Что же подразумевается под понятием «реинкарнация»?
Слово «реинкарнация» появилось в английском языке в середине XIX столетия. Оно состоит из пяти латинских слов: re- = «снова»; in- = «внутрь»; carn = «плоть»; -ate = «причинять, или становиться»; и –ion = «процесс».
Поэтому реинкарнация дословно означает «процесс попадания снова в плоть». Это понятие подразумевает, что в нас содержится нечто, что отделяется от плоти, или тела, и что после его смерти возвращается, обретая новую плоть. Веды утверждают, что жизнь – это всего лишь один кадр в киноленте времени и что тело, в котором мы находимся сейчас, является не первым, а всего лишь очередным. В «Бхагавад-Гите» (2.22) это поясняется так:
васамси джирнани йатха вихайа
навани грихнати наро ‘парани
татха шарирани вихайа джирнанй
анйани самйати навани дехи
«Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные».
Ранее мы уже говорили о том, что во Вселенной существует 8400000 форм, в которых может воплощаться индивидуальная душа, меняя одну форму на другую. Так происходит эволюция души, а не эволюция тела, как предполагал Дарвин. Эволюционирует не тело, а душа, переходя из одной формы в другую и получая различные возможности для страданий и наслаждений, в соответствии с реакциями предыдущей деятельности. В «Бхагавад-Гите» (13.22) Кришна говорит:
пурушах пракрити-стхо хи
бхункте пракрити-джан гунан
каранам гуна-санго ‘сйа
сад-асад-йони-джанмасу
«Так живое существо, оказавшееся в материальном мире, следует дорогами жизни, наслаждаясь тремя гунами материальной природы. Находясь в её власти, оно встречается с добром и злом в различных формах жизни».
От чего зависит то, в какой именно форме воплотиться душа?
«Тип и марка» нашего тела, как некоего средства передвижения, соответствует результатам деятельности (карма), которой мы занимались на протяжении всего пути предыдущих жизней, и желаний (кама), которые мы лелеяли. Деятельность же в настоящей жизни отразится на состоянии тела как средства передвижения, которое мы получим при следующем рождении. Принцип, согласно которому текущие события влияют на будущие жизни, на санскрите называется кармой, и мы подробно уже рассмотрели «Закон кармы» в нескольких предыдущих Уроках. В соответствии с ним, за каждое действие следует ответное противодействие, совсем как по Третьему закону Ньютона. Реинкарнацию можно рассматривать как пожинание плодов своей предыдущей деятельности: делаешь добро – получаешь хорошее тело, делаешь зло – получаешь плохое тело. Так в ответ на наши желания (кама) и в соответствии с нашим поведением (карма) в настоящей жизни, материальная природа готовит для нас следующее тело. И если мы того заслужили, нам могут предложить лучшую «модель» с усовершенствованными характеристиками.
Особое значение имеет человеческая форма жизни, ибо в ней живое существо создаёт свою карму, тогда как в других формах жизни оно просто отрабатывает её. В конце жизни человека подсчитывается суммарный результат последствий, и так живое существо, с этим грузом реакций, переходит в следующее рождение. Если суммарный результат кармических последствий оказался большей частью в благости – душа воплощается, как сверхчеловеческое существо на высших планетах, если в страсти – как человек на средних планетах, и если в невежестве – как животное или ниже. Если же человек обрёл духовное сознание, он воплощается на планете Кришны в духовном мире.
Действительно ли «человеческая душа» способна вселяться в тела животных или растений? Если новое тело является, в конечном счёте, результатом желания, то неужели кто-то желает получить эти низшие формы?
Если в этой жизни человек ведёт себя как животное, то в следующей жизни может получить тело животного. И хотя он может не иметь прямого желания обрести форму животного, например свиньи, тем не менее, его поступки изобличают его истинные желания, находящиеся в глубине сердца. Поскольку удовлетворение различных необузданных влечений легче осуществляются в более крепком теле животного, то он и получает это тело. Каждое тело наделено особой чувственной силой. Человеческое тело уступает телу газели в скорости, телу голубя – в сексуальной удали, телу тигра – в мощности пищеварительной системы. Реинкарнация даёт нам то, что мы в действительности хотим получить и чего мы добиваемся своими поступками. Иногда человеческое тело просто не позволяет нам испытывать чувства, которые необходимы для удовлетворения наших желаний.
Мы можем сомневаться также, что «человеческая душа» вообще способна вселяться в тело животного и что животные вообще могут иметь душу. Но каждый, кто заглядывал в глаза кошке или собаке, знает ответ на этот вопрос. Восприимчивый человек, заглянув в глаза любому животному существу, сможет ощутить изначальную связь, которая существует между всеми живыми существами. То, что вдыхает жизнь в человека, – чем бы оно ни было – явно присутствует в телах всех дышащих существ. Всё живое проходит через 6 фаз жизни: рождение, рост, поддержание существования некоторое время, производство сопутствующих жизни продуктов (потомства и/или секреции тела), увядание и, наконец, смерть. Животные, как и люди, проходят через все эти фазы, и поэтому также являются «живыми», то есть «обладают душой». Для жизнедеятельности и человеку, и животному необходимо физическое тело, обладающее пятью органами чувств, чтобы ощущать вкус, осязать, видеть, обонять и слышать. Кроме того, мы наделены эмоциями, волей и интеллектом, но эти способности исходят уже не от тела, а от чего-то более тонкого – будь то разум или душа… Нам известно, что животные также проявляют эмоции, разум и определенные собственные индивидуальные особенности. Согласно этим признакам, как люди, так и животные обладают телом и душой.
Как происходит реинкарнация?
Материальное тело является комбинацией грубого и тонкого тел. В момент смерти душа оставляет грубое тело, но тонкое тело, на которое в процессе жизни наложили свой отпечаток последствия деятельности и общения, не уничтожается и остаётся с душой. В «Шримад-Бхагаватам» (4.29.60) об этом говорится:
«Великий мудрец Нарада продолжал: В этой жизни живое существо действует в грубом теле. К деятельности его побуждает тонкое тело, состоящее из ума, разума и эго. Когда грубое тело умирает, тонкое тело продолжает существовать, наслаждаясь и страдая. Таким образом, со смертью грубого тела ничего не меняется».
Тонкое тело, которое не разрушается со смертью грубого тела, обеспечивает преемственность мыслей, чувств, желаний и убеждений, между прошлой и нынешней жизнями. Именно состояние тонкого тела в момент смерти и определяет будущую форму нового грубого тела. Получив его, мы снова рождаемся в материальном мире, чтобы наслаждаться или страдать. Если мы не обладаем грубым телом определенного типа, мы не можем наслаждаться или страдать в соответствии с наклонностями ума, которые остались у нас с прошлой жизни. Поэтому то, или иное тело, дается нам в зависимости от состояния нашего ума в момент смерти.
Это подтверждается в «Бхагавад-Гите» (8.6):
йам йам вапи смаран бхавам
тйаджатй анте калеварам
там там эвайти каунтейа
сада тад-бхава-бхавитах
«О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни».
Почему мы не помним свои прошлые жизни?
Следует сразу отметить, что существуют случаи, когда человек помнит свою прошлую жизнь. Но большинству людей это не дано и на то есть многие причины. В конечном счёте, все эти причины учитывает Сверхдуша в сердце человека и наделяет его необходимой для существования памятью или забвением. Вот, что Кришна говорит в «Бхагавад-Гите» (15.15):
«Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходят память, знание и забвение…».
Шрила Прабхупада поясняет в комментарии к этому стиху:
«…Живое существо полностью забывает свою прошлую жизнь, но благодаря указаниям Верховного Господа, свидетеля всех его поступков, оно получает возможность снова начать действовать в этой жизни, как бы продолжая делать то, что делало в прошлом. Вот почему в следующей жизни оно начинает действовать в соответствии со своей прошлой кармой. Господь даёт ему необходимые для этого знания и память и позволяет забыть прошлую жизнь…».
Теперь следует разобраться, почему же Кришна лишает нас памяти о прошлых воплощениях?
Прежде всего нельзя сказать, что стирание воспоминаний с грифельной доски памяти не происходит в течении жизни человека. Неспособность зрелых людей с проницательным умом воскрешать в памяти ранние годы своей жизни и частая утрата способности вспоминать у пожилых — всё это естественный процесс вытеснения относительно несодержательной информации из осознанной памяти.
Многие вещи мы сами не хотим помнить. Даже в этой жизни мы могли допустить роковые ошибки, которые затем отравляют всю нашу жизнь. Если кто-нибудь станет напоминать нам об этом, мы схватимся за голову и начнем стонать: «О, это ужасно! Я не хочу больше слышать об этом. Прекрати, я хочу забыть об этом». Таким образом, определенные вещи мы сами не хотим помнить уже в этой жизни. А сколько таких дел было у нас в прошлом? Воспоминание или знание о них причиняют нам боль, которая может быть не меньше физической. Поэтому ради нашего блага, память о прошлой жизни нам недоступна.
Кроме того, несомненно, что вселение забывчивости в душу, которая получает новое рождение, является проявлением милосердия Бога. Вообразите себе это тяжелое испытание – в попытках прожить одну жизнь, терзаться воспоминаниями о другой. Нам было бы гораздо сложнее строить отношения с новыми семьями и друзьями, усваивать необходимые уроки жизни, если бы нам приходилось возвращаться в мыслях к семьям и друзьям из прошлых воплощений. Прошлые привязанности и утраты могли бы лишить смысла новые события жизни. Например, если в прошлой жизни я был (или была – здесь уже возникает путаница) в женском теле, и умер(ла) в расцвете молодости, но в этой я получил тело мужчины, то что будет, если я буду ясно помнить свою прошлую жизнь? Я постоянно буду путаться в том, кто я. Скорее всего, мне придется обратиться к услугам психологов, чтобы они помогли мне забыть об этом наваждении, что я – красивая женщина. Если это не поможет, то прямая мне дорога в психиатрическую клинику, с диагнозом «шизофрения». Еще более тяжелый вариант, это прошлая жизнь в теле животного. Если в прошлом Вы приняли рождение в теле льва, тогда что у Вас будет за жизнь, если Вы во всех подробностях помните, как вы разрывали на клочья животных, и может быть даже людей, и чувствовали вкус их свежей крови. Каждый хочет чувствовать себя целостной личностью. Почему? Потому что в этом заключена большая сила: внутри нет никаких противоречий, сомнений в отношении того, кто я, и чем мне заниматься. В этом случае, память о моём прошлом «я» будет подрывать моё желание быть успешной и процветающей личностью, то есть целостным материалистом.
Другая причина забвения прошлых воплощений – это сильная боль во время рождения. «Шримад-Бхагаватам» (3.31.23) так описывает потерю памяти младенца из-за сильной боли при родах:
«Внезапные толчки воздуха заставляют его выйти из материнской утробы. В великих муках, вниз головой он появляется на свет, бездыханный и потерявший от сильной боли память».
Каков механизм забвения прошлых жизней?
Хотя память, знание и забвение происходит под руководством Сверхдуши, существуют тонкие механизмы того, как это происходит. В частности, Шримад-Бхагаватам (11.22.35-41) дает описание психологических процессов, в результате которых, мы полностью забываем о своих прошлых жизнях. Ниже следует пересказ этих текстов с некоторыми комментариями и заключительным выводом:
Материальный ум человека формируется в результате его кармической деятельности. Ум вместе с пятью чувствами путешествует из одного материального тела в другое. Духовная душа, хотя и отлична от ума, следует в этом путешествии за своим умом. Из-за последствий своей прошлой кармической деятельности, ум попадает в определенные рамки внешних обстоятельств, которые ограничивают его. Другими словами, ум ограничен тем набором чувственных объектов, которых он может воспринять или о которых он может помыслить. Материалистичный ум всегда сосредоточен на этих объектах чувств. Всегда погружённый в них, ум не мыслит своё существование вне и помимо этих чувственных мыслеобразов. Однако, в момент смерти происходит полный обрыв связи ума с внешним миром и с тем набором чувственных объектов, к которому ум так привык и так привязался. Отрезанный от всех объектов непосредственного опыта, ум испытывает потрясение и ему кажется, что он прекратил своё существование. Затем, в соответствии с последствиями своей прошлой деятельности, душа вместе с тонким телом получает новое грубое тело и начинает ощущать новый набор чувственных объектов. Это воспринимается умом как появление на свет, как новое существование, которого раньше никогда не было. По мере того, как ум проходит через полную переориентацию на новый набор объектов, кажется, что его прошлый образ мысли полностью уничтожен и сейчас с нуля создается новый ум, новая личность. На самом же деле, действует тот же самый ум, хотя и по-другому, в других условиях и обстоятельствах. Образ мысли ума, его умонастроение, его глубинные мотивы – всё это сохраняется. Поэтому у каждого ребёнка с самого рождения проявляется свой уникальный характер. Даже у двух близнецов родившихся в одно время совершенно разные характеры. В результате того, что ум сначала пережил шок от обрыва связи со старым набором чувственных объектов, а затем испытал кажущееся рождение и установление связи с новым набором объектов, он теряет способность помнить свою жизнь в прошлом теле и отличать её от жизни в новом теле. Родившись в новом теле, ум полностью захватывается потоком приятных и болезненных ощущений, которые он испытывает в новом теле. Охваченный новыми чувствами, ум полностью забывает о том, что он испытывал в своём прошлом теле. Полное забвение (по той или иной причине) о своём прошлом материальном отождествлении называется смертью. Рождение же – это просто полное отождествление со своим новым телом. Когда человек спит, он забывает о своем теле, и о своём отождествлении. Во сне, он полностью принимает опыт своих сновидений за реальность. Когда нам снится сон, как правило, мы не помним своего прошлого сна. Подобно этому живое существо, находясь в своём нынешнем теле, думает: «Я только недавно появился на свет», хотя он существовал и до этого. Из этого описания можно вывести общее правило: Чем менее интроспективен человек, то есть чем больше его ум погружен в феерию звуков, образов и других внешних ощущений, тем быстрее он забывает о своей прошлой жизни. Из этого правила могут быть некоторые исключения. Несмотря на мирской склад ума, человек может обладать особым благочестием или получить благословение Верховного Господа, Его чистых преданных или святых и могущественных брахманов, благодаря которым он способен помнить о своей прошлой жизни. Мистическая способность помнить свое предыдущее тело называется на санскрите термином джати-смара. (Шримад-Бхагаватам 11.22.41, комм.).
Сколько жизней живёт душа в материальном мире?
Процесс реинкарнации души может продолжаться бесконечно долго, до тех пор, пока живое существо не возродит своё духовное сознание, повстречавшись с представителем Кришны – духовным учителем. В «Чайтанья Чаритамрите» (19.151) говорится:
брахманда бхрамите кона бхагьяван джива
гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа
«В соответствии со своей кармой, все живые существа блуждают по всей вселенной. Некоторые из них поднимаются на высшие, а некоторые опускаются на низшие планетарные системы. Из многих миллионов блуждающих живых существ, тот, кто очень удачлив, по милости Кришны получает возможность встретиться с истинным духовным учителем. Милостью и Kришны и духовного учителя, такой человек получает семя лианы преданного служения».
Как душа переносится в другое тело, и кто определяет тип его следующего тела?
Душа приходит в материальный мир в сопровождении экспансии Всевышнего Господа, Параматмы, которая сопровождает её из тела в тело и заботится о ней. По-другому Параматму называют Сверхдуша. Именно Сверхдуша делает возможным переход индивидуальной души из одного тела в другое. Тип нового материального тела также определяется Сверхдушой, которая учитывает желания и заслуги живого существа. Шрила Прабхупада поясняет это в комментарии к «Бхагавад-гите» (2.22):
«…Переход крошечной индивидуальной души в новое тело становится возможным по милости Сверхдуши. Сверхдуша исполняет желания индивидуальной души, подобно тому, как один друг исполняет желания другого. В Ведах, например в «Мундака-упанишад» и «Шветашватара-упанишад», душу и Сверхдушу сравнивают с двумя птицами, сидящими на одном дереве. Одна из них (индивидуальная душа) поедает плоды этого дерева, а другая (Кришна) наблюдает за действиями своего друга. Хотя эти две птицы в качественном отношении подобны друг другу, одна из них полностью поглощена вкушением плодов материального дерева, а другая просто наблюдает за её действиями. Кришна – это птица-свидетель, а Арджуна – птица, которая поедает плоды материального дерева. Хотя они друзья, одна из них всегда остаётся господином, а другая – слугой. Когда бесконечно малая душа забывает об этих отношениях, она вынуждена постоянно менять своё положение, перелетая с одного дерева на другое, то есть, переселяясь из тела в тело…».