Все четыре вайшнавские сампрадаи решают тот же вопрос о единстве и различии Бога и творения. И, несмотря на то, что есть определенное различие в их подходах, тем не менее, их философская доктрина имеет общую почву: цель всех вайшнавских сампрадай в том, чтобы помочь расцвести бхакти в сердце человека.
В “Падма Пуране” предсказано:
сампрадайа вихинайе мантрас те нишпхала матаха
тах калу павишьями чатвара сампрадайа
шри брахма рудра санака вайшнава абшити пранава
чат тварас те калу бхавья хи уткале пурушоттама
“В век Кали духовное знание будет передаваться по четырем сампрадаям: Шри, Брахма, Рудра и Кумара–сампрадая. Они будут распространять высшую культуру поклонения Верховной Личности Бога. И любая мантра, полученная вне этих сампрадай, не будет иметь силы”.
Четыре вайшнавские сампрадаи приходят в кали-югу, чтобы возродить бхакти, чтобы смести препятствия в виде буддизма, майавады, карма-мимамсы и других философий. Поэтому все они объясняют один и тот же момент: Бог одновременно един со Своим творением и в то же самое время отличен от него, Он одновременно велик и всемогущ и в то же самое время близок к живым существам и имеет непосредственные отношения со всеми ними.
По сути, лишь вайшнавские сампрадаи несут философию, которая является точным и сбалансированным описанием предмета самбандха-гьяны. И этим самым они создают почву для развития бхакти.
Отличие вайшнавских сампрадай друг от друга лишь в акцентах: какая-то сампрадая делает некоторый крен в сторону отличия, какая-то в сторону единства, но в целом они остаются в пределах одного общего логического пространства одновременного единства и отличия Бога и творения.
Итак, известны четыре вайшнавские сампрадаи: Лакшми или Шри-сампрадая, Брахма или Мадхва-сампрадая, Рудра-сампрадая и Кумара-сампрадая. Ачарьей или ади-гуру Шри-сампрадаи является Рамануджа, ади-гуру Мадхва-сампрадаи – Мадхва, Рудра-сампрадаи – Вишнусвами, Кумара-сампрадаи – Нимбарка.
Философии всех сампрадай основываются на “Веданта-сутре”. “Веданта-сутра” является заключением всех Вед. Вьясадева свел в логической форме в “Веданта-сутру” всю ведическую философию. Но что интересно, “Веданта-сутра” представляет собой зашифрованный текст. Буквально слово сутра переводится как “шифр”.
Что происходит дальше? Ади-гуру берет текст “Веданта-сутры” и интерпретирует его определенным образом. У него есть конкретное представление о том, как пракрити, джива и ишвара связаны друг с другом, и это представление является ключом, с помощью которого он объясняет различные сутры. Таким образом, он формирует на основании текста “Веданта-сутры” свою собственную законченную философскую систему.
Ключи, при помощи которых ади-гуру различных сампрадай расшифровывали текст “Веданта-сутры”, обозначены в названиях философских доктрин сампрадай.
Доктрина или ключ в Шри-сампрадае — вишишта адвайта — “качественная или условная недвойственность”. Рамануджа говорит, что ишвара и джива неотличны друг от друга. В этом смысле он ближе к Шанкарачарье. В то время проповедовать двайту, то есть двойственность, было очень опасно из-за распространенности майавады. Поэтому пришел Рамануджачарья и дал философию вишишта адвайты, суть которой в том, что джива и пракрити являются аспектами или атрибутами ишвары, и в этом смысле они не отличны от Него. Он приводит пример голубого лотоса. “Можно ли голубизну отделить от голубого лотоса, существует ли голубизна сама как таковая?” – спрашивает он. И отвечает: “Нет”. Точно так же джива и пракрити неотделимы от ишвары, они всего лишь аспекты ишвары. Рамануджачарья приводит аналогию души и тела: точно так же как тело является продолжением души, так же пракрити или материальная природа является телом ишвары. Вишну является Сверхдушой вселенной, пракрити является Его телом.
Теперь перейдем к Брахма-мадхва-сампрадае. Ее ключ — шуддха-двайта — “чистый дуализм”. Если Рамануджачарья говорил, что джива и пракрити одновременно отличны и неотличны от ишвары, но подчеркивал аспект недвойственности, то Мадхвачарья подчеркивает их аспект двойственности. Он говорит, что они полностью отличны и независимы. В его философии две основных категории: реальность и независимость. Он говорит, что все эти три категории — пракрити, джива и ишвара реально существуют и отдельны друг от друга, но в полной мере независимостью обладает только ишвара, тогда как джива и пракрити зависимы друг от друга. Мадхвачарья приводит сравнение: бимба протибимба — это сравнение тени и того, кто эту тень отбрасывает. Ишвара — Тот, кто отбрасывает тень, а пракрити и джива — это тень. Ишвара независим, тень же всегда зависит от Него. Но они существуют отдельно и представляют собой независимые и реальные категории.
Следующая — Рудра-сампрадая. Ее философия — шуддха-адвайта – “чистая недвойственность”. Она очень близка к философии майавады. Здесь говорится, что материальный мир, джива и ишвара практически неотличны друг от друга, и приводится сравнение — мир неотличен от ишвары точно так же, как следствие не отлично от причины. Причина существует в следствии, так же ишвара существует в мире и существует в дживе. К этой сампрадае принадлежали такие великие ачарьи прошлого, которых Шрила Прабхупада часто цитирует, как Билвамангала Тхакур и Шридхара Свами. Рудра-сампрадая самая древняя. Вишнусвами жил в третьем веке до нашей эры.
Наконец, последняя, Кумара-сампрадая. Ее ключ – свабхавики двайта-адвайта – “естественное отличие и единство”. Нимбаркачарья подчеркивает одинаково отличие и неотличие дживы от ишвары. Он говорит, что они естественным образом одновременно отличны и неотличны друг от друга.
Нимбаркачарья приводит пример змеи, которая сложилась кольцом и спрашивает: “Отлична ли змея от спирали, в которую она сложилась?” И отвечает: “Она одновременно отлична и неотлична от этой спирали”. Эта теория ближе всего к философии Господа Чайтанья, но Господь Чайтанья подчеркивает непостижимость одновременного отличия и неотличия, а Нимбаркачарья — естественность одновременного отличия и неотличия. Он говорит, что это очень легко понять, точно так же, как солнце одновременно отлично и неотлично от солнечного света. Тогда как Господь Чайтанья говорит: “Вы никогда не сможете до конца понять этого”.
Мы не будем больше углубляться, чтобы не запутаться окончательно. Сделаем лишь вывод, что каждая из сампрадай пытается по-своему найти золотую середину между отличием Бога и живого существа и их единством.
Теперь перейдем к нашей сампрадае. Известно, что каждый из основателей четырех сампрадай встречался с Господом Чайтаньей в Навадвипе в Его не проявленных играх. И Нимбарке Господь Чайтанья сказал, что придет позже Сам, возьмет из каждой сампрадаи по два принципа и сделает синтез этих философий, чтобы составить свою собственную сампрадаю. Таким образом возникла Брахма-мадхва-гаудия сампрадая. Господь Чайтанья будучи Верховным Господом, пришел на землю и принял инициацию в Брахма-мадхва-сампрадае, но объединил все четыре сампрадаи и начал пятую.
В “Падма Пуране”, как мы уже упоминали, сказано уткале пурушоттама: все четыре сампрадаи будут распространять культуру Верховной Личности Бога. Но уткале пурушоттама имеет и второе значение. Уткал – это другое название Ориссы, Пурушоттама – другое название Джаганнатха Пури. Иначе говоря, в этом стихе из “Падма Пураны” предсказано, что все четыре сампрадаи будут распространять свое учение в кали-югу, начиная с Джаганнатха Пури – пурушеттома кшетры. Господь Чайтанья пришел в Джаганнатха Пури, основал там свою штаб-квартиру, и оттуда началось распространение этого учения по всей Индии. Оттуда, из Джаганнатха Пури, Он отправился в путешествие по Южной Индии, оттуда началось распространение движения санкиртаны. То есть в этом стихе из “Падма Пураны” предсказано явление Господа Чайтанья в уткале пурушоттаме. И что интересно, что Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, тот, кто начал распространение движения сознания Кришны по всему миру, тоже родился в Джаганнатха Пури, в уткале пурушоттаме.
Господь Чайтанья, как Он Сам сказал Нимбарке, взял из каждой сампрадаи по два принципа. От Рамануджи Он взял бхакта джава сева – служение вайшнавам, и ананья бхакти – чистое преданное служение. От Мадхвачарьи – кришна мурьи севана – то, что форма Божества есть абсолютная истина, то есть поклонение Кришне как Божеству. И второе – опровержение философии майавады. От Вишнусвами Господь Чайтанья взял два очень важных элемента, которые составили основу нашей сампрадаи – это рага марг – путь спонтанного преданного служения или путь преданного служения в спонтанной привязанности, и второй элемент – тадия сарвасва бхава – чувство полной зависимости от Кришны. И, наконец, от Нимбаркачарьи Он взял поклонение Радхе-Кришне, гопи бхаву — настроение любви гопи к Кришне, и кантха радхика ашрая – необходимость принять прибежище у Радхи.
Господь Чайтанья был Верховным Господом, Он уполномочил всех четырех ачарьев на создание сампрадай, затем взял у каждого из них по два принципа и составил новую сампрадаю, предназначенную для распространения культуры поклонения Верховной Личности Бога в кали-югу.
Четыре сампрадаи – это четыре способа описания одного и того же: одновременного единства и отличия Бога от творения. Но самое тонкое, самое филигранное описание, которое создает наибольшие возможности для раскрытия бхакти в сердце человека – это доктрина Чайтаньи Махапрабху, которая возникла как синтез философий четырех сампрадай.
Верховная Личность Бога приходит как Чайтанья Махапрабху и приносит Сам эту философию ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы – непостижимого одновременного единства и различия, которая является самым точным и полным описанием взаимоотношений живого существа и Господа. Он приносит ее, чтобы разбудить прему в нашем сердце.