Бхагаван – это Кришна. И Бхагаван, Кришна является Верховной Личностью Бога.
«Бхагаван – это Тот, кто обладает всей силой, всей красотой, всем богатством, всем знанием, всей славой и всем отречением»
(Вишну Пурана 6.5.47)
Кто такой Бхагаван?
В «Брахма-самхите» (5.1) говорится:
«Качествами Бхагавана обладают многие, но Кришна – величайший из всех, ибо никто не может соперничать с Ним. Он – Верховная Личность. Его тело вечно и исполнено знания и блаженства. Он – изначальный Господь Говинда, причина всех причин».
«Брахма-самхита» (5.1)
Говинда – это одно из имен Господа Кришны.
Итак, многие (и мы с вами в том числе) в какой-то мере обладают некоторыми из перечисленных качеств, или даже всеми сразу. Но в полной мере всеми шестью качествами обладает только Бхагаван.
Таким образом, Бхагаван – это Кришна. И Бхагаван, Кришна является Верховной Личностью Бога.
Бхагаван как высший аспект пониманияАбсолютной Истины
Согласно «Шримад-Бхагаватам» (1.2.11):
«Aбсолютную Истину постигают в трех аспектах, которые неотличны друг от друга. Их называют Брахманом, Параматмой и Бхагаваном».
«Шримад-Бхагаватам» (1.2.11)
Это три стадии постижения Aбсолютной Истины: Брахман, или безличный вездесущий дух; Параматма – ипостась Всевышнего, пребывающая в сердце каждого живого существа; и, наконец, Бхагаван, или Верховная Личность Бога, Господь Кришна.
Бхагаван привлекает абсолютно всех
Кто-то может поспорить: «Почему это Бхагаван привлекает всех? Вот я, например, не привлекаюсь никаким Бхагаваном, а живу себе в свое удовольствие!» Но уже само это утверждение говорит о том, что человек стремится к счастью, к удовольствиям. А что доставляет человеку удовольствие? Все те же шесть качеств в разных пропорциях: красота, богатство, слава, сила, знание и отречение. Вот, как ни крути, а получается, что все мы связаны с Бхагаваном, Верховной Личностью Бога, с Кришной. Все привлекаемся Его качествами. Кого-то привлекают все шесть качеств сразу, кого-то только некоторые из них.
«У нас свой Бог»
«Ну, и зачем нам ваш Кришна-Бхагаван? – скажете вы, – у нас свой Бог!» А знаете, как с санскрита переводится «Кришна»? Всепривлекающий. То есть, не важно, к какой религии вы относитесь. Бог – один для всех. Мы просто по-разному называем Его.
В «Джаива дхарме» святой бабаджи Горачанда пандит, отвечая на один из вопросов муллы Сахиба, объясняет:
«Тот, кого ты зовешь Аллахом, мы зовем Бхагаваном. Эти два имени относятся к одной и той же Верховной Личности Бога. Его зовут разными именами в Коране, Пуранах, на разных языках в разных странах. Имени, которое лучше всего отражает качества Верховной Личности Бога, должно быть отдано предпочтение. Именно по этой причине мы отдаем предпочтение имени Бхагаван, а не Аллах, Брахман, Параматма и другим.
Имени, которое лучше всего отражает качества Верховной Личности Бога, должно быть отдано предпочтение. Господь прекрасен, и именно это Его качество является самым выдающимся. А имя «Кришна» является звуковым образом Бога, ибо это Он – всепривлекающий.
Слово Аллах значит «Тот, выше кого нет никого». Однако мы не считаем верховенство Бога над всеми живыми существами самым высшим Его качеством. Мы считаем, что Господь прекрасен, и именно это Его качество является самым выдающимся. Быть самым великим – бесспорно, замечательно. Но быть самым маленьким – также чудесно. Поэтому имя «Аллах» не вполне охватывает все чудесные качества Господа. А «Бхагаван» полностью охватывает все качества, которые способен осмыслить человек.
Другой признак Бхагавана состоит в том, что Он является господином всех энергий. То, что невозможно для человека, с легкостью осуществляется непостижимыми энергиями Бога. Именно в результате деятельности своих непостижимых энергий Он имеет форму, и в то же время лишен ее. Если мы будем утверждать, что Он не может иметь формы, это будет означать, что мы отрицаем Его всемогущество. Господь обладает формой, но она не является материальной. Он в Своей форме вечно наслаждается играми со Своими преданными. Аллах, Брахман и Параматма обладают лишь частью качеств Бхагавана. А Брахман и Аллах вообще не имеют формы.
Так что именно Бхагаван – вместилище всей славы и всех благоприятных качеств. Его сладкие игры подобны нектару. Бхагаван удивительно красив. Освобожденные души не могут отвести свой взор от Его красоты. Бхагаван обладает всем знанием. Он чист и совершенен. Являясь изначальным творцом, Он не соприкасается с материей. Он независим. Слово Бхагаван значит «обладатель шести достояний».
В отличие от аспекта Параматмы, Бхагаван обладает двумя отличительными признаками: богатством и сладостью. Черта сладости является лучшим другом духовных душ. Кришна – Господь каждого».
Мир неотличен от Бога, но Бог отличен от этого мира
Господь Кришна, как высший аспект Абсолютной Истины, является источником всего сущего. Сотворенный мир не отличен от Него. Однако Кришна отличен от этого мира. В этих утверждениях нет противоречия: каждая составная часть не может являться Целым, а вот в Целое входят все его составные части. Кришна обладает всей полнотой. Он – Абсолютная Истина и источник не только материального, но и духовного мира.
Кришну невозможно сравнивать ни с кем и ни с чем, ибо сравнение это не будет отражать всей полноты Его величия. Он – полное целое, а все остальное – Его части. Можно сравнивать разные части одного целого, но нельзя сравнивать часть и все целое. Они принадлежат к разным категориям. Например, ткань и нить. Ткань неотлична от нити – она состоит из этих нитей. Но нити отличны от ткани, потому что их невозможно использовать таким же образом. Часть всегда служит целому. Подобным образом, о Кришне говорится в «Чайтанья Чаритамрите» (Ади лила, 5.14):
экале ишвара кршна — единственный Верховный Господь – это Кришна. Ара саба бхритйа – все остальные Его слуги.
«Чайтанья Чаритамрите» (Ади лила, 5.14)
Метод осознания Бхагавана
Ведические писания говорят о том, что стремление к Богу является естественным для каждого живого существа. Но не так-то просто пробудить это стремление в своем сердце. Однако, сделать это крайне необходимо, ибо познание своей природы и природы Того, чьей неотъемлемой частичкой мы являемся – это путь к счастью.
В «Джайва-дхарме» Бхактивинода Тхакура говорится, что пока мы находимся в материальном мире, наш ум постоянно наполнен материальными мыслями.В таком состоянии душа не способна понять свою истинную духовную сущность и служить Верховному Господу, пребывающему в ее сердце в форме Сверхдуши. Однако, слушая и воспевая славу Господа, а также занимаясь другими видами преданного служения, душа постепенно очищается от материальной скверны. Тогда начинают слабеть удерживающие ее путы майи. Со временем душа начинает действовать на духовном уровне.
Мудрецы утверждают, что нужно решительно отбросить все, что не связано с Господом, и совершать лишь те действия, которые необходимы для того, чтобы восстановить связь с Ним.
Бхагавана можно познать исключительно посредством преданного служения Ему. Кришна Сам говорит об этом:
бхактйа мам абхиджанати
йаван йаш часми таттватах
тато мам таттвато джнатва
вишате тад-анантарам
«Бхагавад-гита» (18.55)
«Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению все сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога».(Бхагавад-гита 18.55)
Душа – вечная частичка Господа. Поэтому, так или иначе, ей нужно научиться обращать к Нему свой ум. Созерцая Божество Господа в храме, слушая повествования о Его играх и занимаясь другими действиями в рамках преданного служения, душа постепенно возрождает свою изначальную духовную природу. Служение Божеству в храме, слушание о Нем и воспевание Его славы – это способ духовного продвижения для тех, кто искренне решил встать на путь, ведущий к истинному счастью.
Источники:
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Бхагавад-гита Как она есть» (18.55)
- А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада «Чайтанья-Чаритамрита» (Ади-лила, 5.14)
- Бхактивинода Тхакур «Джайва-дхарма» книга
- Семинар «Раса-лила», прочитанный Е.С. Бхакти Вигьяной Госвами лекция 1, Маяпур 05.03.2011г.
- Семинар «Обзор Первой песни «Шримад-Бхагаватам», прочитанный Е.С. Бхакти Вигьяной Госвами обзор 5 главы (5 часть), 21.06.2013г.
Автор Яминишвари дд.