История Вайшнавизма

Автор: | 20.06.2021

Вайшнавизм — это и есть Санатана Дхарма или высший путь познания вечного Бога. Это путь предания себя Господу Вишну. В этой статье кратко описывается история Вайшнавизма.

История Вайшнавизма

Практика Вайшнавизма, в особенности концепции бхакти и прапатти, базируются на таких священных текстах, как «Ади Вишну пураны», повествующие о первом снисхождении Маха Вишну на Землю и проявлению на ней Своих Божественных игр,  «Сказания о Раме» о Его втором снисхождении на Землю под именем Рамы  и «Вишну Рахасьям лилам», рассказывающие о третьем снисхождении Маха Вишну, когда Его называли Кришной.  Именно они являются основными источниками знания в Вайшнавизме.

Слово «Вайшнавизм» образовано путём прибавления суффикса «изм» к санскритскому слову «Вишну», которое означает «всеобъемлющий, всепроникающий» — имя Господа Вишну. Преданных Господа Вишну называют Вайшнавами — это «те, кто принадлежат Вишну».

Вайшнавизм включает такие аспекты, как поклонение Шри Маха Вишну (упасана), принятие прибежища у Господа Вишну (шаранагати), приверженность ненасилию (ахимсе), вегетарианству и альтруизму.

Вайшнавизм является основной традицией широкой ведической духовной культуре, которая в свою очередь является одним из самых многочисленных и древних учений во всём мире. В отличие от некоторых ведических традиций, Вайшнавы считают, что конечная реальность является личностью. Таким образом, они понимают, что Богом является Высший Всесильный Господь Вишну, имеющую форму; все живые существа — бессмертны.

В нашем понимании Вайшнавизм — это не религия, а всеобщий вечный закон («санатана-дхарма»). Другими словами, разные религии не считаются конкурирующими, а всего лишь имеющими другую описательную форму. В их основе лежат одни и те же убеждения, касающиеся Господа и Его природы, человеческой души, взаимоотношения между Богом и душой, а также пути освобождения или спасения души.

Корни Вайшнавизма уходят в поздний ведийский период, VI—V века до н. э., когда Арии, исповедовавшие Веды, мигрировали в Древнюю Индию. Он породил богатую философскую литературу на санскрите и индийских языках, а также обогатил культуру в музыке, танце, скульптуре и архитектуре. Вайшнавизм получил название «бхакти» — преданное служение, исполненное любви. Бхакти в смысле исключительной преданности Господу Маха Вишну. В V—II веках до н. э. произошло собрание всей ведической литературы, которая помогала глубже изучать Вайшнавскую философию и практику поклонение Господу Вишну.

Начиная с V—VI веков, большую популярность приобрели гимны альваров, Вайшнавских поэтов, погружённых в любовь к Господу Маха Вишну. Традиция Вайшнавизма насчитывает двенадцать альваров. Они вошли в историю, как авторы прекрасных гимнов, которые приобрели огромную популярность. Их гимны объединены их собирателем Натхамуни в сборник под названием «Дивья-прабандха», насчитывающий более четырёх тысяч гимнов. Его называют «Вайшнава-ведой» или «Дравида-ведой». Одного из альваров, Наммальвара, можно назвать теологом и философом. Среди них значится одна преданная Господа Вишну по имени Андал, которой поклоняются не только как живому воплощению бхакти, но и как Божественной ипостаси Лакшми, супруги Господа Вишну. Мировоззрение альваров отличалось терпимостью и любовью ко всем людям, не разделяя людей ни на какие группы. Альвары проповедовали, что единственным качеством человека, делающим его достойным приблизиться к Господу Вишну, является преданность (прапатти).

После альваров появились первые учителя вайшнавизма (ачарьи), первым среди которых почитается собиратель гимнов альваров Натхамуни. С него начинается линия передачи духовных знаний от учителя к ученику в великой традиции Вайшнавизма.

Письменные источники Вайшнавизма

Главными источниками Вайшнавского Богословия выступают  «Ади Вишну пураны», датируемая V веком. Для Вайшнавов эти писания  являются священным, основополагающим текстом. Это произведение описывает  историю прихода Шри Маха Вишну на Землю и проявление на ней Его Вайкунтхи. Роль Господа Вишну как спасителя мира и Его преданных хорошо проиллюстрирована в ряде историй, таких как сюжеты с Прахладой и Дхрувой.

Вайшнавизм допускает индивидуальное восприятие, логические выводы и лингвистическую связь как инструментов интеллектуального познания. Однако, с точки зрения результатов познания (достижения Бога), изучение священных текстов и умозаключения не могут помочь обрести Бога. Вайшнавизм отдаёт предпочтение личной духовной практике, прежде всего бхакти и прапатти.

Также Вайшнавизм признает произведения Тамильских альваров, которые впервые стали писать любовную лирику по отношению к Маха Вишну, которая является одним из основных вдохновляющих источников для вайшнавов.

Источник



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.