Что означает это слово, какое отношение имеет Параматма к нам, когда Сверхдуша разрешает исполнять наши желания и как помогает идти по духовному пути – обо всем этом можно узнать из этой статьи.
Господь в нашем сердце
Слово «Параматма» в переводе с санскрита означает «Сверхдуша» от слов «парама» – высшая и «атма» – душа.
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада дает следующее определение Сверхдуши:
«Параматма – это всепронизывающий аспект Абсолюта, находящийся в сердце каждого живого существа, в каждом атоме и поддерживающий всю вселенную».
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Верховный Господь, который в форме Параматмы находится в сердце каждого живого существа, является нашим лучшим другом и доброжелателем.
Господь Кришна в «Бхагавад-гите» говорит прямо:
«Я пребываю в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель изучения всех Вед – постичь Меня. Я истинный составитель “Веданты” и знаток Вед»
«Бхагавад-Гита», 15.15
В комментарии к этому стиху А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет:
«Верховный Господь в образе Параматмы пребывает в сердце каждого живого существа, и именно Он побуждает каждого к деятельности.
Живое существо полностью забывает свою прошлую жизнь, но благодаря указаниям Верховного Господа, свидетеля всех его поступков, оно получает возможность снова начать действовать в этой жизни, как бы продолжая делать то, что делало в прошлом. Вот почему в следующей жизни оно начинает действовать в соответствии со своей прошлой кармой. Господь дает ему необходимое для этого знание, память и позволяет забыть прошлую жизнь. Таким образом, Господь является не только вездесущим, Он также Сам находится в сердце каждого живого существа, заставляя его пожинать плоды своей прошлой деятельности».
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Сверхдуша направляет нашу жизнь изнутри в соответствии с нашими желаниями и будет делать это до тех пор, пока мы не вернемся в духовный мир.
Впрочем, зная прошлое, настоящее и будущее, Сверхдуша может дать разрешение на исполнение какого-либо нашего желания или плана, а может и не дать.
Параматма, в зависимости от наших желаний и кармы, способствует нашему возвышению или деградации согласно нашему добровольному выбору:
«Обладая высшим разумом, Господь каждому предоставляет возможность осуществить свои желания, и Он же награждает живое существо плодами его поступков»
«Шримад-Бхагаватам», 2.9.25, комм.
Ни одна наша мысль, ни один поступок не укроется от этой экспансии Господа. И Сверхдуша каждое мгновенье наблюдает, как мы распоряжаемся данной нам свободой – злоупотребляем ею или же используем во благо.
Получая заработанные результаты деятельности, мы или наслаждаемся ими, или страдаем. А Господь наблюдает за тем, как мы с радостью «уплетаем» сладкие плоды своих прошлых благочестивых поступков, и кривимся, поедая горькие сморщенные плоды своих дурных дел. Господь в любом случае рядом – и в беде, и в радости. Он наблюдает и ждет, когда же мы, наконец, закончим гнаться за кратковременными удовольствиями, приносимыми телу или уму, и обратим внимание на Него, когда захотим огромного духовного счастья в служении Ему.
В тот момент, когда мы решим служить Господу, всем нашим страданиям в материальном мире придет конец. Это не значит, что мы перестанем чувствовать боль или все несчастья уйдут, словно «по мановению волшебной палочки». Нет. Просто у нас появится реальный шанс вырваться из цепи рождений и смертей.
Если человек становится преданным Господа, то рано или поздно он достигнет цели человеческой жизни, то есть обретет возможность служить Ему в духовном мире, исполненном вечности, знания и блаженства.
Облик Сверхдуши
Облик Господа духовен и не подлежит материальным измерениям. Тем не менее, для того, чтобы мы хотя бы на своем уровне представили его себе, в шастрах (священных писаниях) дается общее представление о Сверхдуше. Размер Параматмы равен расстоянию между кончиком безымянного и кончиком большого пальцев, то есть примерно двадцати сантиметрам. Господь в этой форме имеет четыре руки, в каждой из которых в строго определенном порядке держит Свои различные символы (начиная с нижней правой и до нижней левой руки) – лотос, колесо от колесницы, раковину и палицу.
Облик Сверхдуши описывается следующим образом:
«Его уста выражают радость, продолговатые глаза по форме напоминают лепестки лотоса, а желтоватые … одежды украшены драгоценными камнями. Все Его украшения сделаны из золота и усыпаны самоцветами. На Нем сверкающий головной убор, а в ушах – серьги… Весь Его торс украшен гирляндами из свежих цветов. На Его талии искусно расшитый пояс, а на пальцах перстни с драгоценными камнями. Его запястья, браслеты на ногах, умащенные ароматическими маслами волосы с синеватым отливом и прекрасное улыбающееся лицо радуют глаз»
«Шримад-Бхагаватам», 2.2.9-11
Бхагаван – источник Сверхдуши
«Верховную душу нельзя осознать ни изучением Вед, ни с помощью острого ума, ни благодаря слушанию и обсуждению священных писаний. Господь открывает Свою изначальную трансцендентную форму только той душе, которая принимает Его в глубине своего сердца как единственного учителя и Господина. Только такая душа способна достичь Его – Высшую душу, Личность Бога, Господа своего сердца».
«Катха-упанишад» (1.2.23)
«Шримад-Бхагаватам» (10.14.29) содержит аналогичное утверждение:
«О мой Господь, познать Твое истинное величие может только тот, кто удостоился хотя бы капли милости Твоих лотосных стоп. Но те, кто пытается постичь Верховную Личность Бога силой собственного ума, не добьются успеха, даже годами изучая Веды».
«Шримад-Бхагаватам» (10.14.29)
Абсолютная Истина познается в трех аспектах: Брахмана, Параматмы и Бхагавана. Низшая ступень познания Бога – понимание Брахмана, когда человек постигает духовную природу как противоположность материи. На более высоком уровне находится осознание Сверхдуши – это постижение Абсолюта, пронизывающего материальную вселенную. Однако понимание Брахмана и Параматмы без понимания Бхагавана – это неполное понимание Абсолютной Истины.
«Господь является источником как Параматмы, так и Брахмана, следовательно, в конечном счете все живые существа и все сущее исходит из Него»
«Шри Ишопанишад», 16
Концепция безличного Брахмана представляет собой неполное понимание Абсолютного Целого, это же справедливо и по отношению к Сверхдуше:
«Осознание безличного Брахмана – это осознание Его аспекта сат, то есть аспекта вечности, осознание Параматмы, Сверхдуши, – сат и чит, вечности и знания, но осознание Личности Бога – это осознание всех Его аспектов – сат, чит и ананды (блаженства). Когда человек осознает Личность Бога, он постигает все эти аспекты во всей их полноте»
«Шри Ишопанишад», Обращение, комм.
Когда человек приходит к пониманию личностного аспекта Всевышнего, Бхагавана, и занимается преданным служением Ему, – это высшая форма осознания Абсолюта. Это означает, что он в совершенстве постиг все три аспекта Абсолютной Истины.
Бхагаван – это и есть Верховная Личность Бога, Шри Кришна, источник Сверхдуши. Это замечательно объяснено в «Бхагавад-гите» (10.8), где Кришна говорит:
«Я – источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем».
«Бхагавад-гита» (10.8)
Кришна говорит, что Он источник всего, значит, Брахмана и Параматмы в том числе.
Две души
Ведические мудрецы различают Сверхдушу и индивидуальную душу. Обе находятся в сердцах живых существ. В Бхагавад-гите Кришна говорит, что Параматма всегда сопровождает индивидуальную душу. Господь в облике Сверхдуши наблюдает за тем, как живые существа получают возможности для исполнения своих материальных желаний в соответствии со своими прошлыми поступками. Кришна в «Бхагавад-гите» описывает функции Сверхдуши: быть свидетелем и давать санкцию. Находясь в сердце каждого живого существа как Параматма, Господь является свидетелем всех его желаний. Он смотрит, позволяют ли прошлые поступки их исполнить. Если это возможно в соответствии с кармой, то Он дает разрешение.
В «Мундака-упанишад» (3.1.1) индивидуальная душа и Сверхдуша сравниваются с двумя птицами, сидящими на дереве. Это дерево – наше материальное тело. Оно усеяно горькими и сладкими плодами – результатами прошлой материальной деятельности. Одна из этих птиц (индивидуальная душа) постоянно клюет эти плоды, в то время как другая лишь наблюдает за ней. Склевав все плоды с одного дерева, первая птица перелетает на другое. Вторая птица ее сопровождает. Так, исчерпав свою карму, душа оставляет одно тело и принимает другое.
Индивидуальная душа, атма – это бесконечно малая искра сознания, качественно равная Богу. Однако ей свойственно забывать свою истинную природу и запутываться в материальной жизни. Но Сверхдуша бесконечно велика и всеведуща. Она никогда не впадает в иллюзию.
Атма, как и Параматма, является личностью. Но между этими личностями существует разница. Атма находится в определенном месте, тогда как Господь в форме Параматмы присутствует повсюду:
«Повсюду Его руки и ноги, Его глаза, головы, лица и уши. Так Господь в аспекте Сверхдуши пронизывает Собой все сущее»
«Бхагавад-Гита», 13.14
Индивидуальная душа владеет индивидуальным телом, а Сверхдуше, Личности Бога Кришне, принадлежат все тела, где бы они ни находились. Ему принадлежат не только тела людей, но и тела птиц, животных и всех остальных живых существ во всех вселенных.
Кришна – лучший друг
Кришна – лучший друг всех живых существ. Сверхдуша всегда стремится вернуть индивидуальную душу домой, к Богу. Цель человеческой жизни – восстановить отношения с Параматмой. Это становится возможным только в результате общения с мудрецами, которые во всей полноте постигли духовную науку.
В «Науке самоосознания» Шрила Прабхупада пишет:
«Каждый, кто благодаря общению со святыми людьми обретает способность видеть, что живые существа представляют собой сочетание тела, владельца тела (индивидуальной души) и друга индивидуальной души (Сверхдуши), обладает истинным знанием».
Шрила Прабхупада, «Наука самоосознания»
Господь в форме Параматмы помогает человеку идти по духовному пути изнутри, а посланный Сверхдушой духовный учитель, гуру – извне. Гуру ведет ученика к Богу. По мере продвижения по этому пути мы начинаем чувствовать удовлетворение или неудовольствие Сверхдуши нашими мыслями и поступками. Когда же наше сердце станет достаточно чистым, мы сможем более отчетливо слышать голос Параматмы, обращенный прямо из нашего сердца.
Источники:
- А.Ч. Бхактиведанта Свами «Бхагавад-гита Как она есть» (10.8,13.22,13.23, 13.28 комм.)
- А.Ч. Бхактиведанта Свами «Чайтанья-Чаритамрита» (Ади-лила, 2.18-19)
- А.Ч. Бхактиведанта Свами «Шри Ишопанишад» (обращение, комм.)
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Наука самоосознания» (стр.93. Сверхсознание).
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Шримад-Бхагаватам».
- Е.С. Радханатха Свами лекция, Мумбай, 22 января 2006 года.
Автор Яминишвари дд