Причиной для написания этой статьи послужило интервью с матаджи Арчи, опубликованное в прошлом номере газеты “Вечные Ценности”. В том интервью содержится ответ на вопрос о том, что делать одному из супругов, если второй не хочет придерживаться 4-го регулирующего принципа.
В этом ответе содержались так же общие положения касательно того, каким должно быть отношение грихастх к сексу в целом. Многие преданные увидели, что сказанное там может быть понято превратно преданными не искушенными в философии и практике сознания Кришны.
В этой статье не ставится задача отвечать на конкретный вопрос (что делать…), поскольку ответов может быть сотни, так как все мы личности и ситуации в которых мы находимся, могут отличаться. Важно понимать принципы, применить которые может каждый и в любой ситуации. Вот об этих принципиальных положениях философии сознания Кришны касательно ограничения в сексе и пойдет речь в этой статье.
Прежде всего, вниманию всех вайшнавов региона хотелось бы представить один документ.
Резолюция №303, принятая на ежегодном общем собрании Джи-би-си в феврале 2011 года, в Майяпуре:
Этим документом Джи-би-си желает прояснить, что в соответствии с учением Шрилы Прабхупады, половая жизнь в рамках религиозных принципов Гаудийя-вайшнавов предназначена исключительно для зачатия детей и ничего иного. Прямой обязанностью родителей является воспитание детей в сознании Кришны. Это объясняется в Пятой песни «Шримад-Бхагаватам” 5.14.9 ком. :
“В «Бхагавад-гите» (7.11) сказано: дхармавируддхо бхутешу камо ‘сми бхаратаршабха. Вступать в половые отношения разрешается только ради зачатия детей, а не ради наслаждения. Секс предназначен для того, чтобы на благо семьи, общества и всего мира зачинать хороших детей; в противном случае, ведя половую жизнь, человек нарушает религиозные предписания”.
В то время, как определение незаконной половой жизни, которое дает Шрила Прабхупада достаточно ясно, мы можем констатировать, что некоторые преданные с трудом могут следовать данному регулирующему принципу. Поэтому Джи-би-си призывает вместо того, чтобы пытаться трактовать и приспосабливать определение, данное Шрилой Прабхупадой, продолжать свою духовную практику, исполнившись искренности и смирения, стараясь подтянуться до указанного стандарта. В связи с этим Шрила Прабхупада пишет:
“На первых порах человек, стремящийся развить в себе сознание Кришны, иногда не может следовать всем указаниям Господа, но, поскольку он не отвергает их и искренне трудится, не обращая внимания на неудачи и не поддаваясь отчаянию, со временем он непременно обретет чистое сознание Кришны”. (Б.Г. 3.31к)
В Шримад-Бхагаватам также утверждается:
“Пробудив веру в рассказы о Моей славе, испытывая отвращение ко всей материальной деятельности, понимая, что все чувственные наслаждения ведут к страданиям, но все же не чувствуя в себе сил отказаться от них всех, Мой преданный должен в счастливом состоянии сознания и с великой верой и решимостью поклоняться Мне. Хотя иногда Мой преданный наслаждает свои чувства, тем не менее, он знает, что все чувственные удовольствия приводят к страданиям, и искренне раскаивается в своих слабостях.” (ШБ 11.20.27-28)
Эта резолюция является усилием Джи Би Си в том, чтобы восстановить принципы истинной вайшнава-дхармы в нашем обществе и памяти преданных. Выше, в резолюции приводится ряд цитат, ясно указывающих как на должный стандарт касательно ограничений в сексе установленных основателем-ачарйей, так и на должное понимание этого вопроса и умонастроение тех, кто этому стандарту следовать несостоятелен.
Согласно стандарту установленному Шрилой Прабхупадой в ИСККОН, секс между супругами не является нарушением принципов религии в случае соблюдения трех положений: 1. цель – зачатие детей; 2. в благоприятное для этого время; 3. после прочтения 50 кругов маха-мантры на четках. Секс в браке не ради зачатия детей является нарушением 4-го регулирующего принципа и обетов данных духовному учителю при инициации. Для не инициированных это дисквалификация для получения духовного посвящения.
Слова матаджи Арчи:”Сильная половая активность в рамках семьи – это не грех, это – тормозящий духовное развитие фактор”, могут быть в какой-то степени правильны только по отношению к неинициированным преданным, все еще старающимся подняться до уровня строгого следования 4-м принципам. Однако нарушение обещания, данного духовному учителю во время инициации, является грехом, и очень серьезным, а также нама-апарадхой, а не просто”тормозящим духовное развитие фактором”.
Шрила Прабхупада является преданным самого высочайшего уровня, в сердцах таких великих душ как он навечно нашли прибежище принципы истинной религии. Но, тем не менее, стандарт установленный им опирается на авторитетные шастры и видения других великих душ, таких как Бхакти Сиддханта Сарасвати и Бхактивинода Тхакур. Шримад-Бхагаватам, 11.5.11:
«Согласно заповедям Вед вино, используемое в ритуальных церемониях, не предназначено для того, чтобы его потом пить. Можно лишь вдыхать его аромат. Аналогичным образом, хотя животных можно приносить в жертву, их неограниченное убийство на бойнях недопустимо. Религиозная половая жизнь также дозволяется, но только в браке и для зачатия детей, а не ради удовлетворения сластолюбия. К сожалению, невежественные материалисты не способны понять, что все свои обязанности им следует выполнять как духовный долг»
Этот стих цитирует Шрила Бхактивинода Тхакур в Шри Чаитанйа Шикшамрите.
Природа материального мира такова, что любой секс приносит страдания, будь он законный или не законный. Любой секс делает человека более грубым и эгоистичным и невосприимчивым к трансцендентному знанию, любой секс истощает иммунную систему и интеллект, любой секс является главным препятствием на пути духовной самореализации. Шрила Прабхупада, наш вечный доброжелатель, желая нам блага, постоянно, вновь и вновь в своей проповеди подчеркивал важность следования 4-м регулирующим принципам. В соответствии с учением Шрилы Прабхупады, основателя-ачарйи ИСККОН, секс допустим только для зачатия детей и ни как иначе. Но реальность такова, что многие из тех, кто даже понимает пагубность потакания этому животному инстинкту, тем не менее, не всегда может сдержать натиск чувств. Некоторые искатели истины неспособны поддерживать должный стандарт на начальном этапе своего пути, некоторые падают жертвой обстоятельств и прошлых привычек, уже придерживаясь принципов в течение некоторого времени. Тем не менее, каждый может воспользоваться целительной силой преданного служения и освободить себя от этого главного симптома материальной лихорадки. Эта идея совершенным образом выражена в процитированном в резолюции стихе Ш.Б. 11.20.27-28:
«Пробудив веру в рассказы о Моей славе, испытывая отвращение ко всей материальной деятельности, понимая, что все чувственные наслаждения ведут к страданиям, но все же не чувствуя в себе сил отказаться от них всех, Мой преданный должен в счастливом состоянии сознания и с великой верой и решимостью поклоняться Мне. Хотя иногда Мой преданный наслаждает свои чувства, тем не менее, он знает, что все чувственные удовольствия приводят к страданиям, и искренне раскаивается в своих слабостях».
Здесь слово каман прежде всего значит половое желание, а так же привязанности и к любым другим чувственным наслаждениям. В самом стихе говорится о том, как искренний преданный относится к своим повторяющимся падениям. Прежде всего Господь говорит, что такой преданный: 1) обладает верой в трансцендентное могущество кришна-катхи и святого имени; 2) уверен в том, что любые чувственные наслаждения принесут ему одни лишь страдания, т.е. преданный не питает ни каких иллюзий и знает как устроен этот мир и его законы. Это очень важно понимать, в этом мире все движется в соответствии с законами заложенными Господом, а не в соответствии с тем как мы чувствуем. Человек может чувствовать, что занимаясь сексом он выражает любовь к близкому человеку, такова лукавая логика обусловленных душ, но на самом деле он нарушает законы Бога. Сексуальное желание удерживает человека во множестве иллюзий и одна из них это уверенность в том, что наслаждения сексом могут принести счастье. Следующая цитата указывает на такого рода заблуждения:
“Идея, что мы можем достичь счастья, наслаждая наши чувства, в особенности при помощи секса и плотской любви (корня любого рода наслаждений), есть, наиболее глубоко укоренившееся и стойкое из всех человеческих убеждений. С разрушением традиционных религий и официальным утверждением светской философии, эта иллюзия только окрепла и приняла вид наваждения” (Равиндра Сварупа Прабху)
Преданный должен быть свободен от подобной иллюзии. 3) по-настоящему искренний преданный раскаивается в своих слабостях. Когда человек действительно искренний и действительно раскаивается, то это сопровождается сильным желанием измениться. В разуме такого преданного не найдется места оправданиям в форме различных философских жанглировании. Ниже цитата из комментариев к «Шримад-Бхагававтам» учеников Шрилы Прабхупады говориться о механизме возникновения лже-философий:
«Живое существо не господин, а слуга, но оно приходит в этот мир с желанием властвовать над материальной природой. Это извращенное стремление эксплуатировать окружающий мир ради чувственных удовольствий побуждает живое существо искажать и принципы духовной жизни, чтобы вечные духовные принципы не мешали ему удовлетворять материальные чувства». (Ш.Б. 11.1.24комм.)
Все преданные, занимающие положения лидеров и авторитетов по отношению к другим, несут ответственность за то, что бы личностно заботится о подопечных. Личностно – значит помогать применить принципы вечной религии в каждом отдельном случае, при этом, не изменяя самих принципов религии. Опытный преданный должен уметь поддержать подопечного в любой ситуации, при этом, не меняя принципов сознания Кришны и не приспосабливая их под его низкий стандарт. Мы должны быть осторожны в том, что бы, не занижать стандарты. Необходимо помнить, что такая склонность естественна для человека с материальными желаниями. Всегда есть соблазн оправдать свои слабости, но это не помогает излечиться от материальной лихорадки. Важность раскаяния так же затрагивается Кришной и в «Бхагавад-гите» 9.30-31.шашвач чхантим нигачханти – эти слова означают, что преданный совершающий отвратительные поступки из-за старых привычек, но при этом имеющий решимость служить Кришне, очень быстро обретает вечный мир. Обретает вечный мир, значит, что до тех пор, пока он не может соответствовать должному стандарту вайшнавского поведения, он вновь и вновь неустанно сокрушается в своих слабостях. И по мере того, как лекарство преданного служения излечивает его от лихорадки неправильных поступков, он обретает покой. Но до этого времени, он вновь и вновь раскаивается.
И вот к такому преданному, который знает, что удовлетворение чувств приведет обязательно к страданиям, неустанно сокрушается в своих слабостях и имеет веру в процесс бхакти, Кришна обращается в этом стихе, вдохновляя его не падать духом и с энтузиазмом продолжать свое любовное служение. Кришна говорит, что он должен оставаться счастливым. Это значит, что раскаяние не должно принимать форму затяжной депрессии, уводящей преданного из общества других преданных и отвлекающей от процесса преданного служения. Этими словами Господь удерживает от разочарования и депрессии преданного неспособного отказаться от чувственных наслаждений и указывает ему на средство, с помощью которого он сможет разрешить свои проблемы падений. И средством этим является преданное служение, подразумевающее общество других преданных, слушание и воспевание.
Из понимания этих стихов можно сделать вывод. Не важно, по какой причине мы оказались в состоянии неспособности соблюдать все принципы сознания Кришны, мы должны пить нектар слушания и воспевания, и именно он излечит нас от материального недуга в форме продолжающегося удовлетворения чувств. Многие преданные нашего движения уже не находят трудным обходится без секса в семье, и еще многие и многие, достигнут этой предварительной ступени чистоты. Уровень следования 4-м принципам не является уровнем парамахамс, это уровень цивилизованного человека и с помощью принципов сознания Кришны и ведической культуры каждому искреннему преданному будет совсем не трудно очистить свое существование и обрести безграничное духовное блаженство. Что же касается сексуального счастья, то Господь Ришабхадев говорит о нем как о том, что доступно даже свиньям и собакам. Но человеку доступно большее! Настоящее счастье находится за темной стеной сексуального наслаждения, только по ту сторону этой стены мы можем переживать по-настоящему возвышенные и утонченные эмоции и по настоящему любить и быть способными сделать счастливыми своих близких.
Баларам-ачарья дас и Мадона Мохан дас, Майяпур 30.08.2011. По материалам сайта pancha-tattva.ru