, такое — форма протеста, авангардный уличный театр, религиозная демонстрация или что-то еще? Если вы спросите их об этом, то узнаете, что эти люди заняты медитацией, давно практикуемой на Западе — пением святых имен Бога. (Кришна — имя Бога на санскрите.) Конечно, слово «медитация» стало теперь обыденным — им обозначают любую технику, призванную успокоить и умиротворить беспокойный ум современного человека. Но древняя и авторитетная форма медитации, которую проводят люди из Харе Кришна, имеет гораздо более глубокое и возвышенное значение. Хотя она легко охлаждает возбужденный ум, она еще и пробуждает в занимающихся ею их изначальные, радостные духовную природу и сознание, давая подлинное ощущение счастья, недостижимое другими средствами.
Звонок будильника
Веды — писания, содержащие вневременное духовное знание древней Индии, отмечают, что такой процесс пробуждения крайне необходим каждому, поскольку все в этом материальном мире находятся в спящем состоянии. Мы забыли свою изначальную, духовную сущность, приняв временное материальное тело, состоящее из материальных элементов, за свое истинное «я». Веды сравнивают материальное тело с призрачными образами сновидений. Во сне мы забываем, кем являемся на самом деле, и можем наслаждаться или страдать в различных телах. Но услышав звон будильника, мы просыпаемся и возвращаемся в свое обычное сознание. Мы вспоминаем, кто мы такие и что нам нужно делать. Подобно этому, услышав могущественную звуковую вибрацию мантры Харе Кришна, мы можем постепенно пробудить наше истинное «я» — душу, качества которой — вечность, полное знание и всевозрастающее блаженство. Поэтому мудрецы древней Индии говорят нам, что целью человеческой жизни не должны быть попытки наслаждаться временным и призрачным положением в материальном мире. Они советуют нам пробудить нашу изначальную, духовную природу и, в конечном счете, вернуться в наш истинный дом — в духовный мир, где мы сможем наслаждаться вечными отношениями с Верховным Господом, Шри Кришной.
Взгляд Сократа и Платона
Этот поиск своего истинного «я» посредством медитации не является чем-то недавно изобретенным либо чуждым в основном рационалистическим философским и духовным традициям Запада. Хотя западная цивилизация в основном направляет свою энергию во внешний мир в попытках эксплуатировать природные ресурсы, всегда были философы, святые и мистики, посвящавшие себя более высокой цели, нежели материальное благополучие, которое в любом случае временно. Поиск «я» греческими философами Сократом и Платоном привел их к взгляду на изначальную природу человека, вполне схожему с точкой зрения ведических мудрецов. Временный мир, учат они, не есть наш истинный дом; раньше мы жили в духовном мире. В знаменитых «Диалогах» Платона Сократ говорит, что в нашем изначальном состоянии «мы были чистыми сущностями, не помещенными в эту живую могилу, которую носим на себе; теперь же мы заключены в тело, как устрица — в ее ракушку».
Слова, сказанные в Галилее
В соответствии с этими античными мыслителями, цель философии — пробудить человека к его изначальной, духовной сути, ныне скрытой покровом физического тела. О том же самом, четыреста лет спустя, говорил в Галилее Иисус Христос. В Евангелии от Иоанна, Христос говорит: «Дух животворит {дает жизнь}, плоть не пользует нимало» (Иоанн 6:63). Другими словами, тело — всего лишь внешняя оболочка души — истинной силы, дающей жизнь. Поэтому Иисус предупреждает: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Марк 8:36). Высшая цель жизни, учил Христос, — понять и ощутить нашу внутреннюю духовную природу. В Евангелии от Луки, Иисус наставляет человечество смотреть внутрь ради истинно духовной жизни: «…и не скажут: ‘Вот, оно — здесь!’, или: ‘Вот, там!’, ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лука 17:21). Описывая свой внутренний поиск Бога посредством медитации, св. Августин, великий святой и выдающийся философ Римско-католической церкви, говорит нам в своих «Исповедях», как его ум «оставил мысли о сущем, отдаляясь от противоречивого столпотворения чувственных образов».
Начало золотого века
Шри Чайтанья предсказал, что святое имя Кришны придет в каждый город и деревню по всему миру. Это предсказание оставалось неисполненным около четырехсот лет, до времен Бхактивиноды Тхакура, великого духовного учителя в цепи ученической преемственности, идущей от Шри Чайтаньи
Шри Чайтанья предсказал, что святое имя Кришны придет в каждый город и деревню по всему миру. Это предсказание оставалось неисполненным около четырехсот лет, до времен Бхактивиноды Тхакура, великого духовного учителя в цепи ученической преемственности, идущей от Шри Чайтаньи. В 1885 году Бхактивинода писал: «Шри Чайтанья приходил не для того, чтобы освободить лишь нескольких индийцев. Напротив, Его главной целью было дать освобождение всем живым существам во всех странах по всей вселенной, и проповедовать Вечную Религию… Нет сомнений, что этот наказ будет выполнен… Очень скоро разнообразные виды харинама-санкиртаны (совместного пения святого имени Господа) распространятся по всему миру… О, этот день, когда удачливые англичане, французы, русские, немцы и американцы возьмут знамена, мриданги (барабаны) и караталы (ручные цимбалы) и начнут киртану (пение) на своих улицах и городах! Когда же придет этот день?»
Прошло менее века, и видение Бхактивиноды стало реальностью. В 1965 году величайший посланник духовности и культуры Индии, А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, прибыл на Ист-Вилладж Нью-Йорка, в сердце движения контркультуры шестидесятых. В течение года Шрила Прабхупада, десятый в цепи духовных учителей от Шри Чайтаньи, основал Международное Общество Сознания Кришны. Очень быстро звук пения Харе Кришна распространился по всей Америке, затем по Англии и всему миру.
Ведические писания утверждают, что хотя Кали-юга — эпоха наибольшей деградации, пение мантры Харе Кришна удивительным образом изменит нынешнюю враждебную, полную ненависти атмосферу мира. Эти древнейшие, вневременные писания предсказывают Золотой Век, который начнется с широкого распространения пения Харе Кришна, и в это время болезненные проявления этой эпохи смягчатся и люди повсюду в мире станут счастливы в экономическом, политическом, социальном, культурном и духовном отношениях.
Медитация от Греции до Японии
В дополнение к прославлению имени и славы Господа в песнях, в христианских церквях также получила развитие практика медитации на Бога посредством повторения молитв на четках — традиция, которой следуют сегодня миллионы католиков во всем мире
Философ-стоик Максим отмечал: «Есть один верховный Бог — Бог и всемогущий отец каждого». «Это Тот, — продолжает он, — Кому мы поклоняемся под разными именами». Современный иудейский теолог Мартин Бьюбер соглашается с ним: «Все имена Бога святы». И Библия полна подобными утверждениями. В Ветхом Завете сказано: «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен» [Притч. 18:10]. В своих псалмах царь Давид объявляет: «Я буду славить имя Бога моего в песни» [Псалтирь 68:31]. Псалтирь содержит бесчисленные обращения к имени Бога: «Все народы, Тобою сотворенные, придут, и поклонятся перед Тобой, Господи, и прославят Имя Твое [Псалтирь 85:9]… Славьте Господа; призывайте Имя его; возвещайте в народах дела Его; воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его; хвалитесь Именем Его Святым [Псалтирь 104:1-3]… Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе, хвалите Его на звучных кимвалах [Псалтирь 149:4-5]». Столетия спустя, Исраэль Баал Шем Тов (1699-1761), великий иудейский мистик, основал хасидизм — народное движение в иудаизме, члены которого танцуют и поют, прославляя верховного Господа. Христос, уча Своих учеников молитве, прославлял святое имя Господа: «О Отец, Сущий на Небесах, да святится Имя Твое». А св. Павел в своем «Послании к Римлянам» пишет: «Ибо всякий, кто призовет Имя Господне — спасется» [Рим. 10:13].
В дополнение к прославлению имени и славы Господа в песнях, в христианских церквях также получила развитие практика медитации на Бога посредством повторения молитв на четках — традиция, которой следуют сегодня миллионы католиков во всем мире. Иоанн Крисостом, святой Греческой Православной церкви, особенно рекомендовал «молитвенное призывание имени Божьего», которое, как он говорил, должно быть «непрерывным». Повторение Иисусовой молитвы («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного») стало постоянной практикой членов Православной церкви.
Последователи ислама почитают имя Бога (Аллаха) святым и медитируют на него. В соответствии с традицией, существует девяносто девять имен Аллаха, называемых «Прекрасными Именами». Их можно увидеть на памятниках, таких, как Тадж Махал, и на стенах мечетей. Эти имена повторяются на четках, состоящих из трех групп по тридцать три бусины. Повторение имен помогает поклоняющимся сосредоточить свой ум на Аллахе. С двойного обращения «Аль-Рахман, Аль-Рахим» означающего «Бог, сострадательный и милостивый», начинается каждая глава Корана. Другие арабские имена Бога прославляют Его как творца, дающего и царя.
Сикхи в Индии делают особое ударение на повторении имени Бога. Они называют Бога Нама — «имя». Гуру Нанак, основатель религии сикхов, молился: «В эти нектарные утренние часы я медитирую на красоту истинного Имени», и говорил, что Господь в видении приказал ему: «Иди и повторяй Мое имя, и побуждай других делать то же».
«Четки широко используются буддистами, большие — у монахов, маленькие — у мирян, — говорит Джеффри Пэрриндер, профессор сравнительной религии Лондонского университета, в своей книге «Поклонение в мировых религиях». — На больших — 108 бусин, две половины обозначают пятьдесят четыре стадии превращения в боддхи-саттву (просветленного). Большая бусина посредине оставлена для Будды». Члены самой большой японской ветви буддизма — церкви Чистой Земли — практикуют повторение имени Будды (наму амида бутсу). Основатель Ширан Шонин говорит: «Сила святого имени, его дар — просветление — распространились по всему миру». Из учения буддизма явствует, что благодаря пению имени Будды, поклоняющийся освобождается от цикла перерождений и присоединяется к Будде в Чистой Земле, или духовном мире.
Звук и самоосознание
Давно была признана способность звука изменять сознание. Английский философ и государственный деятель сэр Фрэнсис Бэкон отмечал, что «слух воздействует на дух быстрее любого другого чувства»
Вильям Джеймс, американский философ, изучающий философию религии, пишет по этому поводу: «Наше обычное сознание в состоянии бодрствования, рациональное сознание, как мы его называем, есть всего лишь один из видов сознания, в то время как вокруг него, отделенные чередой экранов, находятся потенциальные формы совершенно иного сознания. Мы можем прожить всю жизнь и не подозревая об их существовании, но стоит использовать необходимые средства, и можно соприкоснуться с ними во всей их полноте…». Но что это такое — «необходимые средства» для пробуждения дремлющего сознания «я» и Бога, находящегося в сердце каждого? Все подлинные духовные авторитеты соглашаются, что такое трансцендентное сознание нельзя пробудить, используя какие-либо материальные средства, в том числе прием химических веществ наподобие ЛСД и других «расширяющих сознание» наркотиков. Когда Шрилу Прабхупаду, основателя движения Харе Кришна, последователь Тимоти Лири спросил о месте ЛСД в духовной жизни человека, тот ответил, что духовная жизнь не нуждается в наркотиках, что они не могут дать духовного сознания, а все вызванные ими «религиозные видения» являются галлюцинациями. Осознание Бога — не такая легкая и дешевая вещь, чтобы ее можно было достичь, просто принимая таблетки или куря.
В ведических писаниях говорится, что для пробуждения духовного сознания нужно слушать и петь трансцендентные звуки, или мантры, к примеру, мантру Харе Кришна. Давно была признана способность звука изменять сознание. Английский философ и государственный деятель сэр Фрэнсис Бэкон отмечал, что «слух воздействует на дух быстрее любого другого чувства». Однако, обычные материальные звуки не пробуждают духовного сознания. Для этого нужно слушать духовные звуковые вибрации. Поэтому практически все мировые религии рекомендуют нам медитировать на Слово Божье. Св. Иоанн писал в своем Евангелии: «В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог» [Иоанн 1.1]. Таким образом, божественный звук совершенно отличен от мирского или материального звука.
Раз Слово, или учение Бога, обладает столь необычайной способностью изменять и возвышать наши души, насколько же важны сами имена Бога, которые громко прославляются в песнях и на которые медитируют в тишине. Поскольку Бог совершенно духовен и абсолютен, Ведические писания говорят, что Его святые имена наполнены всеми Его духовными энергиями. Бог и Его имя — одно. В «Падма Пуране» говорится: «Нет различия между святым именем Господа и Самим Господом» .
Духовная практика нашей эпохи
Хотя Бог известен во всем мире под множеством имен, каждое из которых описывает особый аспект Ео славы и привлекательности, есть одно имя, выражающее всю гамму безграничных божественных качеств
Хотя Бог известен во всем мире под множеством имен, каждое из которых описывает особый аспект Ео славы и привлекательности, есть одно имя, выражающее всю гамму безграничных божественных качеств. Это верховное, всеобъемлющее и самое могущественное имя Бога содержится в древнейших религиозных писаниях мира — санскритских Ведах Индии, утверждающих, что главное имя Господа — Кришна. Шрила Прабхупада объясняет: «Когда мы говорим «Кришна», мы обращаемся к Богу. Бога в этом мире и в этой вселенной называют множеством имен, но, в соответствии с ведическим знанием, имя «Кришна» — высшее». Далее он отмечает: «У Бога много имен в соответствии с Его деятельностью, но поскольку Он обладает столькими достояниями, и поскольку этими достояниями Он привлекает каждого, Его зовут Кришна (всепривлекающий)».
С незапямятных времен миллионы людей пели имя Кришны, чтобы достичь духовного совершенства. Но исторические данные свидетельствуют о том, что широко распространил это Шри Чайтанья, воплощение Кришны, явившийся в Бенгалии около пяти столетий назад и установивший пение мантры Харе Кришна как всеобщую духовную практику в нынешнюю эпоху.
В соответствии с ведической космологией, материальное творение постоянно находится в цикле из четырех эпох. Он начинается с Золотой эры (Сатья-юги), затем условия постепенно ухудшаются и, в конце концов, наступает Кали-юга — эпоха ссор и лицемерия. Для каждой из этих эпох Ведами предписан свой, наиболее подходящий для нее, всеобщий метод самоосознания. К примеру, в Сатья-югу рекомендованным путем было следование системе мистической йоги, требовавшей посвящения всей жизни непрерывной йогической практике, сопровождаемой суровыми обетами отречения и аскетизма. Мы живем в начале последней эры — Кали-юги. В эту эпоху люди уже не обладают терпением, силой воли и долгой жизнью, необходимыми для успешных занятий изначальной системой йоги, описанной в Ведах. Поэтому ведические писания советуют: «В этот век Кали нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути для духовного развития, кроме пения святых имен Бога, пения святых имен Бога, пения святых имен Бога» [«Брихан-нарадия Пурана»].
«Кали-сантарана Упанишад» особенно рекомендует пение мантры Харе Кришна: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — эти шестнадцать имен, состоящие из тридцати двух слогов — единственное средство преодоления демонических качеств Кали-юги».
По материалам krishna.ru