Духовное развитие является научным процессом, требующим знаний, опыта и терпения. Девять методов преданного служения Богу этой древней практики являются краеугольным камнем этой науки.
1. Шраванам. Слушание повествований о Боге.
Такое слушание включает в себя:
- слушание повествований о деяниях Всевышнего Господа в духовном мире;
- слушание повествований о деяниях Всевышнего Господа, когда Он нисходит в материальный мир в Своей изначальной форме (Шри Кришны);
- слушание повествований о деяниях первичных экспансий Господа, связанных с процессом творения материальных вселенных;
- слушание повествований о различных воплощениях Самого Господа, Его разнообразных качествах и Его энергиях;
- слушание повествований о прославленных преданных Господа; е) слушание святого имени Господа.
2. Киртанам. Прославление Господа.
Прославление Господа бывает следующих видов:
- рассказы о Господе, как это услышано от духовных учителей и святых;
- громкое воспевание святого имени Господа;
- совместное воспевание святого имени Господа;
- тихое шептание святого имени Господа (на четках).
В наше время жизнь людей полна беспокойств. Это затрудняет следование сложным методам духовной практики. Поэтому в священных писаниях сказано:
харер нама харер нама
харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва
настй эва гатир анйатха
«В нынешний век вражды и лицемерия единственный путь к освобождению – это повторение святого имени Бога. Нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути».
Просто повторяя святое имя, человек сможет достичь высочайшего духовного совершенства. Это лучший способ обрести в жизни настоящую удачу.
Киртанам (прославление Господа) – второй из девяти методов духовной практики кришнаитов, следующий после шраванам (слушания). Его суть в том, чтобы петь и повторять имена Бога.
Лучше всего для этого подходит мантра “Харе Кришна”, но и любые другие молитвы и имена из истинных духовных традиций тоже подойдут.
Ежедневная практика кришнаитов – индивидуальное повторение святого имени Господа на четках (джапа). Мы также совместно поем мантру в храмах и на улицах – это называется киртан.
Также к киртану относится обсуждение деяний Бога и Его славы, философии, практики и т.д. Услышав духовное послание, благоприятно пытаться пересказывать его другим. Все это позволяет погрузиться в постоянную медитацию на духовную реальность.
3. Вишнох смаранам. Памятование о Господе.
Вишнох смаранам, или памятование о Господе, позволяет углубить свою духовную практику тому, кто очистил сердце с помощью шраванам (слушания) и киртанам (повторения). Смаранам – это практика сосредоточения своего ума на Верховном Господе, размышления о Нём и желания больше понять Его личность.
К видам смаранам относится:
- памятование о святом имени Господа (это самый доступный вид для тех, кто только начал заниматься духовной практикой);
- памятование о форме (облике) Господа;
- памятование о качествах Господа;
- памятование о деяниях Господа.
Качество памятования зависит от интенсивности чувств и глубины взаимоотношений между Господом и Его преданным.
4. Арчанам. Поклонение Господу.
Сюда включается поклонение в храме, принесение поклонов, изучение «Бхагавад-гиты» и другое.
5. Ванданам. Вознесение молитв.
Молитвы можно возносить как:
- те, что приводятся в священных писаниях
- молитвы собственного сочинения. Вознесение молитв тесно связано с другими методами преданного служения, хотя, в особых случаях, его можно практиковать отдельно (например, в беде).
6. Пада-севанам. Служение лотосным стопам Всевышнего.
Это особый вид преданного служения, позволяющий практикующему еще теснее связаться с Господом, а также обрести защиту от врагов и всего того, что тревожит сердце. Служение другим вайшнавам также входит в этот вид преданного служения, поскольку вайшнавы всегда пребывают в сени лотосных стоп Господа. Лотосные стопы Господа отмечены многочисленными благоприятными знаками, такими как стрекало погонщика слона, лотос, арена для жертвоприношений, рыба, стрела, зерно, сосуд для воды и других.
7. Дасьям. Выполнение поручений.
Выполнять поручения можно двумя способами:
- выполнять поручения Самого Господа (например, следовать Его наставлениям, данным в «Бхагавад-гите»);
- выполнять поручения духовного учителя. Духовный учитель – представитель Господа, поэтому выполнение его поручений равносильно выполнению поручений самого Господа.
Поручения выполняют с помощью трех составляющих:
- тела;
- ума;
- разума.
То есть все поручения должны быть поняты разумом, их осуществление должно быть сопряжено с желанием (функция ума), а также должны быть усилия, направленные на осуществление задуманного (телесная деятельность).
8. Сакхьям. Развитие дружеских чувств к Господу.
Эту разновидность преданного служения можно совершать, находясь на высоком уровне духовного развития. Господь всегда остается нашим другом, даже когда душа отворачивается от Него и пытается обрести счастье в мире мертвой материи. Развитие дружеских чувств к Господу – одна из неотъемлемых частей духовного становления.
9. Атма-ниведанам. Пожертвовать всем ради Господа.
Это самая сложная разновидность преданного служения, которая так же, как и предыдущая (сакхьям), практикуется на высших уровнях духовного развития. Имитировать ее нет необходимости. Продавать имущество и уходить из семьи тоже. В первую очередь подразумевается, что все чтобы мы не делали служило Его интересам. При правильном и постепенном следовании вышеупомянутым методам, такое желание разовьется само собой. При этом это внешне, в вашей жизни может ничего не поменяться.